Найти в Дзене

Студенты шли пешком, спасая книги: как КубГМУ пережил эвакуацию и вернулся домой

Как и вся наша страна, КубГМУ подвергся сложным испытаниям. Две эвакуации — сначала в Ереван, а когда фронт начал приближаться, то уже в Тюмень. В первую эвакуацию студенты шли пешком, берегли книги, выручали друг друга. Тем временем в Краснодаре на базе нашего института (тогда это был КМИ) были основаны эвакогоспитали, спасшие жизни тысячам бойцов и граждан. Еще в 1943 году, с снятием оккупации фашистов Краснодара, наш ВУЗ постепенно возвращается из эвакуации. Практически полностью уничтоженное здание, от которого остались лишь фасад да знаменитые чугунные лестницы, чудом уцелевшие от взрыва нацистской бомбы… Город разграблен, здание уничтожено. Но самое главное, вернулись студенты, вернулись преподаватели, а значит — в разрушенные стены вернулась жизнь. А дальше немцев выгнали не только из города, но и из страны! И вот, казалось бы, кончилась война, долгожданная победа… Но испытания не закончились… Сначала были долгие и тяжелые работы над восстановлением здания (и города). Заниматься
Оглавление

Мы уже рассказывали вам, что происходило с Кубанским медуниверситетом в годы Великой Отечественной войны?

Как и вся наша страна, КубГМУ подвергся сложным испытаниям. Две эвакуации — сначала в Ереван, а когда фронт начал приближаться, то уже в Тюмень. В первую эвакуацию студенты шли пешком, берегли книги, выручали друг друга.

Тем временем в Краснодаре на базе нашего института (тогда это был КМИ) были основаны эвакогоспитали, спасшие жизни тысячам бойцов и граждан.

Еще в 1943 году, с снятием оккупации фашистов Краснодара, наш ВУЗ постепенно возвращается из эвакуации.

-2

Что же встретило студентов и сотрудников дома?

Практически полностью уничтоженное здание, от которого остались лишь фасад да знаменитые чугунные лестницы, чудом уцелевшие от взрыва нацистской бомбы… Город разграблен, здание уничтожено. Но самое главное, вернулись студенты, вернулись преподаватели, а значит — в разрушенные стены вернулась жизнь.

А дальше немцев выгнали не только из города, но и из страны! И вот, казалось бы, кончилась война, долгожданная победа… Но испытания не закончились…

Студенты КМИ помогают в уборке/восстановлении городского сада
Студенты КМИ помогают в уборке/восстановлении городского сада

Сначала были долгие и тяжелые работы над восстановлением здания (и города). Заниматься приходилось прямо под открытым небом: профессора даже просили приносить из дома с собой табуретки, ведь сидеть было негде.

Внутренний двор вуза. 40е-50е
Внутренний двор вуза. 40е-50е

Сохранились фотографии того периода. Например, занятия по остеологии были организованы прямо во дворе еще не восстановленного здания, на так называемом «костном дворе».

Костный двор, организованный ещё после войны прямо под открытым небом во дворе вуза. Для проведения занятий. 1940е
Костный двор, организованный ещё после войны прямо под открытым небом во дворе вуза. Для проведения занятий. 1940е

Другая тяжелая задача стояла перед врачами:

серьезно обострилась эпидемиологическая ситуация — вновь вспыхнули эпидемии холеры, тифа и других болезней. Организация лечения и ликвидации заболеваний легла и на плечи сотрудников вуза.

В этой борьбе несколько сотрудников тяжело переболели сыпным тифом, героически погибла молодая ассистентка кафедры акушерства и гинекологии Е. И. Каспарова-Савичева.

Конечно, с долгожданным миром пришли новые испытания. Но самое главное — жизнь продолжалась…