Найти в Дзене

Генерал Дохтуров. Часть 11. Последние годы службы

Во время преследования армии Наполеона генерал Дохтуров возглавлял одну из колонн Главной армии, двигавшейся параллельно французам. Поскольку Кутузов не рвался в бой, Дохтурову тоже не пришлось много повоевать с противником. В частности, Дохтуров не принял участия в сражении при Вязьме. Гораздо большие потери 6-й корпус понес от погоды и переходов в тяжелых условиях. При выходе на границу 6-й корпус едва насчитывал в строю 4 тысячи человек – потери от похода, как минимум, вдвое превысили боевые потери в сражении при Малоярославце. Впрочем, хоть и не так много, но повоевать Шестому довелось. В сражении при Красном 3 (15) ноября – 6 (18) ноября 1812 год было задействовано большинство корпусов нашей армии. Конкретно 6-й корпус входил в отряд генерала Тормасова (кроме 6-го еще 8-й и 5-й). Пока 5 (17) ноября отряд Милорадовича сражался с корпусом Даву восточнее Красного, Тормасов двинулся в обход города с тем, чтобы выйти на дорогу западнее. Наполеон, обеспокоенный положением корпуса Даву,
Оглавление
Генерал Дохтуров на памятнике около здания Бородинской панорамы.
Генерал Дохтуров на памятнике около здания Бородинской панорамы.

Преследование

Во время преследования армии Наполеона генерал Дохтуров возглавлял одну из колонн Главной армии, двигавшейся параллельно французам. Поскольку Кутузов не рвался в бой, Дохтурову тоже не пришлось много повоевать с противником. В частности, Дохтуров не принял участия в сражении при Вязьме.

Гораздо большие потери 6-й корпус понес от погоды и переходов в тяжелых условиях. При выходе на границу 6-й корпус едва насчитывал в строю 4 тысячи человек – потери от похода, как минимум, вдвое превысили боевые потери в сражении при Малоярославце.

Впрочем, хоть и не так много, но повоевать Шестому довелось. В сражении при Красном 3 (15) ноября – 6 (18) ноября 1812 год было задействовано большинство корпусов нашей армии.

Конкретно 6-й корпус входил в отряд генерала Тормасова (кроме 6-го еще 8-й и 5-й). Пока 5 (17) ноября отряд Милорадовича сражался с корпусом Даву восточнее Красного, Тормасов двинулся в обход города с тем, чтобы выйти на дорогу западнее.

Наполеон, обеспокоенный положением корпуса Даву, повернул свои главные силы назад из Красного навстречу маршалу. Томасов мог, обойдя город, закрыть дорогу к отступлению самому Наполеону. Однако острожный Кутузов приказал Тормасову не выходить на дорогу. Так что тут дело ограничилось лишь небольшим боем с арьергардом французов.

Наполеона и Даву фактически выпустили (хотя кто их знает, глядишь, они бы и сами пробились). На следующий день удалось отрезать и почти полностью уничтожить корпус Нея.

В течение декабря Дохтуров командовал колонной, объединяющей части трех дивизий: 7-я и 24-я дивизии 6-го корпуса и 17-й дивизии 8-го корпуса. Однако дивизиями эти утомленные соединения были лишь по названию, но отнюдь не по реальной численности строевых.

Отряд Дохтурова должен был «стеречь» действия австрийского корпуса Шварценберга. Однако тот (достаточно полнокровный) не стал ввязываться в драку и ушел восвояси.

2-рублевые монеты "Д.С. Дохтуров" и "Сражение при Малоярославце".
2-рублевые монеты "Д.С. Дохтуров" и "Сражение при Малоярославце".

В Европе

Уже 1 (13) января 1813 года отряды Дохтурова и Милорадовича перешли границу герцогства Варшавского. Ближайшей целью наступающих была сама Варшава.

Откровенно говоря, оборонять ее было некому. Корпус Понятовского был разгромлен, а новые польские рекруты еще не вошли в строй. Шварценберг не горел желанием сражаться за независимость Польши. Были еще саксонцы дивизионного генерала Ренье, но тоже так себе солдаты.

Тут надо помнить, что верховным правителем герцогства Варшавского номинально считался саксонский король.

В феврале русские без боя заняли Варшаву. Дохтуров писал:

«Австрийцы отступают очень дружелюбно, без малейшего выстрела и очищают завтра Варшаву, а наши войска тотчас в нее вступят…»

После этого Дохтуров назначается командующим войсками (а фактически генерал-губернатором) на территории герцогства. Местопребыванием его остается Варшава. Здесь он и оставался вплоть до летнего перемирия.

Осенью Дохтуров, назначенный командовать 7-м корпусом присоединился к основным силам и принял участие в Битве народов под Лейпцигом 16-19 октября 1813 года. В письме жене Дохтуров сказал:

«Скажу о себе, друг мой, корпус мой дрался славно и везде опрокидывал неприятеля, и дело было у меня весьма жаркое».

Остаток войны Дохтуров провел, занимаясь осадой крепостей в Германии (Магдебург, Гамбург). Большой славы здесь он не снискал. С осады Магдебурга корпус Дохтурова перевели под Гамбург. Сам же Гамбург сдался лишь после отречения Наполеона.

Бюст на могиле генерала Дохтурова.
Бюст на могиле генерала Дохтурова.

Русская армия (и полки Дохтурова) временно встали на квартиры в Польше и Германии. Во время Ста дней Наполеона Дохтурову вручили командование правым крылом русской армии. Однако на этот раз до драки русских с французами дело не дошло.

Дмитрий Сергеевич был еще не стар. В 1815 году ему исполнилось лишь 56 лет. Однако многие раны и контузии, ночевки на биваках, походная жизнь измотали организм. В январе 1816 года он по состоянию здоровья запросился в отставку. Александр I уволил генерала с сохранением полного жалованья и «мундиром».

Пожить на пенсии Дохтурову уже не довелось. Он поселился в Москве. И вроде бы жить да жить, но здоровье всё ухудшалось. 12 (24) ноября 1816 года Дмитрий Сергеевич Дохтуров скончался.

------

Русские полководцы | Internetwar. Исторический журнал | Дзен