Найти в Дзене
Сочиняка

Сочинение на тему: "Защита человеческой личности в повести "Дубровский"

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» — это не просто история о благородном разбойнике, мстящем за обиду. В ее центре находится фундаментальная проблема — защита человеческой личности в мире, где попрание человеческого достоинства, чести и права на счастье является обыденностью. Пушкин показывает, как развращает абсолютная власть одних и как пробуждает к сопротивлению чувство собственного достоинства у других.

Главное преступление Кирилы Петровича Троекурова начинается не с судебной тяжбы, а с оскорбления личности его друга, Андрея Гавриловича Дубровского. Замечание псаря, что «иному барину не худо бы и променять усадьбу на собачью конуру», — это не просто грубость. Это проявление того презрения, с которым холопы всесильного барина относятся ко всем, кто стоит ниже их хозяина на социальной лестнице. Сам Троекуров, хоть и гневается на дерзость слуги, не может простить Дубровскому его гордой реакции. Независимость и чувство собственного достоинства «бедного дворянина» становятся для него вызовом. Он не может стерпеть, что кто-то, тем более его друг, считает себя равным ему. Так, защита личной чести маленьким человеком оборачивается против него всей мощью системы, построенной на чинопочитании и власти денег.

Суд — это кульминация попрания личности. Пушкин с иронией описывает заседание, где закон — лишь ширма для осуществления воли сильного. Судьи, подобострастно выполняющие волю Троекурова, даже не задумываются о справедливости. Они выносят решение, заранее зная его нелегитимность. Для них Андрей Гаврилович Дубровский — не человек со своей судьбой и болью, а лишь препятствие на пути исполнения каприза «его превосходительства». Момент, когда старый Дубровский сходит с ума прямо в зале суда, — это метафора краха личности, раздавленной бездушной государственной машиной. Он умирает, не вынеся не столько потери имения, сколько торжества несправедливости, уничтожившей его честное имя.

Ответом на это становится бунт Владимира Дубровского. Его месть — это не просто сведение счетов, а акт отчаянной защиты личности. Он сжигает родовое гнездо, не желая отдавать его на поругание врагу, и уходит в лес. Став разбойником, он провозглашает себя защитником обиженных. Важно, что шайка Дубровского грабит не всех подряд, а именно тех, кто, подобно Троекурову, использует свое богатство и власть для унижения других. Таким образом, Пушкин рисует образ благородного мстителя, чья борьба — это единственно возможный в тех условиях способ восстановить попранную справедливость и защитить свое право быть человеком чести.

Однако самая сложная и глубокая линия защиты личности разворачивается в истории Маши Троекуровой. Девушка, выросшая в атмосфере самодурства и вседозволенности отца, оказывается такой же жертвой его деспотизма, как и Дубровские. Выданная замуж за нелюбимого, старого князя Верейского, она сталкивается с ситуацией, где ее чувства, ее личное счастье ничего не значат. Ее брак — это сделка, а она — товар. Отчаянная попытка Маши сопротивляться — ее молчаливое неповиновение, письмо Дубровскому, готовность бежать с ним — это крик души, стремящейся к свободе. Даже когда побег не удается, она отказывается нарушить данную клятву, демонстрируя свою внутреннюю, духовную независимость. Ее личность защищается не бунтом, а силой духа и верностью себе.

Таким образом, Пушкин в своей повести показывает, что защита человеческой личности может принимать разные формы: от прямого бунта и мести, как у Владимира, до тихого, но стойкого внутреннего сопротивления, как у Маши. Но в любом случае, именно это стремление отстоять свое достоинство, честь и право распоряжаться собственной судьбой делает человека личностью, возвышая его над безликой и жестокой системой. «Дубровский» остается гимном человеческой гордости и непримиримости в борьбе за свое «я».