Вчера ты был всенародным любимцем, твоё лицо знала вся страна, а сегодня... Сегодня нужно думать, на что купить хлеб.
После распада СССР многие звезды театра, кино и сцены оказались невостребованными. Эпоха перестройки и экономический кризис серьёзно ударили по творческим профессиям. Практически полностью ушло госфинансирование. А главное, зрителям было не до зрелищ.
В одной из предыдущих публикаций я рассказал о том, как деятели культуры, воспевавшие СССР, первыми эмигрировали после развала Союза. Но что стало с теми, кто остался? Как они выживали в лихие девяностые? Их истории - это не только личные драмы, но и отражение судьбы целой эпохи.
Огороды вместо сцены
Люди, посвятившие жизнь искусству, оказались на обочине новой реальности, где главным стали деньги и умение крутиться.
Композитор Алексей Мажуков, автор таких хитов как «Ты снишься мне» и «Очень хорошо» для Аллы Пугачёвой, «Красная стрела» и «А музыка звучит» для Софии Ротару, сел за руль такси.
Он создал мелодии, которые пела вся страна, а теперь возил пьяных пассажиров по ночной Москве. Никакого пафоса, никаких восторженных поклонников. Просто суровая необходимость кормить семью.
Народные артистки и любимые миллионами певицы Ольга Воронец и Александра Стрельченко нашли спасение в огородах. Воронец торговала на рынке овощами и яйцами с собственной дачи. Стрельченко готовила еду на заказ для новых богачей и тоже продавала продукцию со своего дачного участка.
Валерий Ярушин, солист когда-то популярного ВИА «Ариэль», вернулся из столицы в родной Челябинск. Выступал перед бухгалтериями за копейки, пел на частных вечеринках под минусовку.
Представляете, как это унизительно? Ты привык к большим концертным залам, к аплодисментам тысяч людей, а теперь развлекаешь нетрезвую компанию в чьей-то квартире.
Рынок как последнее прибежище
Рынок стал символом эпохи. Там можно было встретить кого угодно: от академиков до заслуженных артистов.
Татьяна Клюева, незабываемая Варвара-краса из одноимённого фильма, продавала обувь. Виктор Перевалов из «Марьи-искусницы» подрабатывал сторожем. Народная артистка и лауреат Государственной премии СССР Раиса Рязанова стала таксисткой.
Геннадий Корольков, запомнившийся зрителям по сериалу «Тени исчезают в полдень», работал гардеробщиком. Утешение искал в бутылке. Классическая судьба человека, сломленного обстоятельствами.
Потом его изредка приглашали сниматься, но только в амплуа алкоголика. Жизнь превратилась в мрачную пародию на искусство. Закончил он свой путь в нищете.
Владимир Ивашов, звезда «Баллады о солдате», пошёл работать грузчиком на стройку. У него была язва желудка, но выбора не оставалось. Тяжёлый физический труд свёл его в могилу в пятьдесят пять лет.
Его жена, красавица Светлана Светличная, которой восхищались миллионы мужчин, мыла полы у состоятельных людей.
И ничего удивительного в этом тогда не было. Шваброй зарабатывали на хлеб бывшие инженеры, учителя, врачи. Миллионы людей занимались челночным бизнесом и торговлей.
Гардемарин Михаил Мамаев тоже ушёл в торговлю. Открыл свой маленький бизнес на рынке. Но ему повезло больше остальных. Позже смог вернуться на экран. Таких счастливчиков были единицы.
Нищета как принцип
Некоторые артисты сознательно выбрали нищету, отказавшись принимать новые правила игры.
Самая трагичная судьба у Тамары Носовой, великой комедийной актрисы, блиставшей в «Свадьбе в Малиновке». «Королевстве кривых зеркал», «Здравствуйте, я ваша тётя!» и десятках других кинокартин.
Её уволили из театра, она питалась в столовой для бездомных, жила без элементарных удобств и умерла в полном одиночестве. Женщина, дарившая смех миллионам, ушла из жизни, когда никого рядом не было.
Михаил Кононов, легендарный Нестор Петрович из «Большой перемены», не согласился сниматься в коммерческом кино девяностых. Продал московскую квартиру, уехал в деревню, выращивал картошку. Принципы оказались дороже комфорта.
Кто-то назовёт это глупостью. Я бы назвал принципиальностью.
Такие люди предпочитали нищету, но сохраняли внутренний стержень. Помню своего соседа, бывшего офицера. Ему в 1990-х предлагали пойти в охрану к местному авторитету за приличные деньги. Отказался. Работал дворником. Говорил: «Лучше метлой махать, чем совесть продавать». Многие его не понимали...
Время выбора
Сегодня мы смотрим старые фильмы и восхищаемся талантом тех актёров. Но мало кто знает, чем закончилась их жизнь.
Мало кто помнит, что Ивашов таскал мешки с цементом, а Светличная мыла чужие полы. Эти истории не принято вспоминать. Они не вписываются в парадную картину советского кинематографа.
Я часто думаю об этом поколении. Они не были святыми, среди них были разные люди. Но они создали то кино, которое до сих пор смотрят и любят. А в ответ получили девяностые - жестокое время, когда прошлые заслуги не стоили ничего.
Может быть, в этом и заключается главный урок тех лет. Слава эфемерна. Успех непостоянен. Государство может исчезнуть за одну ночь, унеся с собой все гарантии и опоры.
В 1990-е кто-то уехал из страны, но судьба его была не менее тяжёлой. Кто-то остался, выращивая овощи на собственном участке. Кто-то спивался, не в силах привыкнуть к новой жизни. А кто-то просто тихо ушёл, не дождавшись перемен к лучшему.
И это не просто рассказ о тяжёлых временах. Это напоминание о том, как быстро может измениться жизнь и как важно ценить не столько мимолётный успех, сколько способность оставаться человеком в любых обстоятельствах.
Спасибо, что дочитали до конца 👇 Поставьте лайк и подпишитесь на канал, я же старался! 👇