Какие звуки и инструменты ставить в стерео, а какие в моно? Как панорамировать инструменты и голоса? Как расширять стереобазу без размытия грува и читаемости, и почему Mid-Side обработка — ваш лучший друг для широкого саунда?
Это отличный вопрос, и ответ на него зависит от вашего художественного замысла, но есть несколько базовых принципов, давайте их разберём.
Классика проста: бочка, бас и вокал — строго в центре для мощного грува. Ну а дальше начинается творчество, здесь нет строгих правил 😎
Основные элементы, которые создают грув, лучше оставлять в центре, это делает микс более внятным и читаемым, особенно на моно-системах. Если у вас есть две партии, которые уравновешивают друг друга, их можно разместить в левом и правом каналах.
Однако, давайте без фанатизма — если, к примеру, развести шейкер и хай-хэт строго влево и вправо, их общий рисунок может «смазаться», а грув потеряет чёткость. Вместо этого ищите баланс: размещайте их так, чтобы они дополняли друг друга, не нарушая ритмическую основу.
Также стоит быть осторожным с любым искусственным расширением стереобазы. Лишняя «химическая» обработка может влёгкую ухудшить качество звучания.
Не стоит увлекаться этим без необходимости. Если вы хотите по-настоящему широкий звук, выбирайте исходные сэмплы или записи, которые уже имеют ширину. Вместо того чтобы искусственно «растягивать» один звук, подумайте о суммарном балансе микса лево/право.
Возьмите две гитарные партии с чуть разными рисунками (или похожие по функции клавишные звуки), запишите их с небольшими вариациями и панорамируйте на ±100% (полностью влево и вправо). Они уравновесят друг друга по громкости и тембру, создав естественную ширину без потери фокуса.
Активно используйте Mid/Side (M/S) обработку — это мощный инструмент для контроля стерео картины в вашем произведении.
Например, в S-канале (стерео-компоненте) можно поднять определенный диапазон в нижней середине, чтобы создать ощущение ширины.
Это особенно полезно для басов: самый низкий бас (ниже 75-100 Гц) желательно оставлять в моно строго в центре для лучшей читаемости и чтобы избежать фазовых проблем на больших системах. А вот выше — от 100 Гц и дальше — можно расширять с помощью S-канала, используя эквалайзер в M/S-режиме.
Если бас синтетический и яркий, добавьте слои: основной слой для низа, второй для середины и третий для верха (красоты и атаки). Один звук редко справляется со всем — лучше работать слоями.
Также важно всегда контролировать моно-совместимость, чтобы избежать потерь при случайном сложении в моно.
Общая звуковая картинка не должна превращаться в совершенно другое произведение. Конечно, при сложении в моно всегда чего-то не хватает, а центр «торчит», поэтому ищите разумный компромисс.
На самом деле это по-прежнему критично, так как многие слушатели используют моно-устройства (телефоны, Bluetooth-колонки и пр.) 🤷♀️
Чаще всего для расширения ощущения стерео достаточно слегка поднять уровень S-канала.
Для создания широких звуков можно немного поднять уровень S-канала на 1-2 дБ, например, с помощью Waves S1 или Brainworks. Для более узкого звука можно сделать громче M-канал, а для широкого — S-канал. Это чисто математическая операция, которая позволяет удобно управлять звучанием.
Конечно, это работает только на «истинном» стерео звуке, поскольку у физического моно сигнала расширять нечего, ибо стерео информация отсутствует полностью 🤣
Если нужно ещё шире, добавьте параллельный слой с фильтром и искусственным расширением (фазеры, фланджеры, хорусы, паннеры и пр.), но примешивайте его осторожно, чтобы не потерять основу звука.
Что такое M/S (Mid/Side) и как это работает?
Кратко: стереозвук можно представить в двух форматах — L/R (лево/право) или M/S (Mid/Side). M — это сумма левого и правого каналов (центр), S — разница (стерео-база, то что «за ушами», в противофазе).
Эти каналы можно отдельно регулировать, чтобы создавать нужные эффекты. Увеличивая M, вы сужаете звук; усиливая S — расширяете, и наоборот. Это чистая математика, никакой магии и потерь 😎
Многие плагины поддерживают M/S: раздельная эквализация (пример: поднимите верха в S, уберите в M), раздельная компрессия центра и стерео (пример: более сильная компрессия центрального канала мягко и незаметно расширяет звучание), и другие эффекты.
В основном расширяют нижнюю середину (от 150-250 Гц до 1-2 кГц), потому что она даёт максимальное ощущение ширины без грязи. Верх раздувать сложнее: для этого нужно чётко панорамировать элементы (например, один хэт влево, другой вправо с чередованием). Но если переборщить с верхами, микс рискует стать мутным.
Глобальная и стабильная тенденция в музыке — менее яркий, более «темный» звук, сдвинутый в низ и нижнюю середину. Это создает объем и глубину: если верха слишком много, микс кажется плоским, пространства «забиваются». Поэтому верх добавляют аккуратно, только на ключевых элементах, а основной фокус — на глубоких тембрах для ощущения пространства.
Что в сухом остатке?
Нет жёстких правил, где моно, а где стерео, и насколько вообще широко всё должно быть — всё зависит от вашего замысла. Однако держите ключевые элементы грува в центре, используйте M/S для создания ширины и всегда проверяйте моносовместимость. Экспериментируйте, но не забывайте о балансе: слишком широкие звуки могут размыть микс, а слишком узкие — сделать его плоским.
Видео-версия:
На сегодня всё! С вами Андрей Аспидов.
Всем бобра, всем удачи и хорошего настроения! 😎
ТЕЛЕГРАМ 👉 https://t.me/artmusiccenter
ВКОНТАКТЕ 👉 https://vk.com/artmusiccenter
YOUTUBE 👉 https://youtube.com/artmusiccenter
RUTUBE 👉 https://rutube.ru/u/artmusiccenter