Найти в Дзене
О Туле с любовью

О чём рассказали старые афиши. Немного о гортеатре в 1928-1929 году. Приключения режиссера М. М. Стриковского в Туле.

В мае 1928 года становится ясно, что Тульский городской театр ждут серьёзные изменения. Так как УТП не смогло договориться с художественным ­руководителем драмколлектива Гортеатра Ростовцевым по ряду организационных и финансово-хозяйственных вопросов, работавшая в Туле труппа на летний и буду­щий зимний сезоны не осталась. Из старого состава театрального коллектива в наступающий зимний сезон вошли актеры Трапезников, Бурэ, Соколов и несколько дублеров. Новый режиссер М. М. Стриковский, приглашенный УТП для организации зимней драматической труппы Гортеатра, успешно провел предыдущий сезон в Махачкале (Дагестан). Задача следующего зимнего сезона— закрепить и углубить начатое. Общими усилиями, при самой активной помощи советской общественности Тулы, можно будет закрепить за театром роль носителя культурной революции. М. Стриковский. К этому моменту в 1925 году Стриковский также снялся в роли ксендза в фильме "Крест и маузер". Желающие могут посмотреть этот фильм и почувствовать себя зри

В мае 1928 года становится ясно, что Тульский городской театр ждут серьёзные изменения.

Так как УТП не смогло договориться с художественным ­руководителем драмколлектива Гортеатра Ростовцевым по ряду организационных и финансово-хозяйственных вопросов, работавшая в Туле труппа на летний и буду­щий зимний сезоны не осталась.

-2

Из старого состава театрального коллектива в наступающий зимний сезон вошли актеры Трапезников, Бурэ, Соколов и несколько дублеров.

Новый режиссер М. М. Стриковский, приглашенный УТП для организации зимней драматической труппы Гортеатра, успешно провел предыдущий сезон в Махачкале (Дагестан).

Задача следующего зимнего сезона— закрепить и углубить начатое. Общими усилиями, при самой активной помощи советской общественности Тулы, можно будет закрепить за театром роль носителя культурной революции.
М. Стриковский.

К этому моменту в 1925 году Стриковский также снялся в роли ксендза в фильме "Крест и маузер".

-4

Желающие могут посмотреть этот фильм и почувствовать себя зрителем эпохи немого кино.

Стриковский появляется в кадре в самом начале (1:47).

По отзыву журнала «Жизнь Искусства», — «молодой московский режиссер М. М. Стриковский своим свежим новаторством совершил (в Махач-Кала) тот переворот. которым ознаменовался истекший сезон. Энергии т. Стриковского театр обязан той общественной атмосфере, которая окружала театр. Диспуты, на которых т. Стриковский выступал неоднократно перед местной советской общественностью с докладами о путях и задачах современного театра, возбудили интерес организованного зрителя к театру, к его социальной сущности. Это крепко связывало рабочего зрителя с театром, как с культурным центром“.
-5

Интереснейшая фотография 1928 года, на которой оказались запечатлены руководство Тульского гортеатра и редколлегия журнала "Тульский зритель".

Скоро фамилия Стриковского попадает в театральный скандал, связанный также с директором театра Малышевым.

О скандальном увольнении главного режиссера рассказывается в статье "Дела Тульские", напечатанной в журнале "Новый зритель" № 2 за 1929 год.

Ha днях специальная экспертная комиссия Главискусства вынесла решение по делу об увольнении среди сезона главного режиссера тульского театра тов. М. Стриковского.
Дело это представляет немалый общественный интерес, как яркий показатель острой борьбы старого с новым, какую переживает сейчас целый ряд провинциальных театров. Выливаясь подчас в форму «традиционной» закулисной склоки — подобные дела корнями уходят гораздо глубже: отношение администраторов (а иногда и административного аппарата в целом) к театру, как к кассе, прежде всего, и вера их в то, что кассу можно «сделать» только старыми способами — приводят к активному противодействию с их стороны проникновению на театр нового репертуара, новых режиссерских приемов, новых форм хозяйственной жизни театра.
Дело Стриковского в этом смысле довольно типично. Заключается оно в следующем. Приглашенный главрежем в Тулу, т. Стриковский поставил условием своей работы в театре приглашение на пост директора опытного театрального хозяйственника. По прибытии на работу т. Стриковский обнаружил, что это условие не выполнено, а руководит театром по совместительству зав. местным УЗП, Малышев — человек, еще в прошлом сезоне намеченный к снятию с работы, как неопытный и неумелый администратор.
Малышев никак не сумел подготовить сезон, связаться с рабочим зрителем, гнул «хлебную линию в репертуаре и т. п. Всем этим пришлось заняться Стриковскому, при активном сопротивлении Малышева, параллельно с работой по начавшемуся уже сезону. Дважды производственное совещание театра указывало, что при существующем административном руководстве театр никогда не станет работать нормально, не сумеет усвоить и осуществить задачи сегодняшнего дня. Малышев упорствовал, настаивая на том, что дела театра блестящи (с 40 до 50% поднялась посещаемость, а с нею и сборы—вот и все благополучие).
Не удовлетворяясь подобным топтанием на месте — Стриковский послал докладную записку о положении театра в Москву — Главискусству и ЦК Рабис. Оттуда уже записка эта попала в тульский губком ВКП(б) и губотдел рабиса, и Малышев был снят с работы в театре.
Это не помешало ему поднять кампанию против Стриковского, при содействии вновь назначенного зав. УЗП Новикова. Малышев «признал себя виновным» в том, что он... пригласил слабого худрука (т.-е. Стриковского), который... искажает советские пьесы. В доказательство он приводил... сведенные режиссерские экземпляры пьес «Товарищ» и «Инженер Мерц». Кампания развернулась во-всю, а когда Стриковский все же отказался «по-хорошему» «подать в отставку» - его, несмотря на все протесты коллектива театра, уволили. Увольнение было мотивировано... трехдневным прогулом — не выходом на работу.
Главискусство, куда т. Стриковский передал все материалы по этому делу, назначило специальную комиссию в составе т.т. Пестунова, Семеновой и представителя АНР т. Люце.
Комиссия установила вполне достаточную квалификацию Стриковского, выяснила вздорность выдвигаемых против него «политических обвинений, констатировала большую общественную и производственную работу, проделанную Стриковским, и всю необоснованность его увольнения.
Несмотря на это, казалось бы, достаточно авторитетное решение — пришлось обратиться в трудовой суд, где на-днях предстоит разбор дела.

С 1933 года Стриковский работал в Ашхабадском государственном русском драматическом театре имени А.С. Пушкина

-7

В 1939 году на афише Тульского облдрамтеатра им. Горького он значится как режиссер спектакля "Ключи Берлина".

В эти же годы его фамилия встречается также на афишах Омского областного драматического театра.

Подписывайтесь на канал "О Туле с любовью" чтобы быть в курсе о выходе наших новых публикаций о славном Городе-Герое.