Музей Мирового океана в Калиниграде – уникальное место. Многие экспозиционные залы здесь находятся не в обычных «кабинетах», а на кораблях: которые долгое время работали в море, а теперь встали на вечную стоянку на набережной музея, чтобы рассказать о своей работе.
Среди них «Витязь». 12 июля 1994 он ошвартовался у музейного причала – с него начался Музей Мирового океана. Сегодня «Витязь» – по-прежнему главный экспонат музея.
«Витязь» – корабль и легенда
«Витязь» — легендарный научный корабль. За 30 лет своей работы (с 1949 года) он совершил 65 научных рейсов и прошёл почти 800 000 миль: услвно 32 раза обогнул Землю по экватору. Именно с его борта была измерена рекордная глубина Марианской впадины — 11 022 метра. А ещё открыты новые виды: в честь «Витязя» названо более 100 биологических видов.
Путешествие по кораблю
Попасть на «Витязь» не сложно – он работает с 10.00 до 18.00, каждый день кроме понедельника. Если хотите пройтись по кораблю с экскурсией, заранее уточните время начала на сайте Музея Мирового океана или по телефону. Также там можно заказать индивидуальную экскурсию.
Экспозиция очень насыщенная: если вам действительно интересно, я бы рекомендовала закладывать на Витязь часа 2-3 спокойного изучения.
Ниже я покажу вам часть кают, которые можно увидеть на борту: большая часть из них доступна только для осмотра из коридора – через дверь. А в части находятся экспозиции, посвященные изучению Мирового океана.
Салон команды
Самое шумное место на корабле: здесь проходили завтрак, обеды, ужины, а также официальные собрания и мероприятия для команды. В разное время на борту трудились от 50 до 70 человек.
Буфетная
Хозяйственное помещение судна: здесь хранится запас посуды. Справа на фото – специальный подъемник, который соединялся с камбузом: сюда приходили готовые блюда, которые можно было раскладывать на порции и относить в салон.
Жилые каюты
На «Витязе» было 45 жилых кают — одно-, двух- и четырёхместные. Это единственное место, где сотрудники могли было побыть наедине с собой, почувствовать себя дома. Каюты довольно тесные, интерьеры простые, но уютные.
Медицинский блок
Судовой врач — особая профессия. Он отвечает за здоровье экипажа и научный состав судна, готовит экипаж к рейсу: делает прививки, профилактические осмотры, разрабатывает рацион питания, проверяет качество продуктов, питьевой воды и её запасы. Может даже делать малые хирургические операции по экстренным показаниям. Представляете, сколько всего нужно знать и уметь? И как сложно проводить такие манипуляции на волнах?
Фонарная
Здесь хранятся судовые фонари — навигационные огни, которые обеспечивали безопасность судна. Правила предупреждения столкновения судов в море в том числе устанавливают порядок несения судовых огней. Судно обязано иметь положенные им в различных ситуациях огни. Основные характеристики огней — расположение на судне, дальность, цвет, сектор освещения.
Реставрационное окно
Среди бережно отреставрированных помещений есть реставрационные окна: можно увидеть, как выглядели каюты до 1994 года.
Машинное отделение
Машинное отделение — сердце корабля. Созданная более 70 лет назад специалистами фирмы «Крупп» установка и сейчас в хорошем состоянии. Здесь размещаются механизмы, обеспечивающие движение корабля и вырабатывающие электроэнергию для функционирования всего его оборудования: главный и вспомогательный двигатели.
Каюта старшего механика
Старший механик — «дед» команды. Он контролирует работу главного двигателя судна и других механизмов, обеспечивающих движение корабля и вырабатывающих электроэнергию для всех систем. Каюта старшего механика состоит из кабинета и спальни.
Зачем на судне середины прошлого века телефон? Каюта механика располагается рядом с машинным отделением и соединена с ним телефоном и специальным устройством — переговорной трубкой.
Кают-компания
Как думаете, почему посуда и приборы во врем качки не катались по столам? У столов поднимались специальные бортики, а скатерти мочили водой!
Также кают-компания служила комнатой отдыха. Здесь общались, устраивали литературные и музыкальные вечера, а в дни заходов судна в иностранные порты — приёмы почётных гостей: президентов, дипломатов, известных учёных и путешественников, в числе которых были Тур Хейердал, Жак-Ив Кусто, Роджер Ревелл. В кают-компании проводились международные научные конференции, лекции, организовывались встречи с представителями иностранной прессы.
Кому стоит побывать на «Витязе»?
Если вы интересуетесь океанами и их исследованием, обязательно загляните на судно. Но даже если вы мало разбираетесь в этой теме, все равно зайдите – хотя бы на час. Во-первых, атмосфера научного корабля поражает (особенно если вы никогда не были в плавании). Во-вторых, среди многочисленных выставок вы точно найдете что-то для себя. Например, в одной из кают вы найдете привет Кунсткамере!)