Самый распространенный случай происхождения фобий – психологическая травма. Травмы могут сильно различаться по характеру
травмирующей ситуации и по степени воздействия, но основной результат травмы – позиция жертвы, которая фиксируется в подсознании
субъекта.
Эта позиция связана с негативными эмоциями, закрепившимися в его психике, ассоциативно связанными с особенностями первичной ситуации. В результате, встречаясь в жизни с ситуациями, чем-то
напоминающими первичную, субъект переживает чувство беспомощности и старается их избегать, то есть боится, даже если знает, что реально они не несут угрозы. Страх становится навязчивым, потому что клиент борется с ним, но не может «вытолкнуть» из своего психического мира .
Поэтому, основная задача терапевта состоит в том, чтобы вытащить клиента из позиции жертвы и избавить от застрявших эмоций.
Достаточно часто встречаются так называемые разговорные фобии, когда человек боится выступать публично. Он может бояться произносить тосты на празднике, выступать со сцены, произносить речи, делать доклады, отвечать на уроке или семинаре и т.д. Причины этого, весьма неприятного для человека синдрома, обычно таятся в детской травме в 1-м, 2-м классе школы. Ребенка могли публично высмеять, или наказать, он мог сам «опозориться». Лечение происходит в воображении, когда он оказывает сопротивление преследователям и побеждает или высмеивает их. После он может их простить.
Для лечения таких фобий В.Франкл предложил метод парадоксальной интенции. Суть его в том, что человек должен захотеть испытать то, чего он так боится.
В. Франкл вырабатывал вместе с клиентом парадоксальные фразы,
которые тот должен был самому себе говорить, стремясь испытать
страх. Фразы обязательно формулировались юмористически. Например,
дама, которая боялась задохнуться в лифте, говорила себе: «Сейчас я
точно задохнусь, чтоб мне лопнуть!» Она избавилась от давней фобии за
пару дней. В.Франкл подтверждает свой метод многочисленными примерами.Единственная трудность – убедить клиента следовать этой схеме.
Обычно он никак не хочет идти навстречу тому, чего боится и отказывается
работать над «волшебной» фразой. Но если он соглашается, то успех приходит сразу.
Пример 2. Часто страх принимает образ паутины. Как-то мне пришлось минут 10 уговаривать девушку, которая реально тряслась от страха,
чтобы она в своем воображении прикоснулась к этой паутине. «Ну хоть мизинчиком, ведь паутина воображаемая, тебе ничего не грозит. Ну хоть палочкой…» Как только это было сделано, паутина тут же исчезла, превратившись в серебристый шарик, который можно было принять как часть личности, и страх тут же прошел. Девушка была поражена, что ее почему-то перестало трясти прямо сейчас, так сказать моментально. Она же привыкла принимать лекарство и ждать, пока оно подействует. В нашем методе мы получаем результат сразу же, если этого не происходит, то завтра тоже ничего не изменится.
Как же отличить один случай от второго? Страх, образованный по
В.Франклу, представляется в образах статичных (паутина), они не нападают на субъекта, не вселяют ужас, они явно являются частью самого
субъекта. В первом же случае это явно независимые от субъекта сущности, нападающие на него. Если случай неясен, надо просто расспросить
клиента о предыстории возникновения фобии, все станет ясно. Поэтому
коллективная работа такого рода невозможна, у каждого своя история.
Модель родительских предписаний
Некоторые фобии образуются совершенно по другим причинам,
их порождают родительские назидания, в трансактном анализе Э.Берна
они называются предписаниями. Родители могут запугивать ребенка
чем-то или внушать ему чувство слабости и беззащитности. «Куда ты
полез на третью ступеньку лестницы, ты можешь упасть!» «Ты такой
слабенький, болезненный, смотри, не простудись!» Предписания могут
даваться и без слов. Есть мамы, которые меряют температуру здоровой
дочери три раза в день, а потом она боится выходить из дома. Наоборот,
ребенка могут бросить в воду на глубоком месте, чтобы он научился
плавать, и у него может возникнуть страх воды, если он понял этот акт
как пренебрежение родителей к его жизни.
В психоанализе говорится о том, что когда у человека есть неприемлемое с точки зрения морали желание, он может сформировать страх
для избегания тех ситуаций, которые о нем напоминают. Например, человек может хотеть убежать из дома по тем или иным причинам, но поскольку это запрещено, он формирует агорофобию.
С чувством потери сталкиваются многие люди в своей жизни. Это
и беженцы, это и иммигранты, люди потерявшие любимую работу, разорившиеся, утратившие любовь и т.д. Но самой тяжелой утратой является смерть близкого человека. Для всех этих случаев стратегическая
задача терапии состоит в том, чтобы помочь человеку отпустить недостижимое прошлое и начать жить в настоящем.
пятиступенчатую процедуру:
1. признание фактов;
2. завершение незаконченных дел;
3. прощальная церемония;
4. оплакивание;
5. приветствие нового дня.
Я понял по некоторым наблюдениям за ней, что плакать передо мной
она не станет, и я предложил ей просто представить перед собой идущий дождь и смотреть на него, пока он сам не закончится (практика показывает, что образ дождя у всех людей непроизвольно связывается со слезами). Она согласилась и увидела, что мелкий моросящий дождь идет над его могилкой.
Некоторое время она наблюдала эту картину, пока дождь не закончился.
Этого было достаточно для первого сеанса,
Однако у нее остался еще более острый симптом – давление и боль в
области груди, который мешал ей постоянно. Я предложил ей представить
образ этой боли. Она сказала, что это комок. Я догадался, что этот комок как
раз символизирует ее психологическую “руку”, с помощью которой она пытается удержать уже умершего мужа или важные для нее воспоминания о нем. Я спросил, что находится внутри комка. “Клубок мягкой, очень телой
и приятной сиреневой шерсти,” – был ответ.