Декада татарского искусства и литературы в Москве
После войны была возобновлена практика проведения масштабных «Декад и дней искусства и литературы народов СССР в Москве». Это были своего рода творческие отчёты, позволяющие союзным и автономным республикам продемонстрировать культурные традиции и современные достижения в области национальных искусств. В декадную программу входили художественные выставки, спектакли, вокально-инструментальные и хореографические выступления фольклорно-этнографических, профессиональных и самодеятельных коллективов, литературные вечера, встречи и выезды на предприятия и в колхозы.
26 ноября 1955 г. вышло постановление Совета Министров СССР о проведении в 1957 году «Декады татарской литературы и искусства в Москве». В декабре того же года на бюро Татарского обкома КПСС было принято решение о начале подготовки к декаде. Был утвержден руководящий состав: художественный руководитель – В.В.Целиковский, музыкальный руководитель – Н.Г.Жиганов, главный художник – П.Т.Сперанский, главный дирижер – И.Э.Шерман. Подготовительная работа началась во всех культурно-просветительных учреждениях республики. Комиссией по подготовке и проведению декады было просмотрено 30 спектаклей, 40 концертов, более 600 художественных произведений (Буреева Е.// «Эхо веков», № 1/2, 2013). Декадный репертуар утверждался на заседаниях бюро обкома КПСС ТАССР.
Декада татарского искусства и литературы в Москве проходила с 24 мая по 4 июня 1957 года. Делегация Татарской АССР состояла из 1293 участников, представляющих 30 творческих коллектива. Торжественное открытие состоялось 25 мая в Колонном зале Дома союзов.
Многожанровое театрально-декорационное искусство республики представляли четыре театра. К показу было отобрано и подготовлено семнадцать спектаклей. Их первые публичные представления состоялись в Казани, декадные – на лучших театральных сценах в самом центре столицы.
Постановки Татарского государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля шли на сцене Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко – одного из первых режиссёрских оперных театров в мире. Был представлен национальный и классический русский репертуар: опера Н.Г.Жиганова «Алтынчеч» (либретто М.Джалиля) – 24, 27, 31 мая; опера-поэма Н.Жиганова «Джалиль» (либретто А.Файзи), посвящённая Герою Советского Союза М.Джалилю – 29 мая, 2 июня; опера Х.В.Валиуллина «Самат» (либретто Х.Вахита) о послевоенной жизни татарского села – 26 мая, 2 июня; балет Ф.З.Яруллина «Шурале» по сказке Г.Тукая – 25, 26, 28 мая, 1 июня; лирические сцены из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» – 30 мая.
Коллектив Татарского государственного академического театра им. Г.Камала представил спектакли, признанные в настоящее время классическим наследием национальной сцены. Премьеры состоялись в помещении Центрального детского театра на площади Свердлова (в наст.вр. Российский академический Молодёжный театр, Театральная пл.). Московский зритель увидел музыкальную драму К.Тинчурина «Голубая шаль» (музыка С.Сайдашева), повествующую о татарской деревне конца 19 в. – 24, 25, 26, 31 мая; музыкальную комедию Н.Исанбета «Хужа Насретдин» (музыка Дж.Файзи) по мотивам народного фольклора – 26, 30 мая, 2 июня; комедию Н.Исанбета«Зифа» о проблемах современной татарской женщины – 28, 29 мая; драму Т.Гиззата «Тревожные дни» о формировании революционного сознания в среде крестьян татарской деревни – 29 мая, 2 июня; драму М.Амира «Минникамал» о женщине руководителе колхоза – 1 июня.
Широкий резонанс имела постановка трагедии В.Шекспира «Король лир» с участием Х.Г.Абжалилова – 27 мая, 1 июня.
Постановки Казанского государственного Большого драматического театра им. В.И.Качалова шли на сцене Государственного академического Малого театра, титулованного русской Academie des Sciences. Было показано пять спектаклей: героическая драма Р.Ишмуратова «Бессмертная песнь»/«Муса Джалиль» – 24, 26 мая, 1 июня; пьеса М.Горького «Старик» – 25 мая, 2 июня; пьеса А.Афиногенова «Мать своих детей» – 26, 29 мая; трагедия А.К. Толстого«Царь Фёдор Иоаннович» – 27, 30 мая, 2 июня; пьеса М.Елизаровой «Юность буревестника» о жизни Алексея Пешкова в Казани – 28, 31 мая.
В помещении Театра им. Ленинского комсомола (в наст.вр. Московский государственный театр Ленком Марка Захарова) состоялись премьеры Мензелинского драматического театра (драма Ю.Аминова «Неписанные законы» – 24, 25 мая, 2 июня и драма М.Файзи «Галиябану» – 28, 29 мая, 2 июня) и драматического коллектива Казанского дворца культуры Кировского района (музыкальная комедия Дж.Файзи «Башмачки» – 26, 27, 30 мая, 1 июня).
В Концертном зале им. П. И. Чайковского, Колонном зале Дома Союзов, в Концертном зале Дома учёных и в Малом зале консерватории состоялись концерты Татарской государственной консерватории. В программе были народные татарские песни, произведения современных татарских композиторов выступления Ансамбля песни и танца Татарской АССР.
Важное просветительское значение имели выезды участников декады на предприятия и в колхозы. Так, «Литературный вечер и концерт» – состоялся в колхозе «Новая жизнь» Московской области; «Литературно-художественный вечер и концерт» был подготовлен для воинов Московского военного округа; артисты Театра оперы и балета выступили перед рабочим коллективом завода имени Ильича; «вечера самодеятельности Татарии» прошли в Парках культуры и отдыха «Измайлово» и «Сокольники»; в Доме актёра ВТО состоялась встреча с мастерами искусств Москвы и т.д.
После московских гастролей многие артисты, композиторы, писатели и художники получила правительственные награды. ТГАТ имени Г.Камала был награжден орденом Ленина, КБДТ имени В.И. Качалова – орденом Трудового Красного Знамени.
Л.Н.Донина