Найти в Дзене

Ч.8. Театральные премьеры послевоенного десятилетия

Декада татарского искусства и литературы в Москве После войны была возобновлена практика проведения масштабных «Декад и дней искусства и литературы народов СССР в Москве». Это были своего рода творческие отчёты, позволяющие союзным и автономным республикам продемонстрировать культурные традиции и современные достижения в области национальных искусств. В декадную программу входили художественные выставки, спектакли, вокально-инструментальные и хореографические выступления фольклорно-этнографических, профессиональных и самодеятельных коллективов, литературные вечера, встречи и выезды на предприятия и в колхозы. 26 ноября 1955 г. вышло постановление Совета Министров СССР о проведении в 1957 году «Декады татарской литературы и искусства в Москве». В декабре того же года на бюро Татарского обкома КПСС было принято решение о начале подготовки к декаде. Был утвержден руководящий состав: художественный руководитель – В.В.Целиковский, музыкальный руководитель – Н.Г.Жиганов, главный художник –

Декада татарского искусства и литературы в Москве

После войны была возобновлена практика проведения масштабных «Декад и дней искусства и литературы народов СССР в Москве». Это были своего рода творческие отчёты, позволяющие союзным и автономным республикам продемонстрировать культурные традиции и современные достижения в области национальных искусств. В декадную программу входили художественные выставки, спектакли, вокально-инструментальные и хореографические выступления фольклорно-этнографических, профессиональных и самодеятельных коллективов, литературные вечера, встречи и выезды на предприятия и в колхозы.

26 ноября 1955 г. вышло постановление Совета Министров СССР о проведении в 1957 году «Декады татарской литературы и искусства в Москве». В декабре того же года на бюро Татарского обкома КПСС было принято решение о начале подготовки к декаде. Был утвержден руководящий состав: художественный руководитель – В.В.Целиковский, музыкальный руководитель – Н.Г.Жиганов, главный художник – П.Т.Сперанский, главный дирижер – И.Э.Шерман. Подготовительная работа началась во всех культурно-просветительных учреждениях республики. Комиссией по подготовке и проведению декады было просмотрено 30 спектаклей, 40 концертов, более 600 художественных произведений (Буреева Е.// «Эхо веков», № 1/2, 2013). Декадный репертуар утверждался на заседаниях бюро обкома КПСС ТАССР.

Сперанский П.Т. Эскизы декораций открытия/закрытия «Декады татарского искусства и литературы». Частное собрание П.Т.Сперанского
Сперанский П.Т. Эскизы декораций открытия/закрытия «Декады татарского искусства и литературы». Частное собрание П.Т.Сперанского

Декада татарского искусства и литературы в Москве проходила с 24 мая по 4 июня 1957 года. Делегация Татарской АССР состояла из 1293 участников, представляющих 30 творческих коллектива. Торжественное открытие состоялось 25 мая в Колонном зале Дома союзов.

Многожанровое театрально-декорационное искусство республики представляли четыре театра. К показу было отобрано и подготовлено семнадцать спектаклей. Их первые публичные представления состоялись в Казани, декадные – на лучших театральных сценах в самом центре столицы.

Опера в 4 действиях с прологом «Самат». Сцена из спектакля. 1957 г. Частное собрание П.Т.Сперанского
Опера в 4 действиях с прологом «Самат». Сцена из спектакля. 1957 г. Частное собрание П.Т.Сперанского

Постановки Татарского государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля шли на сцене Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко – одного из первых режиссёрских оперных театров в мире. Был представлен национальный и классический русский репертуар: опера Н.Г.Жиганова «Алтынчеч» (либретто М.Джалиля) – 24, 27, 31 мая; опера-поэма Н.Жиганова «Джалиль» (либретто А.Файзи), посвящённая Герою Советского Союза М.Джалилю – 29 мая, 2 июня; опера Х.В.Валиуллина «Самат» (либретто Х.Вахита) о послевоенной жизни татарского села – 26 мая, 2 июня; балет Ф.З.Яруллина «Шурале» по сказке Г.Тукая – 25, 26, 28 мая, 1 июня; лирические сцены из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» – 30 мая.

«Хужа Насретдин». Выход на поклон. 1957 г.
Архив библиотеки СТД РТ
«Хужа Насретдин». Выход на поклон. 1957 г. Архив библиотеки СТД РТ

Коллектив Татарского государственного академического театра им. Г.Камала представил спектакли, признанные в настоящее время классическим наследием национальной сцены. Премьеры состоялись в помещении Центрального детского театра на площади Свердлова (в наст.вр. Российский академический Молодёжный театр, Театральная пл.). Московский зритель увидел музыкальную драму К.Тинчурина «Голубая шаль» (музыка С.Сайдашева), повествующую о татарской деревне конца 19 в. – 24, 25, 26, 31 мая; музыкальную комедию Н.Исанбета «Хужа Насретдин» (музыка Дж.Файзи) по мотивам народного фольклора – 26, 30 мая, 2 июня; комедию Н.Исанбета«Зифа» о проблемах современной татарской женщины – 28, 29 мая; драму Т.Гиззата «Тревожные дни» о формировании революционного сознания в среде крестьян татарской деревни – 29 мая, 2 июня; драму М.Амира «Минникамал» о женщине руководителе колхоза – 1 июня.

-5

Широкий резонанс имела постановка трагедии В.Шекспира «Король лир» с участием Х.Г.Абжалилова – 27 мая, 1 июня.

Сцена из спектакля «Бессмертная песнь». На переднем плане: Джалиль – Н.С.Провоторов. Фото из архива КАРБДТ им. В.И.Качалова
Гельмс Э.Б. Эскиз декорации. Бумага, гуашь. 75,1х75,3. Собрание Р.Э. Гельмс
Сцена из спектакля «Бессмертная песнь». На переднем плане: Джалиль – Н.С.Провоторов. Фото из архива КАРБДТ им. В.И.Качалова Гельмс Э.Б. Эскиз декорации. Бумага, гуашь. 75,1х75,3. Собрание Р.Э. Гельмс

Постановки Казанского государственного Большого драматического театра им. В.И.Качалова шли на сцене Государственного академического Малого театра, титулованного русской Academie des Sciences. Было показано пять спектаклей: героическая драма Р.Ишмуратова «Бессмертная песнь»/«Муса Джалиль» – 24, 26 мая, 1 июня; пьеса М.Горького «Старик» – 25 мая, 2 июня; пьеса А.Афиногенова «Мать своих детей» – 26, 29 мая; трагедия А.К. Толстого«Царь Фёдор Иоаннович» – 27, 30 мая, 2 июня; пьеса М.Елизаровой «Юность буревестника» о жизни Алексея Пешкова в Казани – 28, 31 мая.

В помещении Театра им. Ленинского комсомола (в наст.вр. Московский государственный театр Ленком Марка Захарова) состоялись премьеры Мензелинского драматического театра (драма Ю.Аминова «Неписанные законы» – 24, 25 мая, 2 июня и драма М.Файзи «Галиябану» – 28, 29 мая, 2 июня) и драматического коллектива Казанского дворца культуры Кировского района (музыкальная комедия Дж.Файзи «Башмачки» – 26, 27, 30 мая, 1 июня).

Сперанская-Штейн Л.Л. Эскиз костюма для Ансамбля песни и танца Татарской АССР. Бумага, акварель, гуашь. 42,0х29,7. Частное собрание П.Т.Сперанского
Сперанская-Штейн Л.Л. Эскиз костюма для Ансамбля песни и танца Татарской АССР. Бумага, акварель, гуашь. 42,0х29,7. Частное собрание П.Т.Сперанского

В Концертном зале им. П. И. Чайковского, Колонном зале Дома Союзов, в Концертном зале Дома учёных и в Малом зале консерватории состоялись концерты Татарской государственной консерватории. В программе были народные татарские песни, произведения современных татарских композиторов выступления Ансамбля песни и танца Татарской АССР.

Важное просветительское значение имели выезды участников декады на предприятия и в колхозы. Так, «Литературный вечер и концерт» – состоялся в колхозе «Новая жизнь» Московской области; «Литературно-художественный вечер и концерт» был подготовлен для воинов Московского военного округа; артисты Театра оперы и балета выступили перед рабочим коллективом завода имени Ильича; «вечера самодеятельности Татарии» прошли в Парках культуры и отдыха «Измайлово» и «Сокольники»; в Доме актёра ВТО состоялась встреча с мастерами искусств Москвы и т.д.

После московских гастролей многие артисты, композиторы, писатели и художники получила правительственные награды. ТГАТ имени Г.Камала был награжден орденом Ленина, КБДТ имени В.И. Качалова – орденом Трудового Красного Знамени.

Л.Н.Донина