Найти в Дзене

Кто пришёл на бал к Сатане? 11 личностей за масками гостей Воланда

Не просто чертовщина. Булгаков зашифровал в этой сцене всю историю человеческих грехов. Бал у Воланда — одна из самых сильных сцен в романе «Мастер и Маргарита». Писатель будто устроил суд над человечеством, собрав в одной ночи всех, кто когда-то продавал душу. Но эти гости — не просто вымышленные персонажи. Каждый из них жил на самом деле. Многие уверены: на балу были сплошь убийцы, ведьмы и злодеи. Но Булгаков был тоньше. Среди «приглашённых» есть те, кто однажды столкнулся с искушением и проиграл, — ровно как сам автор. Королева Марго: первая Маргарита Когда Коровьев произносит: «кровавая свадьба в Париже», Булгаков намекает на настоящую историческую катастрофу — Варфоломеевскую ночь 1572 года. Её героиня — Маргарита Валуа, королева Франции, женщина, чей брак превратился в резню. Именно она стала историческим прототипом Маргариты Николаевны. И у той, и у другой всё началось с любви и закончилось кровью. После бала у Сатаны жизнь булгаковской героини делится на «до» и «после». Т

Не просто чертовщина. Булгаков зашифровал в этой сцене всю историю человеческих грехов.

Бал у Воланда — одна из самых сильных сцен в романе «Мастер и Маргарита». Писатель будто устроил суд над человечеством, собрав в одной ночи всех, кто когда-то продавал душу. Но эти гости — не просто вымышленные персонажи. Каждый из них жил на самом деле.

Многие уверены: на балу были сплошь убийцы, ведьмы и злодеи. Но Булгаков был тоньше. Среди «приглашённых» есть те, кто однажды столкнулся с искушением и проиграл, — ровно как сам автор.

Королева Марго: первая Маргарита

Когда Коровьев произносит: «кровавая свадьба в Париже», Булгаков намекает на настоящую историческую катастрофу — Варфоломеевскую ночь 1572 года.

Её героиня — Маргарита Валуа, королева Франции, женщина, чей брак превратился в резню. Именно она стала историческим прототипом Маргариты Николаевны.

Сцена в спальне Маргариты в Варфоломеевскую ночь / Художник А. Э. Фрагонар
Сцена в спальне Маргариты в Варфоломеевскую ночь / Художник А. Э. Фрагонар

И у той, и у другой всё началось с любви и закончилось кровью.

После бала у Сатаны жизнь булгаковской героини делится на «до» и «после». Так же, как у французской королевы после Варфоломеевской ночи — на жизнь и безумие.

Двое, кто поклонились, но не поцеловали колено: Гёте и Гуно

-3

Булгаков не мог обойтись без упоминания Гёте и Гуно. Один написал «Фауста», другой превратил его в музыку.

«Имею честь рекомендовать вам, королева, господина Гёте и господина Шарля Гуно…» — цитирует Воланд.

И они — единственные, кто не преклонил колено перед Маргаритой.

Почему? Потому что оба знали цену сделки с дьяволом. Гёте создал Мефистофеля, но не стал его рабом. Гуно превратил эту историю в оперу, но остался человеком. Булгаков словно говорит: творец может заглянуть во тьму, но не обязан ей служить.

Мсье Жак: банкир, обвинённый в отравлении

Памятник Жаку Кера
Памятник Жаку Кера

Этот персонаж имеет вполне реального прототипа — Жака Кера, казначея французского короля Карла VII.

Богатейший человек Франции, покровитель художников и политиков, которого обвинили во всех смертных грехах — от махинаций до убийства любовницы короля.

Булгаков сделал из него символ денег и власти — тех, кто считает, что золото способно откупить даже душу.

Граф Роберт: любовник королевы, убивший жену

Роберт Дадли
Роберт Дадли

Знакомьтесь, Роберт Дадли, фаворит английской королевы Елизаветы I. Его жена погибла при загадочных обстоятельствах — упала с лестницы.

Булгаков усиливает драму: в романе граф Роберт «отравил свою жену ради королевы».

В его лице — вечный архетип человека, готового убить любовь ради власти, а потом всю жизнь расплачиваться за это.

Госпожа Тофана: женщина, придумавшая «воду смерти»

Теофания ди Адамо
Теофания ди Адамо

Одна из самых жутких гостей — Теофания ди Адамо, создательница яда под названием «аква Тофана».

Женщины по всей Италии покупали у неё «эликсир свободы» — от мужей.

Пятьсот жертв, зелёная повязка на шее (след удавки) и испанский сапожок на ноге — всё, как у Булгакова.

Булгаков сделал её образом мести и женской силы, доведённой до абсурда.

Госпожа Минкина: цыганка, замучившая горничную

-7

В романе Коровьев бросает фразу:

«Зачем же было жечь горничной лицо щипцами для завивки?»

Это — реальная история. Настасья Шумская, любовница и домоправительница Алексея Аракчеева, из ревности издевалась над служанками. За это была убита одним из крестьян.

Булгаков добавляет её на бал не случайно — чтобы напомнить, что зло бывает бытовым, женским, мелким, но от этого не менее страшным.

Калигула, Мессалина и Малюта Скуратов: три лика власти

Мессалина
Мессалина

Безумный римский император Калигула, развратная Мессалина и кровавый палач Малюта Скуратов — три стороны одной монеты.

Жестокость, похоть и фанатизм — три демона, которые веками правили миром.

Малюта Скуратов
Малюта Скуратов

Булгаков превращает их в живой хоровод ада — историческое панно из тех, кто однажды решил, что ему дозволено всё.

И последнее. Те, кого Булгаков не назвал

В финале бала мелькают безымянные персонажи, но внимательные читатели догадываются: это Генрих Ягода, глава НКВД, и его секретарь Павел Буланов.

Оба были расстреляны незадолго до окончания романа. Булгаков словно подмигивает: даже демоны эпохи приходят на бал к своему хозяину.

Бал, на котором каждый из нас — гость

Булгаков не просто собрал исторических злодеев. Он написал аллегорию человеческой природы.

На балу Воланда каждый может узнать себя: кого-то — в Гёте, кого-то — в Тофане.

И вопрос остаётся открытым: если бы дьявол позвал вас — пришли бы вы?