Любопытно, как устроен наш мозг: как только нам встречается что-то новое, он тут же ищет, на что это похоже? И, как только находит, понимает, как на это реагировать.
Если мы видим птицу незнакомой расцветки, при этом, по форме напоминающей воробья, мы знаем, что он будет вести себя как воробей. Мы знаем, что он летает, что он чирикает, он не ядовит и не бросается на людей. Не опасно и можно кинуть ему зёрен.
Фактически, это то, как работает перенос: накладывание предыдущего опыта взаимодействия с чем-то похожим на новое. Это очень упрощает жизнь и экономит много сил и времени. Очень полезный механизм. Без него, при любом, даже незначительном, отличии, мы воспринимали бы объект как совершенно неизвестный и непредсказуемый.
Кусается ли крокодил, если он меньше по размеру, чем тот, который, как мы знаем, кусается? А, если у него есть полоска, не значит ли это, что он безопасен для человека?
Мы даже не задумываемся о таком: это похоже на крокодила, и мы понимаем, что от него ожидать, как с ним себя вести.
Также работают проекции в межличностном взаимодействии: эта девушка похожа на мою маму, значит она мне поможет, если что.
Можно поразмышлять: представьте, что вы жили в семье, где папа за проступки наказывал молчанием, и ждал, когда вы осознаете свою ошибку и придёте просить прощения.
Во взрослом возрасте, после какого-то неоднозначного момента с малознакомым человеком (вы точно не понимаете, всё ли в порядке, нравитесь ли вы ему), он не пишет и не звонит в течении дня.
Мозг тут же проводит анализ: на что это похоже? Чего ожидать дальше?
И вы, вполне логично и без всяких сомнений, понимаете для себя: этот человек на вас обижен, ему что-то не понравилось, и он ждёт ваших извинений.
Всё просто и понятно, в таких ситуациях вы были сто раз. Здесь даже, как будто, нет оснований для того, чтобы задаться вопросом: а есть ли другие варианты? Правильно ли моё предположение?
Есть глубоко укоренённое знание, многократно подтверждённое. И реагируете вы исходя из него.
Так и получается, что мы живём в мире, потенциально разных людей, но воспринимаем мы их всех как набор из 2-5 шаблонов.
Это родители, которые проводили с нами очень много времени именно тогда, когда закладывалась картина мира, которых мы успели изучить и понять, как лучше реагировать в той или иной ситуации. Сиблинги, бабушки, дедушки.
Что же с остальными? Мы видим в них части уже известных стратегий поведения. И, обычно, если они им соответствуют, то всё в порядке: мы понимаем друг друга, чувствуем близость, начинаем дружить, строить отношения. Если поведение сильно отличается, то человек воспринимается нами как странный, не понятный, где-то даже неадекватный. Он не близок по духу, с ним не комфортно. В результате вокруг нас собираются копии мам, пап и ещё парочки близких людей из детства.
Это не хорошо и не плохо. Это то, как работает наш мозг. Если, в целом, вам нравится ваше окружение, нет особого желания расширить свой взгляд на людей, разнообразить способы взаимоотношений, то всё ок.
Если же проблемы есть, то важно научиться отделять проекции, ваш прошлый опыт, от того, что происходит сейчас. Мир станет намного более вариативным, появится больше свободы и возможностей для взаимодействия с людьми.
Автор: Чернышова Елена Николаевна
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru