В станице Красногорской прошел межрегиональный историко-культурный фестиваль «Кавказский рубеж»
Фестиваль, состоявшийся на площадке у сторожевой башни XIX века, на территории Карачаево-Черкесского музея-заповедника имени М. О. Байчоровой, был организован Российским военно-историческим обществом в КЧР и Министерством культуры республики.
Программа «Кавказского рубежа» была обширна и включала этнические подворья, воссоздающие быт и традиции местных народов, спектакли с полным погружением в эпоху, мастер-классы от ремесленников - гончаров, ткачей, ювелиров, работающих по старинным технологиям, выступления реконструкторов с оружием и снаряжением, дегустацию блюд национальной кухни и т. д.
Казачий двор
Казаки из Урупского района привезли не только утварь и угощение. Зоя Усова, Валентина Биджиева, Александр Шунин, Мария Осипова, Мария Литвинова, Наталья Абазалиева, Елена Усова и Татьяна Самалевич вместе с руководителем ансамбля «Урупчанка» Андреем Подтелкиным и юным танцором Савелием Фроловым представили гостям фестиваля старинные казачьи народные песни и обряды.
Яркие костюмы, звенящие голоса и искренние улыбки участников ансамбля мгновенно перенесли зрителей в атмосферу казачьей станицы. Звучали песни, рассказывающие о жизни, любви, труде и воинской доблести казаков. Каждое слово, каждая нота были пронизаны любовью к родной земле и уважением к своим предкам. Особое впечатление произвели старинные обряды, воссозданные участниками ансамбля с поразительной точностью. Не обошлось и без зажигательных танцев, в которых юный Савелий Фролов продемонстрировал не только мастерство, но и неподдельную страсть к народному искусству. Гости фестиваля не скупились на аплодисменты, восхищаясь талантом урупских казаков. Многие признавались, что именно такие выступления пробуждают патриотические чувства и заставляют задуматься о своих корнях.
Черкесский двор
«Мы сегодня показываем, как через игры горцы-черкесы обучали детей. Это были игры на силу, на меткость, на скорость и на ловкость», - рассказала начальник отдела культуры Хабезского района Анна Даурова. Демонстрировать горскую ловкость предстояло участникам народного ансамбля танца «Ашемез» Султану Борсову, Аслану Хамдохову, Айтечу Варкажокову и Анзору Тхагапсову, директору музея Хабезского района Аслану Хутову и артисту черкесского театра Азрету Мамижеву.
И «Ашемез» ворвался на площадку, мгновенно преобразив ее в арену древних состязаний. Звон бубенцов, ритмичный стук барабанов и гортанные выкрики музыкантов создавали атмосферу оживленной горной деревни, где каждый мужчина с детства готовился стать воином, охотником, защитником своего рода. Тут были борьба на поясах - зрелищная демонстрация силы и ловкости. Каждый захват, каждое движение пронизано вековым опытом. Также гостям показали мастер-класс стрельбы на дальность и меткость. Упражнение, требующее не только силы, но и безупречной координации и точности. Также горцы продемонстрировали искусство владения кинжалом, древним символом горской чести и доблести.
Ногайская юрта
Адлер Туркменов, сотрудник отдела культуры Ногайского района, рассказал нам, что в ногайскую экспозицию входит убранство юрты. Ногайские костюмы демонстрировали девочки из фольклорного ансамбля. Эти костюмы подготовил народный театр национального костюма «Суьюмбийке» из районного Центра культуры и досуга Ногайского муниципального района под руководством Асият Еслемесовой. Девушки показали обряд «Одевание невесты». Во время этого обряда девушка снимает свою девичью шапочку «такья» и надевает платок замужней женщины «тастар», старшие снохи надевают свадебные украшения невесте, расплетают косу и заплетают две тугие косы. Голову накрывают платком и надевают шапочку невесты, которая входит в приданое и очень ценится.
Карачаевский двор
Карачаевский двор был самым обширным, ведь экспонаты для него привезли из Учкулана, где директор местной школы Сосланбек Джанибеков десятки лет собирал старинную карачаевскую утварь. Теперь музей возглавляет Аминат Хубиева, его племянница.
Этот двор сразу притягивал взгляд своей основательностью. Здесь, под открытым небом, разместились потемневшие от времени деревянные сундуки с коваными узорами, массивные столы и лавки, помнящие тепло рук многих поколений карачаевцев. Вдоль стен красовались ковры ручной работы, каждый из которых рассказывал свою неповторимую историю.
Особое место занимала коллекция старинной посуды - медные кувшины, глиняные горшки, деревянные чаши, украшенные тонкой резьбой. Каждый предмет, казалось, хранил в себе дух прошлого, напоминая о традиционном быте и укладе жизни горцев. Воздух был пропитан ароматом дерева и трав, создавая ощущение погружения в атмосферу старинного карачаевского жилища.
Аминат Хубиева, унаследовав от своего дяди любовь к истории и культуре своего народа, с гордостью рассказывала посетителям о каждом экспонате, повествуя о его происхождении и значении в жизни карачаевцев. Ее рассказы оживляли предметы, делая их не просто музейными экспонатами, а живыми свидетелями минувших эпох.
Благодаря усилиям Аминат Хубиевой сегодня музей имени Сосланбека Джанибекова продолжает пополняться, притягивая все новых и новых посетителей, желающих прикоснуться к истории и культуре карачаевского народа. Он стал не просто музеем, а настоящим центром сохранения и популяризации национальных традиций.
Абазинский двор
Абазинский двор был поделен на женскую и мужскую половины. На мужской половине у очага были выставлены работы мастера Амира Биджева: меч, щит, оружие воина. Директор Центра культуры и досуга Абазинского района Сусанна Шаева рассказала, что на их дворе будет проходить мастер-класс по изготовлению трещоток и показан старинный обряд «Развязывание языка невестки» - когда свёкор в доме, когда он посчитает нужным, разрешал невестке разговаривать с ним. При этом со дня свадьбы могло пройти десять лет, а иногда и больше.
Реконструкторы
Владимир Бражников из Пятигорска больше двадцати лет сам делает доспехи и выезжает на исторические фестивали. Тематика его широкая: от Рима до XVII века. «Это мое хобби и работа. Сейчас вы не найдете ни одного реконструктора, кто занимается одной эпохой. Начинаешь с одной, потом хочется попробовать другую. Да ещё выбираешь, например, в Риме: либо Рим, либо варвары, - рассказывает он. - Вот сейчас любимая моя эпоха - это турки с московитами и московиты с поляками. Я клинки не делаю, только доспехи».
А его коллега по увлечению Александр Бандуров заведует в Пятигорске, в творческом объединении «Бештаунит», отделом истории реконструкции. Он увлекся оружием двадцать лет назад, когда ему было шестнадцать. Сейчас занимается Русью XIII века, но тематика в последнее время расширилась.
- Была ли попытка проверить вооружение в тренировочном бою? - спрашиваем у реконструкторов.
- Еще бы, - кивает Владимир. - Это травмоопасный спорт: на доспехах до сих пор остались вмятины и зарубы, но, к счастью, серьезно никто не пострадал.
Ольга Добровольская - тоже из «Бештаунита». У нее имеется псевдоним «Радуга». Вместе с подругами Радуга шьет костюмы и платья по технологиям Средневековья, любит стрелять из луков и водить хороводы...
Разгар праздника
Ярким акцентом фестиваля стали народные танцы. Под звуки зажигательной музыки каждый желающий мог попробовать себя в исполнении лезгинки, кабардинки и других традиционных танцев народов Кавказа. Вечерняя программа фестиваля завершилась красочным гала-концертом, в котором приняли участие лучшие фольклорные коллективы Карачаево-Черкесии и других регионов Северного Кавказа. Со сцены звучали народные песни на разных языках, переплетающиеся с мелодиями старинных инструментов. Зрители с восторгом принимали каждое выступление, щедро одаривая артистов аплодисментами.
Фестиваль «Кавказский рубеж» стал настоящим праздником культуры и традиций, объединившим людей разных возрастов и национальностей.
Ольга МИХАЙЛОВА.
------------------------------------------------------------------------------
Подписывайтесь на наши аккаунты в социальных сетях, там вы найдёте ещё больше интересных материалов!
ВКонтакте - https://vk.com/denrespnews_kchr
Telegram-канал - https://t.me/denresp09