Охота всегда была неотъемлемой частью жизни и быта русских, живущих в Прибайкалье. Она обеспечивала пропитание и давала возможность заработать на торговле мехом. Охотники уходили на промысел на целый месяц (в конце октября и возвращались на «Казанскую» – в начале декабря).
Незаменимым помощником на охоте была, конечно, собака!
Истории о том, как ангарские охотники отбирали щенков, для кого-то могут показаться жестокими, но они – часть многовековой охотничьей традиции. Щенков проверяли на выживаемость: бросали в прорубь! Тот, кто выплывал, были признаны сильными и выносливыми, и их запихивали за пазуху. А дальше начиналась настоящая охотничья школа: когда, вытаскивали щенков, было интересно наблюдать – какого из них первым схватит за шиворот мамка – тот и будет самым главным «охотником», а его мамка будет и дальше учить всем нужным повадкам!
Особое внимание уделяли внешним данным щенков. Бывалые охотники рассматривали нёбо, зубы и лапы. Ценилась способность бегать, прыгать: проверяли, поднимая щенка за хвост, как он бойко дрыгает лапами. Без верной собаки охота вообще не имела смысла, а у охотника их было всегда по две-три. Были случаи, когда собака убегала, испугавшись выстрела, а ведь она должна защищать охотника, например, от медведя-шатуна, поэтому и отбор собак был так важен, от этого зависела не только удача, но и жизнь охотника!
Для собак важна была не только физическая подготовка и выносливость, но и опыт: Молодая самка, ещё не достигнув годовалого возраста, могла выйти на охоту, а кобели могли и до четырёх лет «раскачиваться».
На охоте собаки получали должное уважение! Если охотились на белку – отдавали тушку собакам сразу, ободрав шкурку, а после охоты было принято кормить сначала хвостатых охотников («мушной» кашей), а потом уже себе готовить ужин. Если учесть, что в патриархальной семье первым всегда начинал есть хозяин - кормилец, и только потом все остальные домочадцы, делаем вывод, что на охоте хорошая собака была главнее.
А теперь, обратясь к "Словарю говоров русских старожилов Байкальской Сибири" Г.Афанасьевой-Медведевой, выясним, что за каша называлась мушной. Вот как об этом вспоминает Раиса Алексеевна Чудакова (1948 г.р.), проживающая в п. Кежма Кежемского района Красноярского края:
"Вот кашу-то, вот эту молосну-то кашу-то мы варим, и счас варим кашу-то. Кипятим молоко, и вот в это молоко мы замучную кашу. Мы всегда варили мушную кашу. И бурдук, мне он не глянулся. Но в каждой гулянке он был у них, они варили его, варили, такой кисленькай...
[-- А мушную кашу как варили? - Собир. ]
Вот кипятим молоко, бярём муку, развожу водичкой её, и всё, и потихоньку вливашь её в это кипящее молоко. Получается, надо... Они ешшо любят, чтоб комками она была. У меня ребятишки-то оне не разрешают мне её разводить:
-- Мама, вари кашу с комочками!
Вот мукой засыпашь и быстро мешаешь, чтоб она не схватилася, как комки-то... Всё готово. Чашки разлаживай, добавляйте, кто масло, кто сметану, кто кого хочешь... Любили каши-то."
При написании статьи были использованы источники:
1. "Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири" Г.В. Афанасьева-Медведева, том 20, стр. 84.