Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

Что я узнала об экскурсоводах Иркутска (взгляд слушателя курса ИГУ для экскурсоводов)

Ура! Я на финишной прямой курса. В конце сентября стартовало моё обучение по программе повышения квалификации «Использование социокультурного пространства территорий при разработке экскурсий». О предыстории этой моей инициативы писала тут 👇 Я предоставила Иркутскому госуниверу необходимые документы. Пришлось сдуть пыль со своего диплома, так как повышение квалификации подразумевает наличие определённой базы. И пошло-поехало. Курс разработан в соответствии с профессиональным стандартом «ЭКСКУРСОВОД (ГИД)» совместно с Иркутским областным художественным музеем им. В. П. Сукачёва и Иркутским областным краеведческим музеем. Основные темы курса:    1. Историческое краеведение как содержательная основа экскурсоведения.    2. Рекреационные ресурсы. Развитие туристских маршрутов в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».    3. Культурное пространство как ресурс при проектировании экскурсионного продукта.    4. Традиции иркутской благотворительности и меценатства, как
Оглавление

Фото нашей группы с преподавателем от одногруппницы
Фото нашей группы с преподавателем от одногруппницы

Ура! Я на финишной прямой курса. В конце сентября стартовало моё обучение по программе повышения квалификации «Использование социокультурного пространства территорий при разработке экскурсий».

О предыстории этой моей инициативы писала тут 👇

Я предоставила Иркутскому госуниверу необходимые документы. Пришлось сдуть пыль со своего диплома, так как повышение квалификации подразумевает наличие определённой базы. И пошло-поехало.

Курс разработан в соответствии с профессиональным стандартом «ЭКСКУРСОВОД (ГИД)» совместно с Иркутским областным художественным музеем им. В. П. Сукачёва и Иркутским областным краеведческим музеем.

Основные темы курса:

   1. Историческое краеведение как содержательная основа экскурсоведения.

   2. Рекреационные ресурсы. Развитие туристских маршрутов в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

   3. Культурное пространство как ресурс при проектировании экскурсионного продукта.

   4. Традиции иркутской благотворительности и меценатства, как феномен общественной и культурной жизни в разработке экскурсий.

Занималась я по вечерам. Лекции проводились в онлайн-формате с 17:00 до 20:00, затем куратор присылала нам в чат записи. Доступ к лекциям сохраняется и по окончании курса, что очень круто, потому что по мотивам некоторых лекций я хотела бы написать статьи. И были очные занятия в музеях. Участие в этих мастер-классах даёт право слушателям проводить в будущем экскурсии в этих конкретных музеях.

Экскурсия на улице была одна, зато КАКАЯ! ЭКСКУРСИЩЕ! 🤩🤩🤩

Её 4 октября провела лично Кузнецова Марина Валерьевна – доцент Иркутского государственного университета, кандидат исторических наук, автор учебных пособий и научных работ по краеведению, экскурсоведению, истории культуры Сибири. Уже хотя бы ради этой экскурсии стоило пойти на этот экскурсоводческий курс. Так мне об Иркутске ещё ни разу не рассказывали!

Но давайте по порядку.

Мы встретились в субботний день в 10 утра у Вечного огня. Двадцать два человека – дамы и два молодых человека. Кто-то из дам пришёл на встречу с детьми.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Экскурсии по Иркутску часто стартуют именно отсюда, так как это исторический центр города – красивый и насыщенный смыслами.

О первопроходцах и развитии Иркутского острога в город писала тут, здесь же ссылка на фильм-первоисточник 👇

Вот и мы дождались Марину Валерьевну и часть группы с видом на первый храм Иркутска – на Спасскую церковь.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Миниатюрная звонкая улыбчивая лектор выглядела на нашей встрече прирождённым экскурсоводом: энергичная, увлечённая, просто концентрат логически выверенной информации и эксклюзивных фактов из экскурсоводческой практики! И с практичным рюкзаком, на одной из лямок которого разъёмы для наушников и зарядки гаджетов.

Марина Валерьевна выступила модератором нашей очной встречи и пригласила каждого из нас представиться. Подписчики просили поделиться информацией, кто и зачем пошёл на этот курс и на более продолжительную программу обучения. Делюсь:

  • экскурсоводы (львиная доля), которым нужна прокачка знаний и аттестация для разработки и проведения экскурсионных программ;
  • преподаватели (направления: туристическая деятельность, история и обществознание), которые дополняют свои знания;
  • люди, которые давно живут в Иркутске и осознают, что не могут увлекательно и ёмко рассказать о своём городе родным и близким, они хотят получить определённый объём знаний и готовых методик, а пригодится ли это всё в виде работы – покажет время;
  • помощник депутата – энергичная дама помогает выстраивать отношения с китайцами и видит перспективы в международных экскурсиях, которые дополнили бы её сферу деятельности;
  • фотограф – девушка, которая любит путешествовать, сильна в жанре «фотоэкскурсии» и хочет дополнить кадры историями и базой для организации групп;
  • и я – бывшая жительница Уфы, которая завела этот блог и хочет делать достойный (как я назвала – прокультурный) контент о новом для меня городе и регионе, ну и родным и друзьям я тоже хотела бы быть полезной не только в поиске сувенирки, но и как источник знаний об Иркутске.
Это срез по моей группе, более подробно о тех, кому могли бы быть полезны курсы для экскурсоводов я писала по ссылке в начале этой статьи, тут уж не буду повторяться.
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

За 3,5 часа экскурсии мы прошли немало:

  • Спасская церковь,
  • собор Богоявления Господня,
  • Нижняя Набережная,
  • Московские ворота,
  • Польский костёл (так иркутяне называют Римско-католический костёл (храм Успения Девы Марии)),
  • ИГУ (биолого-почвенный факультет),
  • сквер Кирова,
  • Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва,
  • бывший дом А. П. Окладникова (советский археолог, этнолог, историк),
  • Харлампиевский храм.
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Представляете, и всё это время Марина Валерьевна сыпала фактами, взаимосвязями и цитатами, ещё и на наши вопросы отвечала!

Хорошо погуляли)) Скриншот из приложения шагомера
Хорошо погуляли)) Скриншот из приложения шагомера

Так вот, сейчас напишу о нескольких ипостасях экскурсовода:

  • экскурсовод–книгочей
  • экскурсовод–оратор
  • экскурсовод–психолог

Экскурсовод–книгочей

До экскурсии Марина Валерьевна продемонстрировала издания, которые точно пригодятся экскурсоводам Иркутска и тем, кто хочет получить о регионе профессионально упакованную информацию.

Показываю эти книги.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
  • «Экскурсоведение: история, методика, практика» (2-е изд., доп.) — Иркутск: Издательство ИГУ, 2022 — 215 с. В книге представлена методика подготовки и проведения обзорных и тематических экскурсий, предложены материалы для трассовых экскурсий, технологические карты и контрольные тексты экскурсий по Иркутску, Байкалу и Прибайкалью. Пособие размещено в электронной библиотеке областной библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского.
  • «Экскурсии в Иркутске и на Байкале». В книге представлены технологические документы: паспорта объектов показа, технологические карты, маршруты и тексты экскурсий. На основе этих материалов соискатель может проектировать индивидуальные тексты экскурсий и разрабатывать авторские экскурсионные маршруты. Книга была представлена на заседании Попечительского совета Иркутского областного отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» и на Международной выставке-форуме «Россия». 
  • «Байкал экскурсионный» (3-е изд., А. Ф. Власов, М. В. Кузнецова) — Иркутск, 2022 — 412 с. Издание посвящено путешествиям по озеру Байкал и Иркутску, содержит большой объём фактических данных по экскурсионным маршрутам.

Издания эти могут пригодиться экскурсоводам, педагогам, школьникам и студентам, путешественникам, краеведам, журналистам, блогерам и т. д.

Я не упустила шанс сделать селфи с профессором Российской академии естествознания, профессионалом, который аттестует экскурсоводов Иркутска и Иркутской области и пишет полезные книги 🤓
Я не упустила шанс сделать селфи с профессором Российской академии естествознания, профессионалом, который аттестует экскурсоводов Иркутска и Иркутской области и пишет полезные книги 🤓

Экскурсовод–оратор

Экскурсоводам нужно немало здоровья!.. За три практических занятия я дважды пыталась заболеть. Начинало ощутимо болеть горло, садился голос. А ведь для экскурсовода голос важен даже больше, чем для русалки Ариэль... Свои чихи-пыхи я запивала «ТераФлю» и чаем с лимоном, полегчало, не разболелась.

Экскурсоводы, почти как мифические сирены, звуками голосов и речами ведут моряков экскурсантов к новым знаниям.

-9

У экскурсоводов должен быть неплохой иммунитет. Ведь им предстоит «дружить» с чужими микробами, проводить часы на улице и много и громко говорить.

Экскурсовод–психолог

А ещё на занятии мы поднимали тему токсичных экскурсантов. Да-да, тролли бывают не только в интернете. Но тролли – это, конечно, крайний случай, их токсичность замечает не только экскурсовод, но и вся группа.

Чаще в экскурсоводческой практике встречаются буквоеды, зануды, педанты, жалобщики и нарциссы, которые задают абы какие вопросы, чтобы привлечь внимание к своей персоне. И, конечно, главное, к чему они придираются – это факты. Вопросы на экскурсии – это абсолютно естественная реакция на получение новой информации. Часто дело даже не в том, ЧТО спрашивают, а КАК и С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ.

Мы в нашей группе выработали несколько рекомендаций для экскурсоводов по работе с токсичными экскурсантами, которые придираются к фактам:

1. Оставаться спокойным и профессиональным: не вступать в конфликты, сохранять спокойствие и уверенность в своих знаниях. Это поможет снизить напряжение в ситуации.

-10

2. Вежливо и тактично отвечать: если замечают неточность, можно уточнить информацию или объяснить, что есть разные источники и интерпретации, и подчеркнуть важность общего восприятия. Люди часто берут информацию из интернета, который щедр на фейки, устаревшие данные, поэтому можно назвать конкретные источники информации (например, издания, о которых написала выше).

-11

3. Перевести разговор в позитивное русло: сосредоточиться на интересных аспектах экскурсии, поделиться увлекательными фактами и историями, чтобы отвлечь внимание от критики.

-12

4. Установить границы: если человек продолжает придираться и создаёт дискомфорт для остальных участников, можно вежливо попросить его проявить уважение к группе и дать возможность другим насладиться экскурсией.

-13

5. Не принимать личных оскорблений: сохранять достоинство и помнить, что поведение такого человека говорит о его внутреннем состоянии, а не о вас как о специалисте.

-14

6. В случае необходимости, предложить индивидуальную беседу после экскурсии: это поможет разобраться в ситуации и дать рекомендации без дискомфорта для группы.

-15

К счастью, обычно в группе люди ценят свои деньги и время, знают, зачем пришли, поэтому ситуации, когда экскурсоводу надо побыть немного психологом, бывают не очень часто, но обычно не забываются.

***

В конце хочу показать несколько кадров, которые я сделала во время уличной экскурсии.

Богоявленский собор
Богоявленский собор

Смотрите, какие собачки!

Это артисты цирка на прогулке. Королевские пудели!  Чёрные – это девочки, белые – это мальчики (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Это артисты цирка на прогулке. Королевские пудели! Чёрные – это девочки, белые – это мальчики (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

А как думаете, что породило эти узорные солнечные гусенички зайчики?))

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Вот! Это инфостенд «Зелёной линии» Иркутска у Московских триумфальных ворот 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Ну и просто фото исторического центра Иркутска. Красивый солнечный день 4 октября 2025 года.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Светлого вам дня! ☀️