Мой любимый фреймворк, который я использую где угодно: от планирования вебинара до составления сложных цепочек промптов. Он нужен для того, чтобы делить контент на смысловые уровни, и через добавление/вычёркивание регулировать глубину и сложность материала. Например, учебного лонгрида, презентации для вебинара или методического пособия.
🏛️Главная идея (Big Idea)
Это ключевая мысль, обобщающий принцип или вывод. Такой контент отвечает на вопрос «В чём основная суть?» или связывает детали воедино. На Главной идее строится весь учебный материал, проводя ученика от общего к частному и снова к общему.
- В чём главная мысль этого текста?
- Чему учит это произведение?
- Какие изменения в обществе стали главным итогом Ренессанса?
- Что общего между всеми изученными сегодня примерами явления?
- Чему нас учит исход Второй мировой войны?
Главной идеей басни является мораль, главная идея урока по физике – закон или концепция, главная идея исторического периода – обобщение происходящего.
Главная идея — обязательная часть материала. И она так важна, что должна повторяться несколько раз. Попробуйте найти и сформулировать главную мысль сначала в трёх абзацах, затем в 300 словах, потом в 100 символах.
🌻Детали (Details)
Это специфические факты, примеры, части и признаки, которые характеризуют предмет или ситуацию. В этом контенте мы фокусируемся на мелочах и детальках, из которых затем собираем Главную идею.
- Кто герои книги, какие у них черты, как описана обстановка, какие ключевые события произошли?
- Какими были условия опыта, значения измеренных величин, отличительные особенности организмов?
- Кто был участниками события, где оно происходило и когда, какими были причины и последствия?
- Какие конкретные примеры могут проиллюстрировать это явление/тему?
- Какие факты и числа подтверждают выводы этого научного исследования?
Сюда относятся, например, фактические данные, даты и имена в истории, черты героя в литературе, экспериментальные наблюдения в науке или шаги решения задачи в математике.
При рассмотрении любой темы важно опираться на вопросы: что? кто? когда? где? почему? как? – ответы на них и являются Деталями. Чем больше Деталей — тем сильнее учащиеся могут углубиться в тему.
👄Язык дисциплины (Language of the Discipline)
Это специализированная терминология, символы и выражения, которые характерны для определённой области знаний. Проще говоря, «словарь», которым пользуются знатоки темы при общении. Сюда относятся профессиональный жаргон, особые термины, аббревиатуры, ключевые понятия и даже знаки или символы, имеющие специфическое значение.
- Какие ключевые термины и понятия используются в этой теме и что они означают?
- Какой специальный словарь необходим, чтобы понимать текст по квантовой физике?
- Чем отличается значение слова «корень» в математике и в биологии?
- Что такое «коэффициент», «произведение», «множитель»?
- Какие термины вы запомнили с прошлого занятия?
Например, биолог оперирует терминами вроде «митоз» и «митохондрия», историк – понятиями «индустриализация» или «холодная война», а музыкант – обозначениями нот и аккордов.
Владение Языком дисциплины позволяет обсуждать тему точно и эффективно. А ещё такой словарь — хороший выход на метапредметность, где можно сравнить Язык дисциплин разных областей знаний.
🚦Правила (Rules)
Принципы, законы и структуры, которые определяют организацию и порядок в рамках темы. Понимание Правил помогает понять, почему вещи устроены так, а не иначе, и что произойдёт, если правило нарушить.
- Какие законы природы подтверждаются данным экспериментом?
- Какой алгоритм нужно соблюдать, чтобы решить уравнение?
- Что будет, если нарушить эти правила?
- Какие есть исключения из правил?
- Какова внутренняя логика и структура этого лонгрида?
Правила могут быть физическими законами (например, законы природы в физике), социальными или историческими законами и нормами (например, законодательство или традиции общества), правилами жанра (в литературе или искусстве, диктующими форму произведения), грамматическими правилами в языке, или же правилами решения в математике.
Правила позволяют перейти от теории к практике, после них логично следует интерактив на применение или закрепление.
🌀Закономерности (Patterns)
Повторяющиеся элементы или последовательности в рамках изучаемого материала. Сюда же относятся шаблоны, с помощью которых можно объяснить, как что-то устроено.
- Какие схожие стадии или причины вы видите в других исторических событиях?
- Какие закономерности наблюдаются в поведении вещества при нагревании по данным эксперимента? Что можно предсказать на их основе?
- Какие изменения происходят в природе при смене времён года?
- Какая фигура должна стоять следующей в этом ряду?
- Что последует за тем, как мы увидим молнию? Почему именно в таком порядке?
Закономерностью может быть повтор событий (кризисы и подъёмы в экономике), структурный шаблон (онегинская строфа), причинно-следственная цепочка или регулярность в данных (ритмический рисунок в музыке).
Закономерности используются также для предсказания того, что будет дальше, на основе повторяющихся событий. Также для определения будущих событий используют Тренды, но эти типы содержания отличаются: если Тренды — это таймлайн, то Закономерности — это математическая прогрессия.
📈Тренды (Trends)
Это направления изменений и общие линии развития темы в течение времени. В отличие от Закономерностей, которые могут быть и статическими повторениями, Тренды подразумевают вектор изменений.
- Какие факторы повлияли на изменение численности населения?
- Что будет через 50 лет, если тренд сохранится?
- Как изменилось мировоззрение героя книги?
- Какие факторы повлияли на изменение экосистемы сильнее всего?
- Что можно сделать, чтобы замедлить регресс?
Примеры Трендов: рост населения города по годам, изменение климата, эволюция стиля художника от ранних работ к поздним, постепенное развитие персонажа на протяжении сериала.
Тренды показывают то, куда движется ситуация и каковы динамические шаблоны: рост или спад, ускорение или замедление, появление новых особенностей со временем. Этот тип содержания позволяет углубиться в тему.
👓Точки зрения (Multiple Perspectives)
Ракурсы и перспективы, с которых можно рассматривать тему. Точки зрения нужны для анализа позиций, мнения, взглядов разных участников или наблюдателей ситуаций.
- Почему крестьяне, дворяне и интеллигенция могли по-разному относиться к реформе?
- Почему два учёных по-разному объясняют одно и то же явление? В чём отличия их точек зрения?
- Какие есть альтернативные пути решения?
- Как бы сформулировал эту проблему другой человек?
В литературе – это изучение разных персонажей и их мнений о происходящем, в истории – сравнение точки зрения победителей и проигравших, в науке – рассмотрение альтернативных теорий или объяснений одного и того же явления.
Этот тип контента всегда связан с людьми, поэтому хорошо передаётся цитатами, интервью, дискуссиями. Также подходит для интерактива. Но всё-таки Точки зрения сильно расширяют тему (не углубляют, а именно расширяют), поэтому могут показаться излишними для некоторых материалов.
⏳Изменение во времени (Change Over Time)
Изучение объекта в динамике: в прошлом, настоящем и будущем. По сути, он фокусируется на эволюции темы – как и почему что-то менялось со временем и что остаётся постоянным. Тренды смотрят вперёд, Изменения во времени — во всех направлениях.
- Как менялись взгляды учёных на природу света от античности до наших дней?
- Каким был быт людей в начале XX века? Что общего есть с современной жизнью?
- Как может измениться изучаемое вами явление через 20 лет?
- В какой момент произошёл переход к гелиоцентрической системе мира?
Персонаж в начале и конце романа, научная теория от зарождения до современного состояния, страна или общество на разных этапах истории, природный объект в разные геологические эпохи.
Изменения во времени тоже можно представить как таймлайн. Будем считать Тренды и Изменения взаимозаменяемыми блоками: первый нужен для рассмотрения перспектив, второй — для исторических обзоров.
⚖️Этика (Ethics)
Моральные вопросы и дилеммы, связанные с темой. Нужны далеко не во всех учебных материалах, но если используются, то включают в себя рассмотрение ценностей, суждений, предубеждений.
- Правильно ли поступил герой? Почему вы так считаете? Каковы были альтернативы?
- Следует ли учёным ограничивать эксперименты, если они представляют потенциальную опасность?
- Какие правила вы предложили бы для разработки ИИ и почему?
Например, обсуждая научное открытие, можно затронуть Этику его применения (клонирование, ядерная энергия), изучая историческое событие – оценить поступки исторических личностей.
Практически в любом вопросе можно найти моральную составляющую: что следует или не следует делать, было ли действие оправданным, какие принципы нарушаются или соблюдаются. Этика хороша для смыслового интерактива, но должна быть подкреплена другими типами содержания.
❓Вопросы без ответа (Unanswered Questions)
Это пробелы в знаниях, загадки или проблемы, на которые ещё нет ясного ответа. Такой тип содержания нужен для того, чтобы обозначить неизвестные области.
- Какие вопросы остались у вас после изучения темы/прочтения текста? Чего мы ещё не знаем об этом?
- Что в этом эксперименте осталось непонятным или неучтённым? Какие дополнительные данные помогли бы тебе сделать выводы?
- Что находится за пределами наблюдаемой Вселенной?
- Как работает сознание человека?
Нерешённые задачи науки (например, в физике – тёмная материя, в биологии – происхождение жизни, в медицине – лекарство от определённых болезней).
Помимо очевидной подачи материала, Вопросы без ответа могут работать как смысловой интерактив (через обращение к целевой аудитории) и как интерактив технический (через форму для отправки вопросов.
📚Междисциплинарные связи (Across Disciplines)
Этот тип содержания помогает изучить, как текущая тема пересекается с разными дисциплинами. Междисциплинарные связи — это поиск общего в различном, чтобы увидеть целостную картину.
- Развитие каких технологий в эту эпоху повлияло на музыку?
- Как законы физики используются в спорте?
- Как математические идеи проявляются в природе и искусстве?
- Как история влияет на развитие языка?
Историческое событие можно изучать через призму географии (влияние ландшафта), экономики (торговля, ресурсы), искусства (отражение в картинах), науки (технологический уровень эпохи).
Можно определять этот тип контента более узко: не связь между дисциплинами, а связь между модулями, разделами, курсами. Тогда Междисциплинарные связи будут заменять Главную идею в конце занятия, позволяя построить мостик между изученными темами.
Как с этим работать?
Использовать иконки, продумывая структуру любого учебного материала (в фреймворке есть официальные иконки, но часто эмоджи удобнее).
Попробовать собрать несколько стандартных вариантов структуры, и начинать работу, отталкиваясь от них. Например, 🏛️🌻🏛️ или 🏛️🌻📚 для выделения крупных разделов. Или ⏳🌻👓🌻❓🌻🚦для раскрытия темы разных сторон (литературный обзор — характеристика объекта работы — точки зрения разных исследователей — свойства, которые мы будем рассматривать — что выходит за рамки нашей работы — описание ситуации — методика исследования и т. д.).
А вот так выглядит набор официальных иконок: