Найти в Дзене
Уральский историк

Несколько дней из жизни Верховного главнокомандующего

Верховный главнокомандующий всегда вставал поздно. Деловой день он начинал, обычно в 10 часов утра. Не отступил от этого правила он и в первый день нового 1917-го года. Тем более что день 1 января (14 января по новому стилю) в тот раз пришелся на воскресенье. День стоял серенький, тихий, теплый. В половине 11-го верховный главнокомандующий отправился с дочерьми к обедне. Как обычно в 12 часов главный полководец страны отправился завтракать.Позавтракав и слегка устав от государственных дел Верховный главнокомандующий пошёл гулять вокруг парка. Нагулявшись вдоволь в 15 часов страстотерпец отправился в Большой дворец на приём министров, свиты, начальников частей и дипломатов. Там мужественно просидел почти два часа 10 минут. Верховный главнокомандующий при этом был в пластунской черкеске. После чая он опять отвел несколько минут делу – отвечал на телеграммы. Но время шло к вечеру и государь полностью отдался релаксу – читал вслух. Между тем в промозглых окопах близ Митавы к наступлению

Верховный главнокомандующий всегда вставал поздно. Деловой день он начинал, обычно в 10 часов утра. Не отступил от этого правила он и в первый день нового 1917-го года. Тем более что день 1 января (14 января по новому стилю) в тот раз пришелся на воскресенье.

День стоял серенький, тихий, теплый. В половине 11-го верховный главнокомандующий отправился с дочерьми к обедне. Как обычно в 12 часов главный полководец страны отправился завтракать.Позавтракав и слегка устав от государственных дел Верховный главнокомандующий пошёл гулять вокруг парка.

Нагулявшись вдоволь в 15 часов страстотерпец отправился в Большой дворец на приём министров, свиты, начальников частей и дипломатов. Там мужественно просидел почти два часа 10 минут. Верховный главнокомандующий при этом был в пластунской черкеске.

После чая он опять отвел несколько минут делу – отвечал на телеграммы. Но время шло к вечеру и государь полностью отдался релаксу – читал вслух.

-2

Между тем в промозглых окопах близ Митавы к наступлению готовилась 12-я армия. Командовал 12-й армией генерал Радко-Дмитриев, генерал болгарской армии, чья страна воевала на стороне Германии.

-3

Линия обороны немцев на участке наступления была сильно укреплена: имелось несколько линий окопов полного профиля, через каждые 20 метров – минометы, два с половиной километра пулемётных дзотов…

Неожиданно хитроумный план Радко-Дмитриева состоял в том, чтобы наступать без артподготовки, ради достижения внезапности.

6-й Сибирский корпус, усиленный дивизией латышских стрелков, наносил в этой операции главный удар.

Атаку планировалось начать на рассвете 5 января.

В это утро Верховный главнокомандующий начал работать, как обычно, в 10 часов. К этому времени 6-й Сибирский стрелковый корпус и дивизия латышских стрелков, наступая без артподготовки все же прорвали главную оборону немцев.

Тысячи трупов солдат русской императорской армии остались остывать в снегу перед взятыми германскими позициями.

Тем временем Верховный главнокомандующий в 11 часов поехал к обедне с водосвятием. После службы отец Александр окропил царские комнаты.

Когда латышская стрелковая дивизия прорвала всю укрепленную полосу германцев и к полудню 5 января проникла в тыл противника, заняв район Скудр — Граббе — Скангель, Верховный главнокомандующий пошёл завтракать.

-4

В лазареты 12-й армии потоком несли раненых. У хирургических палаток стояли полные тазики ампутированных рук и ног.

Тем временем, Верховный главнокомандующий отправился к дантисту лечить зуб.

Когда, подлечив зуб, государь с дочерьми вышел на моцион, войска под Митавой, потеряв почти половину состава, остановились.

-5

За непослушание 92 солдата были казнены, многие отправлены на каторгу.

Верховный главнокомандующий был хороший, но наступление захлебнулось.

Виноваты в этом были большевики!