Метапредметная лекция по курсам : "История: Новейшая история 1914 - 2023 гг", "Обществознание" ,темы "Наука и образование" , по которой сделан видео-урок , привязанный к слайдам https://dzen.ru/video/watch/66b88947045ab508827f17a6?collection=author%3Aed622c45-9111-4f2c-8aac-d9434d1c7d2c&order=reverse.
Лекция "Профессия "учитель". Кризис профессии "учитель" в XX - XXI вв. " https://dzen.ru/a/aA7ko8u4lETizp9w
Каким образом в истории происходит изменение научной картины мира?
1. Происхождение и механизмы развития современной науки.
Наука как самостоятельная часть культуры и способ познания ми-
ра возникла в Европе в XVII в. Социолог М. Вебер выделил три
важнейшие предпосылки для формирования науки: 1) открытие в
Древней Греции смысла понятия как одного из главных средств на-
учного познания; 2) введение в практику в эпоху Возрождения ра-
ционального эксперимента как средства надёжно контролируемого
познания; 3) наличие характерной для христианства веры в рацио-
нальность, разумность Бога.
Взаимодействие, с одной стороны, теоретических конструкций,
использующих систему понятий, и, с другой стороны, исследова-
ний, основанных на наблюдениях, опытах и экспериментах, создало
основу для возникновения и последующего динамичного развития
науки. А вера в рациональность Бога ориентировала на поиск объ-
яснения действительности с точки зрения разума, пусть и имевшего
божественное происхождение.
Однако научное объяснение мира (или научная рациональность,
как говорят философы) с самого начала было отлично от религи-
озной рациональности, религиозного объяснения мира, основанно-
го на вере. Науке присущи, по определению философа К. Ясперса,
три необходимых признака: познавательные методы, достоверность
и общезначимость. Научные методы — это проведение экспери-
ментов, выдвижение гипотез, создание теорий и т. д. Достовер-
ность — это возможность проверки научных данных и теорий.
Общезначимость — это пригодность научных результатов для всех
людей, независимо от их различий, в том числе и религиозных.
Широкое распространение эксперимента и опытов породило пред-
ставление о том, что наука движется вперёд благодаря новым на-
блюдениям и экспериментальным открытиям. При этом развитие
науки — это последовательный процесс накопления знаний. Такие
подходы были характерны для позитивизма XIX в. Новые подходы
стали утверждаться в 1920—1930-е гг., когда наука стала изучаться
с помощью самой науки.
Прежде всего было доказано первенство теоретического зна-
ния — опыты и наблюдения обусловлены теоретическими установ-
ками. И главное — вместо накопления знаний происходит периоди-
ческий пересмотр базовых представлений как в рамках отдельных
наук, так и научной картины мира.
Т. Кун назвал эти революционные изменения сменой парадигмы,
т. е. самого подхода к объяснению мира, лежащему в основе всей
системы представлений о мироздании. «Хотя мир не изменяется с
изменением парадигмы, учёный после этого изменения работает в
ином мире» . Таково и нелинейное историческое раз-
витие науки — от одного подхода к объяснению мира (парадигмы)
к другому, каждый из подходов соответствует своей эпохе. Меня-
ются представления о мире, но не законы мироздания.
В истории науки выделяют три периода, три научные картины
мира:
1) Классическая наука — с XVII до конца ХIХ в.
2) Неклассическая наука — с конца ХIХ до последней трети ХХ в.
3) Постнеклассическая наука — последняя треть ХХ — начало
XXI в.
Тренды в науке на 2025 г.: https://www.kommersant.ru/doc/7365789
Профориентация:
Технология "обратного дизайна": К чему пришла наука в первой четверти XXI века ? (для ПО, ПДО, ПНК,КПНО) (конспект статьи) https://cultura24.ru/articles/20752/
Вопросы по статье А. Семихатова: Что значит термин "наука"? Кто такие ученые ? что значит фальсификация науки ? Каковы признаки науки? Чем научный подход к объяснению мира отличается от религиозного?
Сделайте свой сценарий научной игры для начальной школы:
Какие серии из мультиков ( фиксиков, смешариков и тд.) посвящены науке?
"Наука для самых маленьких (ДО, СДО,КПНО)": подготовьте свою научно-познавательную игру , например, по технологии В. Воскобовича.
Методичка по "квадрату" Воскобовича.
2. Классический подход к объяснению мира. На смену аристоте-
левскому пониманию мира как организма, характерному для Сред-
невековья, в XVII в. пришло понимание мира как механизма. Ме-
ханизм представлялся более совершенной конструкцией в отличие
от «движимой необузданными страстями»
живой природы.
Классическая механика, разработанная
И. Ньютоном и завершённая его последо-
вателями Ж. Лагранжем и П. Лапласом,
стала первой великой теорией в физике.
Впервые теория была столь успешной: она
точно объясняла не только движение всех
звёзд по их траекториям, но и столь же без-
ошибочно движение тел на земле, падение
яблока, полёт снаряда, даже приливы и от-
ливы. Учёные думали, что она сможет объ-
яснить всё. Механику Ньютона стремились
распространить на все области рождавше-
гося научного знания. Символом мира как
механизма стали часы. Но не средневековые приблизительные часы
с гирями, а последнее достижение того времени — часы, созданные
на основе теоретических моделей, с маятниковым механизмом и ба-
лансир-спиралью.
В классической механике Ньютона всё божественно разумно.
Пространство, время, движение абсолютны, они не имеют свойств,
которые могут меняться. Пространство — лишь месторасположение
отдельных тел. Время — простая длительность. Движение — равно-
мерное, взаимодействие — мгновенное. Все тела в конечном счёте
суть материальные точки. В этом мире можно точно предсказать
будущее или воспроизвести прошлое. Всё предопределено, у всего
есть свои причины. Это совершенный мир, созданный Богом, ко-
торый присутствует в мире всегда и везде. Такова картина мира,
представленная Ньютоном и развитая его последователями.
«В ньютоновской науке и в ньютоновском мире не человек, а
Бог является мерой всех вещей. Последователи Ньютона могли по-
зволить себе забыть об этом, полагая, что больше не нуждаются
в гипотезе о Боге — этих „строительных лесах“, уже ненужных
построенному зданию. Они ошиблись: лишённый своих божествен-
ных подпорок, Ньютонов мир оказался непрочным и неустойчи-
вым…», — писал историк науки А. Койре. Последователи Ньютона
убрали Бога из этой картины мира, и она распалась.
Какова роль Бога в классической картине мира?
3. Неклассический подход к объяснению мира. Новый подход
к объяснению мира (или, как говорят философы, новая уже не-
классическая рациональность, а если пользоваться терминологией
Т. Куна, новая парадигма) датируется началом ХХ в. Переход к
новому пониманию мира связан с оформлением новых теорий. В
физике это теория относительности А. Эйнштейна (1905, 1916) и
квантовая механика в интерпретации В. Гейзенберга и Н. Бора
(1920—1930-е гг.).
Принцип относительности вводит в картину реальности наблюда-
теля, человека (субъекта, как говорят философы). Именно относи-
тельно наблюдателя или субъекта и происходят все эффекты теории
относительности. Картина мира субъективизируется. В этом суть не-
классического подхода к объяснению мира. «Природа познавалась
как существующая сама по себе, в своих собственных взаимодей-
ствиях. Под влиянием теории относительности наметилась тенден-
ция к субъективистским формулировкам» (А. Н. Уайтхед, 1925).
Иначе говоря, в классической период в ньютоновской науке человек
познаёт замысел Бога, создавшего этот мир. От предельно объекти-
вированного мира Ньютона, где нет место человеку и где царит Бог
как окончательная истина, произошёл переход к пониманию мира с
точки зрения субъекта, будь он наблюдатель в определённой системе
отсчёта или человек со своим субъективным взглядом на мир.
Этот новый неклассический подход к объяснению мира был свя-
зан с целым рядом исторических процессов и тенденций: с расши-
рением различных прав и свобод человека, возвышением его над
миром природы, становлением индивидуального самосознания, осво-
бождением общественной и индивидуальной жизни человека от ре-
лигиозных представлений, а человеческой мысли от объективизма
религиозного и философского толка.
Основы мироздания исследует наука — квантовая механика, ко-
торая изучает взаимодействие частиц с учётом их волновых свойств.
Главная проблема в 1920-е гг. состояла в том, что приборы не по-
зволяли определить одновременно импульс частицы (произведение
массы на скорость) и её локализацию в пространстве. Казалось,
что воздействие прибора на частицу вызывает непонятный «бес-
причинный скачок» частицы. Тогда В. Гейзенберг сформулировал
принцип неопределённости: чем более определённым становится им-
пульс частицы, тем менее определённым оказывается её положение
в пространстве, и наоборот. Н. Бор в 1927 г. на основе принципа
В. Гейзенберга предложил принцип дополнительности: «Для пол-
ного описания квантово-механических явлений необходимо при-
менить два взаимоисключающих («дополнительных») понятия, со-
вокупность которых даёт полную информацию об этих явлениях».
Так сложилась копенгагенская (по названию института, где работал
Н. Бор) интерпретация квантовой механики.
Копенгагенская интерпретация квантовой механики (подход Гей-
зенберга и Бора) вела к принципиально новому взгляду на мир.
В. Гейзенберг писал: «Реальность различается в зависимости от
того, наблюдаем мы её или нет», «квантовая теория уже не допу-
скает вполне объективного описания природы». Действительно, со-
гласно копенгагенской интерпретации, воздействие наблюдателя с
прибором является составной частью реальности. Человек, лишён-
ный способности адекватно понять действительность, становился в
то же время неким творцом, участвующим в создании реальности.
Против копенгагенской интерпретации был А. Эйнштейн. Он
спрашивал, не религия ли это, и сравнивал новый подход с «мяг-
кой подушкой до поры до времени». Э. Мах выразил в простой фор-
ме проблему, с которой столкнулась наука: «Мы не можем отделить
наше восприятие мира от самого мира».
Квантовая механика привнесла в карти-
ну мира принципиально новое понимание
физической реальности. Мироздание (мир
микрочастиц) — это мир, где царит веро-
ятность, случайность, хаос. Это пугало не-
которых, например Эйнштейна, который
пытался оставаться приверженцем идей
причинной обусловленности (детерминиз-
ма). Так, в письме В. Гейзенбергу он на-
писал знаменитую фразу: «Бог не играет в
кости». В целом в рамках неклассического
подхода к объяснению мира хаос понимал-
ся как нечто разрушительное, противостоя-
щее созиданию, а вероятность граничила со
случайностью. Мир казался необъяснимым.
Источник: История. Всеобщая история. Новейшая история, 1914—
1945 гг. : 10-й класс : базовый уровень : учебник : издание
в pdf-формате / О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа ; под ред.
А. О. Чубарьяна. — 3-е изд., стер. — Москва : Просвещение,
2023. - С. 131- 135.