Найти в Дзене

Формирование научной картины мира в Новейшее время (лекция)

Метапредметная лекция по курсам : "История: Новейшая история 1914 - 2023 гг", "Обществознание" ,темы "Наука и образование" , по которой сделан видео-урок , привязанный к слайдам https://dzen.ru/video/watch/66b88947045ab508827f17a6?collection=author%3Aed622c45-9111-4f2c-8aac-d9434d1c7d2c&order=reverse. Лекция "Профессия "учитель". Кризис профессии "учитель" в XX - XXI вв. " https://dzen.ru/a/aA7ko8u4lETizp9w Каким образом в истории происходит изменение научной картины мира? 1. Происхождение и механизмы развития современной науки. Наука как самостоятельная часть культуры и способ познания ми- ра возникла в Европе в XVII в. Социолог М. Вебер выделил три важнейшие предпосылки для формирования науки: 1) открытие в Древней Греции смысла понятия как одного из главных средств на- учного познания; 2) введение в практику в эпоху Возрождения ра- ционального эксперимента как средства надёжно контролируемого познания; 3) наличие характерной для христианства веры в рацио- нальность, разумност

-2

-3

-4

Метапредметная лекция по курсам : "История: Новейшая история 1914 - 2023 гг", "Обществознание" ,темы "Наука и образование" , по которой сделан видео-урок , привязанный к слайдам https://dzen.ru/video/watch/66b88947045ab508827f17a6?collection=author%3Aed622c45-9111-4f2c-8aac-d9434d1c7d2c&order=reverse.

Лекция "Профессия "учитель". Кризис профессии "учитель" в XX - XXI вв. " https://dzen.ru/a/aA7ko8u4lETizp9w

Каким образом в истории происходит изменение научной картины мира?

1. Происхождение и механизмы развития современной науки.

Наука как самостоятельная часть культуры и способ познания ми-

ра возникла в Европе в XVII в. Социолог М. Вебер выделил три

важнейшие предпосылки для формирования науки: 1) открытие в

Древней Греции смысла понятия как одного из главных средств на-

учного познания; 2) введение в практику в эпоху Возрождения ра-

ционального эксперимента как средства надёжно контролируемого

познания; 3) наличие характерной для христианства веры в рацио-

нальность, разумность Бога.

Взаимодействие, с одной стороны, теоретических конструкций,

использующих систему понятий, и, с другой стороны, исследова-

ний, основанных на наблюдениях, опытах и экспериментах, создало

основу для возникновения и последующего динамичного развития

науки. А вера в рациональность Бога ориентировала на поиск объ-

яснения действительности с точки зрения разума, пусть и имевшего

божественное происхождение.

Однако научное объяснение мира (или научная рациональность,

как говорят философы) с самого начала было отлично от религи-

озной рациональности, религиозного объяснения мира, основанно-

го на вере. Науке присущи, по определению философа К. Ясперса,

три необходимых признака: познавательные методы, достоверность

и общезначимость. Научные методы — это проведение экспери-

ментов, выдвижение гипотез, создание теорий и т. д. Достовер-

ность — это возможность проверки научных данных и теорий.

Общезначимость — это пригодность научных результатов для всех

людей, независимо от их различий, в том числе и религиозных.

Широкое распространение эксперимента и опытов породило пред-

ставление о том, что наука движется вперёд благодаря новым на-

блюдениям и экспериментальным открытиям. При этом развитие

науки — это последовательный процесс накопления знаний. Такие

подходы были характерны для позитивизма XIX в. Новые подходы

стали утверждаться в 1920—1930-е гг., когда наука стала изучаться

с помощью самой науки.

Прежде всего было доказано первенство теоретического зна-

ния — опыты и наблюдения обусловлены теоретическими установ-

ками. И главное — вместо накопления знаний происходит периоди-

ческий пересмотр базовых представлений как в рамках отдельных

наук, так и научной картины мира.

Т. Кун назвал эти революционные изменения сменой парадигмы,

т. е. самого подхода к объяснению мира, лежащему в основе всей

системы представлений о мироздании. «Хотя мир не изменяется с

изменением парадигмы, учёный после этого изменения работает в

ином мире» . Таково и нелинейное историческое раз-

витие науки — от одного подхода к объяснению мира (парадигмы)

к другому, каждый из подходов соответствует своей эпохе. Меня-

ются представления о мире, но не законы мироздания.

В истории науки выделяют три периода, три научные картины

мира:

1) Классическая наука — с XVII до конца ХIХ в.

2) Неклассическая наука — с конца ХIХ до последней трети ХХ в.

3) Постнеклассическая наука — последняя треть ХХ — начало

XXI в.

Тренды в науке на 2025 г.: https://www.kommersant.ru/doc/7365789

10 трендов, которые потрясут мир

Профориентация:

Технология "обратного дизайна": К чему пришла наука в первой четверти XXI века ? (для ПО, ПДО, ПНК,КПНО) (конспект статьи) https://cultura24.ru/articles/20752/

Алексей Семихатов: «Учёные — это люди, которые профессионально натренированы, чтобы превращать неизвестное в известное»

Вопросы по статье А. Семихатова: Что значит термин "наука"? Кто такие ученые ? что значит фальсификация науки ? Каковы признаки науки? Чем научный подход к объяснению мира отличается от религиозного?

Сделайте свой сценарий научной игры для начальной школы:

Интеллектуальная игра для 2 класса
Интеллектуальная игра "Самый умный"

Какие серии из мультиков ( фиксиков, смешариков и тд.) посвящены науке?

"Наука для самых маленьких (ДО, СДО,КПНО)": подготовьте свою научно-познавательную игру , например, по технологии В. Воскобовича.

Большая наука для маленьких. Простые опыты для малышей
Консультация для родителей «Развивающие игры дома»
Консультация для родителей «Технология «Развивающие игры В. В. Воскобовича»
oktsrc.vl.socinfo.ru

Методичка по "квадрату" Воскобовича.

Игры Воскобовича: развивающие занятия для для дошкольников

2. Классический подход к объяснению мира. На смену аристоте-

левскому пониманию мира как организма, характерному для Сред-

невековья, в XVII в. пришло понимание мира как механизма. Ме-

ханизм представлялся более совершенной конструкцией в отличие

от «движимой необузданными страстями»

живой природы.

Классическая механика, разработанная

И. Ньютоном и завершённая его последо-

вателями Ж. Лагранжем и П. Лапласом,

стала первой великой теорией в физике.

Впервые теория была столь успешной: она

точно объясняла не только движение всех

звёзд по их траекториям, но и столь же без-

ошибочно движение тел на земле, падение

яблока, полёт снаряда, даже приливы и от-

ливы. Учёные думали, что она сможет объ-

яснить всё. Механику Ньютона стремились

распространить на все области рождавше-

гося научного знания. Символом мира как

механизма стали часы. Но не средневековые приблизительные часы

с гирями, а последнее достижение того времени — часы, созданные

на основе теоретических моделей, с маятниковым механизмом и ба-

лансир-спиралью.

В классической механике Ньютона всё божественно разумно.

Пространство, время, движение абсолютны, они не имеют свойств,

которые могут меняться. Пространство — лишь месторасположение

отдельных тел. Время — простая длительность. Движение — равно-

мерное, взаимодействие — мгновенное. Все тела в конечном счёте

суть материальные точки. В этом мире можно точно предсказать

будущее или воспроизвести прошлое. Всё предопределено, у всего

есть свои причины. Это совершенный мир, созданный Богом, ко-

торый присутствует в мире всегда и везде. Такова картина мира,

представленная Ньютоном и развитая его последователями.

«В ньютоновской науке и в ньютоновском мире не человек, а

Бог является мерой всех вещей. Последователи Ньютона могли по-

зволить себе забыть об этом, полагая, что больше не нуждаются

в гипотезе о Боге — этих „строительных лесах“, уже ненужных

построенному зданию. Они ошиблись: лишённый своих божествен-

ных подпорок, Ньютонов мир оказался непрочным и неустойчи-

вым…», — писал историк науки А. Койре. Последователи Ньютона

убрали Бога из этой картины мира, и она распалась.

Какова роль Бога в классической картине мира?

3. Неклассический подход к объяснению мира. Новый подход

к объяснению мира (или, как говорят философы, новая уже не-

классическая рациональность, а если пользоваться терминологией

Т. Куна, новая парадигма) датируется началом ХХ в. Переход к

новому пониманию мира связан с оформлением новых теорий. В

физике это теория относительности А. Эйнштейна (1905, 1916) и

квантовая механика в интерпретации В. Гейзенберга и Н. Бора

(1920—1930-е гг.).

Принцип относительности вводит в картину реальности наблюда-

теля, человека (субъекта, как говорят философы). Именно относи-

тельно наблюдателя или субъекта и происходят все эффекты теории

относительности. Картина мира субъективизируется. В этом суть не-

классического подхода к объяснению мира. «Природа познавалась

как существующая сама по себе, в своих собственных взаимодей-

ствиях. Под влиянием теории относительности наметилась тенден-

ция к субъективистским формулировкам» (А. Н. Уайтхед, 1925).

Иначе говоря, в классической период в ньютоновской науке человек

познаёт замысел Бога, создавшего этот мир. От предельно объекти-

вированного мира Ньютона, где нет место человеку и где царит Бог

как окончательная истина, произошёл переход к пониманию мира с

точки зрения субъекта, будь он наблюдатель в определённой системе

отсчёта или человек со своим субъективным взглядом на мир.

Этот новый неклассический подход к объяснению мира был свя-

зан с целым рядом исторических процессов и тенденций: с расши-

рением различных прав и свобод человека, возвышением его над

миром природы, становлением индивидуального самосознания, осво-

бождением общественной и индивидуальной жизни человека от ре-

лигиозных представлений, а человеческой мысли от объективизма

религиозного и философского толка.

Основы мироздания исследует наука — квантовая механика, ко-

торая изучает взаимодействие частиц с учётом их волновых свойств.

Главная проблема в 1920-е гг. состояла в том, что приборы не по-

зволяли определить одновременно импульс частицы (произведение

массы на скорость) и её локализацию в пространстве. Казалось,

что воздействие прибора на частицу вызывает непонятный «бес-

причинный скачок» частицы. Тогда В. Гейзенберг сформулировал

принцип неопределённости: чем более определённым становится им-

пульс частицы, тем менее определённым оказывается её положение

в пространстве, и наоборот. Н. Бор в 1927 г. на основе принципа

В. Гейзенберга предложил принцип дополнительности: «Для пол-

ного описания квантово-механических явлений необходимо при-

менить два взаимоисключающих («дополнительных») понятия, со-

вокупность которых даёт полную информацию об этих явлениях».

Так сложилась копенгагенская (по названию института, где работал

Н. Бор) интерпретация квантовой механики.

Копенгагенская интерпретация квантовой механики (подход Гей-

зенберга и Бора) вела к принципиально новому взгляду на мир.

В. Гейзенберг писал: «Реальность различается в зависимости от

того, наблюдаем мы её или нет», «квантовая теория уже не допу-

скает вполне объективного описания природы». Действительно, со-

гласно копенгагенской интерпретации, воздействие наблюдателя с

прибором является составной частью реальности. Человек, лишён-

ный способности адекватно понять действительность, становился в

то же время неким творцом, участвующим в создании реальности.

Против копенгагенской интерпретации был А. Эйнштейн. Он

спрашивал, не религия ли это, и сравнивал новый подход с «мяг-

кой подушкой до поры до времени». Э. Мах выразил в простой фор-

ме проблему, с которой столкнулась наука: «Мы не можем отделить

наше восприятие мира от самого мира».

Квантовая механика привнесла в карти-

ну мира принципиально новое понимание

физической реальности. Мироздание (мир

микрочастиц) — это мир, где царит веро-

ятность, случайность, хаос. Это пугало не-

которых, например Эйнштейна, который

пытался оставаться приверженцем идей

причинной обусловленности (детерминиз-

ма). Так, в письме В. Гейзенбергу он на-

писал знаменитую фразу: «Бог не играет в

кости». В целом в рамках неклассического

подхода к объяснению мира хаос понимал-

ся как нечто разрушительное, противостоя-

щее созиданию, а вероятность граничила со

случайностью. Мир казался необъяснимым.

Источник: История. Всеобщая история. Новейшая история, 1914—

1945 гг. : 10-й класс : базовый уровень : учебник : издание

в pdf-формате / О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа ; под ред.

А. О. Чубарьяна. — 3-е изд., стер. — Москва : Просвещение,

2023. - С. 131- 135.