Девяностые годы – время перемен, возможностей и, конечно же, новых русских. Именно тогда мой приятель открыл магазин зоотоваров. Благодаря этому бизнесу он познакомился с интересными людьми, владельцами экзотических животных. Однажды к нему обратился один такой "новый русский" с необычной просьбой.
– Слушай, дружище, выручай, – начал он, поправляя массивную золотую цепь на шее. – Надо мартышку мою, Луизу, пристроить на месяц. Дела, понимаешь, важные.
– Да без проблем, – ответил приятель, почуяв наживу.
– Только учти, она у меня дама капризная, – предупредил новый русский. – Ест исключительно бананы и ананасы, да и то, чтоб из Елисеевского магазина!
С этими словами он выложил на прилавок сто долларов.
– Это тебе на расходы, – пояснил он, подмигнув. – Чтоб Луиза ни в чем не нуждалась.
Приятель мой, как и многие в те годы, испытывал острую нехватку денег. Поэтому, как только дверь за хозяином Луизы закрылась, он не смог удержаться от ехидной ухмылки.
– Ага, бананы-ананасы из Елисеевского, – пробормотал он себе под нос. – Щас мы ей диету пропишем.
И месяц кормил мартышку овсянкой. Самой обычной, дешевой овсянкой на воде. Луиза, конечно, не была в восторге от такого рациона. Сначала она пыталась протестовать, кидалась тарелками и издавала недовольные вопли. Но голод, как известно, не тетка. Пришлось ей смириться с овсяной диетой. Зато, надо сказать, на такой пище она раздобрела неимоверно. Превратилась в настоящую тумбочку на ножках. Шерстка заблестела, щечки округлились. В общем, мартышка расцвела, как майская роза, правда, немного потеряла в грации.
Через месяц, как и договаривались, вернулся хозяин Луизы. Увидев свою питомицу, он замер на пороге, ошарашенный. Несколько секунд он просто молча смотрел на развалившуюся на диване тушку, которая раньше была стройной и грациозной мартышкой. Затем, медленно повернулся к моему приятелю с осторожным вопросом:
– Слушай, а сколько я должен доплатить за питание? Что-то я ее не узнаю…
Приятель, конечно, покраснел и начал оправдываться, мол, мартышка сама все ела, набрасывалась на овсянку, как будто это деликатес какой-то. Но новый русский слушал его вполуха. Он был явно озадачен произошедшей метаморфозой.
Эта история произошла со мной в начале девяностых. Мой приятель, назовем его, к примеру, Андреем, открыл небольшой магазин зоотоваров. Дела шли ни шатко ни валко, но позволяли сводить концы с концами. Однажды к нему зашел один из тех, кого тогда называли "новыми русскими". Одетый в малиновый пиджак, с толстой золотой цепью на шее, он производил впечатление человека, у которого деньги водятся.
– Здорово, Андрей, – сказал он, протягивая руку. – Слышал, ты тут зверушек всяких продаешь?
– Ну да, есть немного, – ответил Андрей, пожимая руку. – А что интересует?
– Да вот, понимаешь, – замялся новый русский. – Дело у меня тут одно намечается, съездить надо. А мартышку мою, Люську, оставить не с кем. Не мог бы ты ее у себя передержать недельку-другую?
– Мартышку? – удивился Андрей. – Ну, в принципе, можно. А она у тебя какая?
– Да обычная мартышка, – отмахнулся новый русский. – Главное, корми ее хорошо. Люська у меня девочка привередливая, ест только фрукты да овощи.
– Ну, с этим проблем не будет, – заверил его Андрей. – Фруктов и овощей у нас всегда полно.
Договорились, что через пару дней новый русский привезет Люську к Андрею в магазин. И вот настал этот день. Подъехал к магазину черный джип, из которого вышел водитель и вынес клетку с мартышкой. Люська оказалась довольно симпатичной обезьянкой, с умными, выразительными глазами.
– Ну, вот, знакомься, – сказал новый русский, передавая Андрею клетку. – Это Люська. Она у меня девочка хорошая, только вот характер вредный. Так что ты с ней построже.
– Хорошо, – ответил Андрей. – Буду воспитывать.
Новый русский достал из кармана толстую пачку долларов и протянул ее Андрею.
– Это тебе на расходы, – сказал он. – Чтобы Люська ни в чем не нуждалась.
Андрей пересчитал деньги. Там оказалось несколько сотен долларов.
– Да ты что, – удивился он. – Зачем так много? Я же ее не в ресторане кормить собираюсь.
– Бери, бери, – отмахнулся новый русский. – Деньги лишними не бывают. А Люська у меня девочка дорогая.
С этими словами он попрощался и уехал. Андрей остался один на один с мартышкой.
– Ну что, Люська, – сказал он, открывая клетку. – Будем знакомиться.
Люська выпрыгнула из клетки и начала осматриваться. Она бегала по магазину, прыгала по полкам и хватала все, что попадалось под руку. Андрей с удивлением наблюдал за ее поведением. Он никогда раньше не имел дела с мартышками.
– Ну и шустрая ты, – сказал он, пытаясь поймать ее. – Угомонись немного.
Но Люська не обращала на него никакого внимания. Она продолжала бегать и прыгать по магазину, устраивая настоящий переполох. Андрей понял, что с ней будет нелегко.
Вечером, когда магазин закрылся, Андрей решил покормить Люську. Он достал из холодильника фрукты и овощи и положил их в миску. Люська с интересом посмотрела на еду, но есть не стала.
– Что такое? – спросил Андрей. – Не нравится?
Он попробовал предложить ей банан, но Люська отвернулась.
– Ну и ладно, – сказал Андрей. – Не хочешь, как хочешь. Будешь голодной.
Он убрал миску с фруктами и овощами и пошел спать. Утром Андрей проснулся от странного шума. Он вышел из комнаты и увидел, что Люська перевернула в магазине все вверх дном. Она разбросала товары по полу, порвала упаковки и разгрызла клетки с попугаями.
– Ах ты, хулиганка! – закричал Андрей. – Что ты тут натворила?
Люська испуганно посмотрела на него и спряталась под прилавок. Андрей был в ярости. Он не знал, что делать с этой обезьянкой.
– Ну, погоди, – сказал он. – Я тебе сейчас покажу.
Он взял швабру и попытался прогнать Люську из-под прилавка. Но она ловко увернулась и убежала в другую комнату. Андрей погнался за ней. Так они бегали по магазину целый час, пока Андрей не выбился из сил.
– Все, – сказал он, тяжело дыша. – Сдаюсь. Делай что хочешь.
Люська, увидев, что он больше не преследует ее, вылезла из своего укрытия и села на пол. Она смотрела на Андрея своими умными глазами, как будто просила прощения.
Андрей посмотрел на нее и не смог сдержать улыбку.
– Ну и вредная же ты, – сказал он. – Но ничего, я тебя перевоспитаю.
С этого дня Андрей начал заниматься воспитанием Люськи. Он читал ей книжки, показывал картинки и учил ее хорошим манерам. Люська оказалась очень способной ученицей. Она быстро запоминала новые слова и научилась вести себя прилично.
Через неделю вернулся новый русский. Он был приятно удивлен, увидев, как изменилась Люська.
– Ну, молодец, Андрей, – сказал он. – Ты ее прямо не узнать.
Он достал из кармана еще одну пачку долларов и протянул ее Андрею.
– Это тебе премия, – сказал он. – За хорошую работу.
Андрей отказался брать деньги.
– Не нужно, – сказал он. – Я это делал не ради денег.
Новый русский пожал ему руку.
– Ну, как знаешь, – сказал он. – Спасибо тебе за все.
Он взял Люську на руки и ушел. Андрей остался один в своем магазине. Он смотрел вслед уходящему новому русскому и улыбался. Он был рад, что помог ему и его мартышке.
И он понял, что деньги – это не главное в жизни. Гораздо важнее – человеческие отношения.