Найти в Дзене
Разговоры за хого

Этот мир придуман не нами, но мы можем его изменить

Вот у меня руки дошли наконец и до "Книги грёз" - как всегда, позже всех, когда уже десятки отзывов написаны, все достоинства сериала по полочкам разложены, а сам он пересмотрен поклонниками на два-три раза. Я всерьёз претендую на почётное звание "самого тормозного китайского обзорщика"😁. С другой стороны, я давно убедилась, что есть проекты, о которых читают, хоть когда про них напиши, а есть такие, о которых в любое время прочитают единицы. И дело тут не в качестве. В причины углубляться не буду, но суть в том, что "Книга грёз" - как раз тот проект, о котором можно писать сколько угодно и когда угодно, всё равно читатели найдутся. Это тот редкий случай, когда создатели сериала практически всем угодили. Здесь и популярнейшие актёры, и нестандартный, захватывающий сценарий, и богатое визуальное оформление, и отличная музыка... да что там перечислять, все, кто посмотрел, это оценили, а кто ещё по каким-то причинам не посмотрел, тем всё-таки рекомендую ознакомиться.

Постер сериала "Книга грёз"
Постер сериала "Книга грёз"

Я сама, кстати, могла бы остаться среди тех, кто не посмотрел, потому что первые две серии оказались совершенно не в моем вкусе. После них я бросила проект с мыслью, что вряд ли к нему вернусь. Но лавина восторженных отзывов от тех, кто досмотрел до конца, заставила задуматься: может, я слишком рано бросила? Может, стоит всё-таки дать второй шанс? Я вообще-то прислушиваюсь к мнению большинства, и если люди не просто хвалят, если они прямо в восторге, значит, в проекте есть что-то заслуживающее внимания. Не факт, что я проникнусь им до такой же степени, но такое количество положительных отывов - это уже феномен, требующий изучения. Даже на Douban рейтинг сериала 7.1, а это весьма высокая цифра, учитывая, сколько хейтеров у исполнителя главной роли. Но низких оценок на удивление малый процент - это означает, что непредвзятых зрителей, высоко оценивших работу, оказалось гораздо больше. В общем, я поняла, что нужно посмотреть хотя бы для того, чтобы понять, что именно людям понравилось. Ну и я не из тех упёртых, для которых своё драгоценное мнение превыше всего😂, более того, всегда рада изменить своё мнение к лучшему. С этой мыслью я и продолжила просмотр примерно месяц спустя.

Главные герои сериала "Книга грёз"
Главные герои сериала "Книга грёз"

К середине начала чувствовать, что что-то в этом есть, а к концу уже приблизилась к пониманию, почему сериал так хвалят. Не могу сказать, что это абсолютно лучшее, что я видела у китайцев, но определённо на фоне многих других костюмников он сильно выделяется. И да, помнится, меня сначала немного удивило заявление, что роль главного героя в "Книге грёз" - это лучшая актёрская работа у Лю Юйнина на данный момент и превосходит даже его роль в "Путешествии к любви". Ну уж скажете тоже, думала я. Но сейчас я уже склонна с этим согласиться😊. Однако о ролях и актёрах поговорим чуть позже, а сейчас пара слов о сюжете. Сюжет здесь фантастический, развивает очень популярную у китайцев тему о попаданцах в другой мир. Кстати, среди таких сюжетов можно выделить свои разновидности: есть, например, попаданцы из нашего современного мира в другую историческую эпоху ("Поразительное на каждом шагу"), в параллельный мир ("Радость жизни"), есть - из выдуманного мира в наш, реальный ("Мой парень - злодей", "Будь моей принцессой")... Ну а больше всего, наверное, сюжетов про попадание из реального мира в выдуманный. Например, в игру ("Романтика на ферме", "Стражи Дафэна"), в книгу (новелла "Система "Спаси себя сам") или в сценарий сериала ("Роман тигра и розы" и "Книга грёз", о которой идёт речь).

Сцена с героями сериала
Сцена с героями сериала

Надо сказать, "попадание" китайские авторы не всегда обыгрывают удачно. Не всегда используют богатый потенциал этого сюжетного хода. Часто попаданец будто бы забывает о своем статусе и о прошлой жизни, мгновенно осваивается в новом мире и начинает жить по его правилам. И тогда непонятно, зачем нужен был этот сюжетный ход вообще, если на основе него не строятся даже комические ситуации, если персонаж ничем не отличается от "местных", разве что большей успешностью. То есть не слишком сильные авторы могут использовать этот ход для "мэрисьюшности" или просто потому, что это модно. Но в "Книге грёз" нереальность мира, о которой героиня-попаданка ни на секунду не забывает, становится сначала источником угрозы, а потом и философских размышлений о свободе воли и множественности миров. И это придаёт последним сериям редкую и неожиданную для костюмных сериалов глубину. Так что здесь "попаданство" - двигатель увлекательного сюжета, с помощью которого вдобавок раскрываются довольно серьёзные идеи.

Героиня выписала основные события сценария, которые необходимо изменить
Героиня выписала основные события сценария, которые необходимо изменить

Итак, героиня - не очень успешная актриса, удачно получившая главную роль в костюмном сериале, вдруг попадает в мир этого самого сериала, в начало сюжета. И понимает, что её ждёт очень неприятный финал, потому что слишком хорошо знакома со сценарием. По сценарию, она бросит жениха, с которым помолвлена с детства, и выйдет замуж за Седьмого принца, а тот её предаст, и ей будет очень плохо. И конечно, она хочет сценарий изменить. Начинает с того, что пытается выйти замуж за первого жениха. Едет к нему в свадебном паланкине, но по дороге происходит несчастный случай, и она... погибает. Тут же просыпается в поместье семьи Сун и снова повторяет попытку. И всё повторяется, хотя и чуть-чуть по-другому. Мир сценария снова перезагружается, отбрасывая её к началу. И так повторяется много-много раз, она с маниакальным упорством пытается пройти этот "уровень", но безуспешно. Сценарий не пускает. Вот на этом месте я в первый раз и бросила. Мне не понравилось, как это было показано. Вроде как смерть для неё каждый раз вполне реальна и наверняка весьма неприятна. Однако она проходит через это десятки раз - и зачем, чтобы избежать одной-единственной смерти или инвалидности в финале??? А оно того стоит вообще? А если смерть здесь ощущается лишь как перезагрузка в игре, то с чего ей вообще беспокоиться о финале? И подано это всё в трэшово-комическом стиле, напоминающем дешёвый миник, применительно к которому о сюжете и сценарии даже говорить как-то неудобно. В общем, несерьёзное начало, сразу настраивающее на какой-то фарс, а не на хороший сюжет о преодолении трудностей.

Героиня пытается выйти замуж
Героиня пытается выйти замуж

Но это только первая пара серий, а потом, как ни странно, начинается более логичный сюжет и фарс сменяется неплохим юмором в духе постмодерна. Сериал не просто ломает "четвёртую стену", он проезжает по ней бульдозером. В выдуманном мире у "статистов" нет имён: их зовут "первый прохожий, второй прохожий" и т.п. Главный герой обладает сюжетной броней, а второстепенный - он вечно второй, без шансов изменить положение. Ну и центральная пара, по замыслу сценариста, должна сойтись, этого невозможно избежать. Дорога, неуклонно ведущая персонажей к трагическому финалу, состоит из "ключевых сцен", в которых механизм сценария действует как кукловод, делая из героев послушных марионеток. Даже против своей воли они говорят и делают то, что прописано сценаристом. И как, скажите, в таких условиях бороться с судьбой? Тем не менее неукротимая Сун Имэн гнет свою линию, стараясь хотя бы за пределами ключевых сцен изменить сюжет так, чтобы он уже не вернулся на старые рельсы. Что-то меняется, но ключевые сцены все равно приходят по расписанию. Пока в игру не вступает сам герой. Его вмешательство вызывает серьезные изменения и "высшие силы" решают действовать. И тут сценарий окончательно переворачивается с ног на голову, герои и злодеи меняются местами, и... Долой тиранию предопределённости! Да здравствует свободная воля! Если она, конечно, существует хотя бы в одном из множества возможных миров...😁.

Эта красивая картинка в финале символизирует множественность вымышленных миров
Эта красивая картинка в финале символизирует множественность вымышленных миров

А теперь всё-таки о персонажах и актёрах. В главной роли здесь актриса Ли Итун, очень красивая, тут не поспоришь. И не лишённая комического таланта. Хотя в первых сериях она, на мой взгляд, перестаралась - или это уж режиссёр виноват - в общем, в начале создатели сериала явно хотели продемонстрировать пародийную направленность своей работы, но я лично пародию не считала, слишком уж аутентичной дурочкой выглядела героиня. Наверное, китайские зрители поняли, но для наших это всё-таки трэш. Она и дальше не производит впечатления шибко умной, но там уже происходит явление героя, и становится интереснее. Ещё много серий Сун Имэн бесит зрителей своим предвзятым отношением к герою, нежеланием замечать в нём хоть что-то хорошее - в то время как он уже вовсю старается ради неё. Тем не менее по мере развития сюжета у неё всё же происходит довольно заметный личностный рост. От слепой ненависти к герою и страха перед ним - к пониманию и глубокому чувству. От пренебрежения к "ненастоящим" людям (для неё же они сначала лишь персонажи плохого сценария) - к заботе о них и желанию защитить. После этого глуповатая и повёрнутая на единственной цели - вернуться в свой мир - Сун Имэн становится куда человечнее и симпатичнее, особенно на фоне некоторых прочих. И, кстати, "реальный" мир ей становится не так уж нужен.

Ли Итун в роли Сун Имэн
Ли Итун в роли Сун Имэн

Ну и наконец Лю Юйнин и его роль. Нань Хэн - это классический главный герой, красивый и несчастный. Сун Имэн даже где-то вслух это говорит, но сама в это не верит. Считает его больше злодеем, чем героем. То есть он по сценарию весьма неоднозначный главный герой, а поскольку сериал пародирует распространённые штампы, получается, что неоднозначный герой - это самый китайский штамп и есть. А вовсе не ангел невинный, как некоторые у нас думают. Сун Имэн ошибается только в типе героя: Нань Хэн - не злодей-протагонист, а в целом неплохой герой с плохой репутацией. Зрители это отлично видят, героиня - нет. В принципе, такая судьба героя - тоже вполне себе штамп. Сериал вообще балансирует на грани серьёзности и пародии, но пародийный аспект, думаю, китайским зрителям виден лучше, мы всё же не настолько подкованы. Так что поговорим о Нань Хэне серьёзно. Он сын нелюбимой супруги, и папа-император с детства его тоже не любил, считая виновным в гибели императрицы. Мальчик вырос в холодном дворце, не слыша от отца ни слова не то что любви, но даже похвалы. Ну как бы в таких условиях из него вообще что угодно могло вырасти.

Лю Юйнин в роли Нань Хэна
Лю Юйнин в роли Нань Хэна

А вырос человек, вполне способный на интриги, но не делающий их образом жизни. Почтительный сын и подданный, хороший воин, заботливый правитель. Это всё выясняется по ходу развития сюжета. А поначалу-то мы видим устрашающего Седьмого принца с репутацией безжалостной сволочи. Как вполне приличный человек, ещё и принц, такую репутацию в обществе получил, я не поняла, может, дядя постарался, может, неприязнь отца роль сыграла. С другой стороны, в начале он и правда хочет уbить героиню, считая, что она слишком много знает, так что может, репутация и не лишена оснований... Но сценарий ему не даёт. Наоборот, заставляет защищать её любой ценой. Так, защищая, он постепенно и влюбляется😀. Красиво, но осадочек остался. Ведь если бы не сценарий, он бы героиню укокошил - а это уже от благородства далеко. Так что она во многом права, что не доверяет ему. Однако она вполне доверяет его второй личности - главе боевого ордена, таинственному носителю маски Ли Шилю. И даже жалуется ему на Нань Хэна, а ему обидно... А чего обижаться-то, у нее как бы нет повода его любить. Приходится сильно постараться, чтобы завоевать её. Лю Юйнин здесь хорош, выразителен и харизматичен, сложные эмоции персонажа проживает, как свои.

Завоевание сердца происходит успешно, несмотря на весьма низкий старт
Завоевание сердца происходит успешно, несмотря на весьма низкий старт

Но в Нин-гэ сомнений и не было, а вот кто меня приятно удивил в актёрском смысле, так это Ван Юшо в роли бывшего жениха, Чу Гуйхуна. До этого я смотрела два сериала с ним, в обоих роли были вполне себе положительные и не слишком по-актёрски яркие. Хорошие, милые персонажи, один понежнее, другой посуровее, но в целом я считала, что паренёк скорее красавец, чем актёр. Но "Книга грёз" показала, что актёр он достойный. Как же ему идут, оказывается, отрицательные роли! Чу Гуйхун очень сильно меняется на протяжении сериала, назовём это "отрицательным личностным ростом"😉. Сначала-то он правильный и типа хороший, но неудачи, ревность и ненависть к бывшему другу Нань Хэну постепенно сдвигают ему крышу. А уж когда он узнаёт, что в этом мире Нань Хэн главный герой, а он лишь второстепенный персонаж, обречёный оставаться в тени героя... тут крыша-то и улетает в далёкие края. И я даже его понимаю: от таких новостей кто угодно свихнется. И как же здорово Ван Юшо показал эту трансформацию! В последних сериях от его ледяного взгляда просто мороз по коже. И красив он здесь уже не милой, а вполне зловещей красотой. Обалдеть! Актёр сильно взлетел в моём личном рейтинге, теперь смело могу говорить, что он мне нравится не только за красивое личико!

Ван Юшо в роли Чу Гуйхуна. Личико хоть и злое, но всё такое же красивое...
Ван Юшо в роли Чу Гуйхуна. Личико хоть и злое, но всё такое же красивое...

Его коллега по некоторым сериалам и однофамилец Ван Илунь тоже здесь. Он тут играет обаятельного, немного расхлябанного и самовлюблённого, но честного и преданного героя цзянху по имени Шангуань Хэ. Я его больше помню по ролям всяческих демонов, но и демоны у него всегда очаровательные, да ещё и несчастных любовей им отсыплют... Здесь, для разнообразия, роль больше комическая, особой драмы нет, разве что посидел немного в тюрьме... Зато с любовью всё сложилось отлично! И дама сердца попалась неординарная и с необычным чувством юмора: от её шуточки в последней серии, с намёком на весьма специфический литературный жанр, я сползла под стол🤣. А может, это и не шутка была - фантастика же, всякое возможно... в общем, удачи её парню, она ему в любом случае понадобится с такой шутницей! Шутница, кстати, - сестра героини, Сун Итин (актриса Чжу Сюйдань), личность очень интересная. У неё такие взгляды на жизнь, будто это она выросла в XXI веке: замуж только в крайнем случае и только по любви, а вообще девушке нужно учиться и развивать умственные способности. А какими афоризмами она сыплет, боже, помедленнее, я записываю: "Людям нельзя влюбляться в дураков, дураки - это другой вид". Золотые слова! Правда, что делать, если влюбишься, а потом уже узнаешь, что это дурак, так и не пояснила.

Ван Илунь в роли Шангуань Хэ, друга героя. К счастью, персонаж не дурак, хотя и легкомысленный
Ван Илунь в роли Шангуань Хэ, друга героя. К счастью, персонаж не дурак, хотя и легкомысленный

Наверное, под дураком Сун Итин имела в виду 18-го принца, который долго и неумело за ней ухаживал. Тоже любопытный персонаж, кстати. Действительно наивный и недалёкий и иногда даже кажется, что он соперник Нань Хэна - но это, видимо, под влиянием Чу Гуйхуна, а сам он к брату вражды не испытывает. А в конце мы вообще видим, что это человек редких душевных качеств, которые поначалу трудно заподозрить в этом любителе дебильно поржать. Этим своим лошадиным смехом он мне напомнил почему-то персонажей нашего актёра Крамарова, хотя внешне актёр Чан Лун на него не похож. Ещё один комический персонаж - преданный адъютант Нань Хэна (актёр Ван Чэнсы), особенно он хорош в виде бородатой женщины, куда там Евровидению!😂 Кстати, у 18-го принца тоже был весьма преданный адъютант, и его играл актёр, запомнившийся многим в "Неукротимом", грациозный красавец Сун Цзиян - к сожалению, он мало снимается, каждое его появление - радость для тех, кому он нравится. Здесь персонаж гротескно невозмутимый и тоже отчасти комический, особенно на контрасте с толстым бородачом, хотя есть с ним и трогательные моменты.

Чан Лун в роли 18-го принца
Чан Лун в роли 18-го принца

Добавлю ещё абзац про оформление, тут есть на что обратить внимание. Один аквариум с рыбками у Ли Шилю чего стоит! Вообще, локация под названием "Блики Луны", где расположена его штаб-квартира, очень хороша, вот бы мне такую дачу! Костюмы богатые и стильные, шляпа Ли Шилю не одно женское сердце покорила. А какие меха! Сериал хоть и пародия, стёб и постмодерн, но дешевизной и не пахнет. И богатый саундтрек. Несколько композиций исполнил, конечно, сам Нин-гэ, но и другие есть песни красивые. А особенно забавны звуковые вставки из европейской классики в необычной обработке, такое китайцы любят.

Снова Нин-гэ, теперь в образе Ли Шилю, в легендарной шляпе
Снова Нин-гэ, теперь в образе Ли Шилю, в легендарной шляпе

В общем, "Книга грёз", вышедшая в июне на iQiyi, стала событием этого лета - по крайней мере, у нас её очень оценили. Китайцам опять что-то помешало - несмотря на хороший рейтинг, индекс популярности сериала достиг 9500, до рубежа в 10000 немного недотянул. Писали, кстати, что начало хорошее, а конец так себе😃 - что ж, по-моему, в точности наоборот. Начало глупое и трэшовое, зато финал - просто искусство! Да, есть провалы в логике характеров и повествования, но идея хороша, и развитие достойное, и юмора достаточно, причём местами даже вполне интеллектуального, а красота и харизма актёров не поддаётся описанию. В наших сердцах этот сериал уже занял своё место на пьедестале почёта.

Давайте в комментариях делиться впечатлениями о сериале. А если ещё остались те, кто его не посмотрел, советую обратить внимание!