Военка. Российское и зарубежное военное обозрение. 12 октября 2025 г. - Российская Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) 10 октября 2025 года подтвердила, что первый прототип Як-130М, построенный на Иркутском авиационном заводе, официально вышел на наземные и лётные испытания, а два дополнительных планера находятся в стадии сборки. Это заявление, сделанное через Ростех, знаменует начало масштабной программы модернизации, направленной на расширение роли Як-130 за пределы учебно-тренировочного самолёта и включение в него надёжных лёгких боевых действий в любое время суток и в любых погодных условиях.
Як-130М представляет собой усовершенствованный реактивный учебно-тренировочный самолёт Як-130, первоначально разработанный ОКБ Яковлева. С момента принятия на вооружение в России в 2010 году Як-130 зарекомендовал себя как надёжный и экономичный учебно-тренировочный самолёт для подготовки пилотов (LIFT), объединяющий базовую лётную подготовку и боевые действия истребителей на передовой. Новая программа модернизации отражает намерение Москвы обновить свой парк учебных самолётов, одновременно повышая боевую ценность платформы.
Технические улучшения
По данным Ростеха, прототип Як-130М сохраняет двухмоторную компоновку с тандемным расположением кресел и встроенные системы обучения стандартного Як-130, но включает в себя комплексный набор усовершенствований, направленных на расширение его боевых и эксплуатационных характеристик.
Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку в ДЗЕНЕ, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!
Ключевые нововведения включают радиолокационную станцию БРЛС-130Р, оптико-электронную/лазерную систему наведения СОЛТ-130К, комплекс средств обороны «Президент-С130» и комплекс связи КСС-130. В совокупности эти системы значительно расширяют возможности самолёта, позволяя ему применять ракеты класса «воздух-воздух», управляемые бомбы и высокоточное оружие класса «воздух-поверхность» со спутниковым или лазерным наведением.
Радар обеспечивает обнаружение и сопровождение нескольких воздушных и наземных целей, а система SOLT-130K объединяет инфракрасный, телевизионный и лазерный каналы для круглосуточного обнаружения целей. Комплекс «Президент-С130» обеспечивает защиту от угроз с радиолокационным и инфракрасным наведением, используя датчики предупреждения о приближении ракет, инфракрасные средства противодействия и системы сброса дипольных отражателей и тепловых ловушек, повышая выживаемость в условиях боевых действий.
Авионика и комплекс управления Як-130М оптимизированы для круглосуточной всепогодной эксплуатации , не снижая его роли учебно-тренировочного истребителя (LIFT). Улучшенные каналы передачи данных и бортовые компьютеры позволяют реалистично моделировать обучение работе с современной авионикой истребителя, облегчая пилотам переход на фронтовые самолеты, такие как Су-30СМ , Су-35 или МиГ-35.
Предварительные технические характеристики (согласно данным для семейства Як-130, при этом ожидается, что модернизация Як-130М сохранит или улучшит эти параметры):
- Экипаж: 2 (в тандемной конфигурации)
- Длина: 11,5 м
- Размах крыла: 9,8 м
- Максимальная взлетная масса: ~9000 кг
- Двигатели: 2 × ТРДД АИ-222-25 (тяга каждого 2500 кгс)
- Максимальная скорость: ~1060 км/ч (0,93 Маха)
- Практический потолок: 12 500 м
- Боевой радиус: 500–600 км (в зависимости от полезной нагрузки)
- Дальность перегонки: до 2000 км с внешними топливными баками
- Максимальная полезная нагрузка: до 3000 кг на 9 узлах подвески
- Варианты вооружения: ракеты класса «воздух-воздух» Р-73, ракеты класса «воздух-поверхность» Х-25МЛ, управляемые бомбы (серии КАБ), неуправляемые ракеты и пушечные контейнеры.
Эти усовершенствования и сохраненные характеристики позволяют предположить, что Як-130М обеспечит повышенную гибкость выполнения задач, живучесть и ситуационную осведомленность, что позволит ему служить как учебной платформой, так и легким ударным самолетом для внутренних и экспортных заказчиков.
Операционный контекст
Семейство Як-130 в настоящее время является основным современным реактивным учебно-тренировочным самолётом Воздушно -космических сил (ВКС) России и экспортируется в ряд стран. Среди эксплуатантов — Алжир, Бангладеш, Беларусь, Лаос и Вьетнам , а Иран получил свой первый Як-130 в 2023 году и с тех пор продемонстрировал его применение в учениях с боевой стрельбой с использованием управляемых боеприпасов. Этот обширный опыт эксплуатации даёт платформе Як-130 проверенную основу для модернизации в конфигурацию Як-130М.
Сравнение с другими легкими учебно-боевыми самолетами
Модернизация Як -130М соответствует более широкому глобальному переходу к легким боевым самолетам учебно-тренировочного назначения, предлагающим многоцелевые возможности за малую долю стоимости полноценных истребителей.
Аналогичные системы включают итальянский M-346FA , оснащенный радаром Grifo-M-346 и универсальным комплектом вооружения, и южнокорейский FA-50 , созданный на базе T-50 Golden Eagle, который в настоящее время используется в качестве легкого многоцелевого боевого самолета передовой линии для патрулирования воздушного пространства, обучения и нанесения ударов.
Индия также реализует аналогичные инициативы с самолётом HAL HJT-36 Sitara и более совершенным вариантом HAL LCA Tejas Trainer . Хотя HJT-36 — это, прежде всего, учебный реактивный самолёт средней дальности, он также оценивался для ограниченного использования в качестве лёгкого ударного самолёта. Tejas Trainer, использующий авионику и вооружение, как и истребитель Tejas Mk1, может использоваться как в качестве учебно-тренировочного самолёта , так и в качестве боевой платформы, способной выполнять задачи «воздух-воздух» и высокоточные задачи «воздух-земля».
Если радар БРЛС-130Р и комплекс наведения СОЛТ-130К самолета Як-130М обеспечат заявленные характеристики, то самолет попадет в ту же категорию, что и эти системы, — он сможет выполнять задачи непосредственной авиационной поддержки, легких ударов и противовоздушной обороны, сохраняя при этом низкие эксплуатационные расходы и возможности всесторонней подготовки пилотов.
Промышленная и стратегическая роль
С точки зрения промышленности, Як-130М обеспечивает преемственность российской аэрокосмической отрасли, сохраняя производство в Иркутске и предлагая платформу, подходящую как для внутреннего, так и для экспортного рынка. Стратегически он решает две задачи:
1. Для российских военных это укрепит систему подготовки пилотов с помощью современной авионики, которая воспроизводит системы фронтовых истребителей, а также предоставит возможность развертывания легких ударных средств для региональных или второстепенных операций.
2. Что касается экспорта , то он ориентирован на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки, где военно-воздушные силы ищут экономически эффективные многоцелевые самолеты , которые могут как обучать пилотов, так и выполнять боевые задачи.
На этапе испытаний Як-130М будет оценена интеграция его новых радиолокационных, оптических и оборонительных систем , а также общие характеристики в условиях эксплуатации и обучения . В случае успеха самолёт может поступить в серийное производство в течение ближайших нескольких лет, предлагая России и потенциальным заказчикам универсальное и доступное решение для комбинированных учебных и боевых задач.
Разработка Як-130М подчёркивает практический сдвиг в военной авиации — адаптацию проверенных учебных самолётов в лёгкие боевые платформы, способные поддерживать современные воздушные операции при меньших затратах. Текущая кампания испытаний определит, насколько эффективно этот модернизированный проект сможет перейти от концепции к эксплуатации в эскадрильях.
Уважаемые читатели, друзья, прошу вас подписаться на Дзен- канал ВОЕНКА Вы очень поддержите и поможете развитию проекта. Спасибо вам огромное!
Если Вы пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:
Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!
Удачи вам, здоровья!