Найти в Дзене
Мария Берестова

Про застенчивость Канлара

Мне тут выкатили претензию, что господин Канлар ведет себя по отношению к Кае неоправданно застенчиво. Я, мягко говоря, удивилась. Настолько удивилась, что держите статью про застенчивость Канлара)) Начнем с того, что Кая для него буквально ребенок, который рос на его глазах. Когда Канлар прибыл в Райанци, ему уже было 15 лет - по тем временам это уже самостоятельный молодой человек, который как раз начинает строить взрослую карьеру. Кае же на тот момент было 4 годика. И больший период их знакомства она в его глазах именно ребенок. С учетом проницательности и подкованности в психологии Канлара - несчастный ребенок, скованный своим положением, которого очень жалко, но ничего не поделаешь. Он чувствует к этой девочке жалость и сочувствие, он старается о ней заботиться - к тому же, он питает глубокое благодарное чувство к ее отцу, и это усиливает его желание чем-то ее поддержать. Далее, второй осложняющий момент: Кая - наследница трона. С учетом пожилого возраста ее отца - очевидно для Ка

Мне тут выкатили претензию, что господин Канлар ведет себя по отношению к Кае неоправданно застенчиво. Я, мягко говоря, удивилась. Настолько удивилась, что держите статью про застенчивость Канлара))

Начнем с того, что Кая для него буквально ребенок, который рос на его глазах. Когда Канлар прибыл в Райанци, ему уже было 15 лет - по тем временам это уже самостоятельный молодой человек, который как раз начинает строить взрослую карьеру. Кае же на тот момент было 4 годика.

И больший период их знакомства она в его глазах именно ребенок. С учетом проницательности и подкованности в психологии Канлара - несчастный ребенок, скованный своим положением, которого очень жалко, но ничего не поделаешь.

Он чувствует к этой девочке жалость и сочувствие, он старается о ней заботиться - к тому же, он питает глубокое благодарное чувство к ее отцу, и это усиливает его желание чем-то ее поддержать.

Далее, второй осложняющий момент: Кая - наследница трона. С учетом пожилого возраста ее отца - очевидно для Канлара, что однажды он именно ей будет служить как своей королеве. Это, к тому же, входит и в планы короля: в последние годы своей жизни он подбирал правительственную команду, которая сможет помочь его дочери на первых порах правления. Пожилой король не раз обсуждал с Канларом стратегии из серии "когда меня уже не будет с вами", поэтому взрослеющая Кая воспринимается Канларом через эту призму. Он искренне любит и уважает ее отца, который выступил для него благодетелем, и он желает после смерти своего благодетеля продолжать беречь его дочь - из благодарности и любви к нему.

В том возрасте, когда Кая из девочки превращается в девушку, она начинает присутствовать на Малом совете рядом с отцом. Фокус восприятия Канлара все больше смещается именно на функциональную роль Каи как продолжательницы дела ее отца.

На момент начала романа Кае уже 21, она вполне взрослая женщина - опять же, по тем временам она даже опаздывает с замужеством (как мы узнаем, из-за трудностей с поиском подходящего жениха). Однако Канлар, естественно, не видит в ней женщину. Уже год, как она является его королевой, той, кому он принес присягу верности, той, которой он служит, воплощением идеи высшей власти в стране. Кая к этому моменту в глазах Канлара во многом "расчеловечена" и воспринимается именно как функция - собственно, именно этого сама Кая и добавилась, выстраивая отношения с членами совета. Она слишком юна, к тому же она - женщина. Она боится, что ее не будут уважать, что ее не будут принимать всерьез, поэтому она очень холодно и последовательно держит дистанцию со своими советниками, делая акцент именно на своем статусе.

В целом, Канлар ей в этом подыгрывает осознанно - не в его привычках перестать видеть за функцией человека. Однако в этом конкретном случае он считает такое смещение фокуса оправданным и разумным.

И вот здесь кроется основной фокус. Почему Канлар счел такую дистанцию наиболее разумной? Потому что он просчитал все варианты выстраивания близких отношений с Каей и пришел к выводу, что ничего хорошего из этого не выйдет. Дружбы между ними, на его взгляд, получиться не может - 11 лет разницы в возрасте, и сильная разница в характере. Холодная и сдержанная Кая - и эмоциональный шумный Канлар! О чем им дружить? Какие у них точки соприкосновения, помимо работы?

Любви у них получиться не может тем паче; Канлар ничего не чувствует в адрес Каи (здесь работает и фактор с "ребенок рос на его глазах" и "моя королева"), она тоже никогда не проявляла ни малейшей заинтересованности. И даже если бы вдруг - роль консорта или тем более фаворита Канлара совсем не манит, вот ни капельки.

Соответственно, Канлар делает вывод, что профессиональная сдержанная дистанция - это лучший вариант для них (на самом деле, мне стало сейчас остро интересно заглянуть в этот пропущенный год, когда Кая уже стала королевой, но до начала романа, - я почему-то подозреваю, что Канлар не вполне вписывался в выбранную им стратегию и неосознанно проявлял к Кае больше теплоты и заботы, чем планировал, и сам за собой этого в упор не замечал).

И вот, при таких вводных на него вдруг сваливается политический брак с Каей. Которому, очевидно, и она сама совсем не рада. И здесь, вы посмотрите, целый комплекс отягчающих обстоятельств:

- первым ходом королева делает решительный и смелый шаг, назначая Канлара не просто консортом, а королем-консортом ("А справлюсь ли я?", "Страшно", "Ответственность", "Как играть на таком уровне?", "Как сильно изменится моя жизнь?", "Вдруг я разочарую ее и не оправдаю ее доверие?" - примерные чувства Канлара по этому поводу)

- Кая не желает оставлять брак фиктивным, но при этом ощутимо боится близости ("Как ее не ранить?", "Я не смогу вызвать у нее желание, я не умею соблазнять женщин!", "У нас ничего не получится, она меня возненавидит", "Мы сделаем это через силу, чтобы зачать детей, а потом заведем фаворитов, и это будет кошмарно и унизительно для всех" - примерно так это ощущает Канлар)

- Канлару необходимо круто переменять жизнь ("Я не смогу жить так, как привык, как мне нравится", "Я не смогу общаться с теми, с кем мне нравится, так, как мне нравится", "Я должен буду отказаться от всего, чем дорожу и чего добился", "Необходимость теперь постоянного самоконтроля 24/7, ведь все на меня смотрят" - страхи Канлара)

- не такой брак, о котором мечтал Канлар ("Она будет мной командовать, она будет меня подавлять", "Она не будет нежной и заботливой", "Она не станет хорошей матерью", "У нее не будет времени на выстраивание отношений", "У нас не получится настоящей близости" - и многое другое)

К этому всему добавим отягчающее обстоятельство: Канлар не очень-то опытен в делах амурных. Упоминается, правда, что у него была любовница - которая сплетничала о нем за его спиной о отзывалась о его манерах весьма нелестно. В целом мы знаем, что дамы находят его непривлекательным. Он за собой это тоже знает.

И вот, ко всему этому - будто ему мало! - он вдруг начинает в Каю влюбляться.

И тут уже просто тотальная катастрофа! Потому что он совсем, совсем не знает, что с этим делать, и ему даже кажется, что он буквально унижает Каю самим фактом того, что у него появилось к ней чувство. Потому что она королева, помазанница Божия, его сюзерен! - а он стал смотреть на нее как на живого человека, хуже того - как на желанную женщину! "Опустить" помазанницу Божию до объекта, к которому ты испытываешь вожделение!

Канлар совершенно не знает, что с этим делать и как себя вести. Он выбит из колеи, растерян, запутался в своих чувствах и мыслях и не может их разложить по полочкам - потому что набирающее в нем силу живое чувство отказывается раскладываться по полочкам. Логичный и педантичный Канлар впервые сталкивается с такой бедой, и у него нет решения, он не может найти опору в привычных стратегиях.

А еще, ну разумеется, как только он влюбляется в Каю - ему же начинает хотеться, чтобы она ответила на его чувство! А она - она вечно холодная, сухая, сдержанная, недоступная, на расстоянии суровой дистанции! Кажется, вообще не способная чувствовать, идеальная глыба льда, а не женщина! Разве она может его полюбить? Она не полюбила куда как более привлекательных и выдающихся мужчин - а в него не влюблялись и женщины куда как попроще. Как он может надеяться вызвать в ней чувство? Ему и больно, и страшно, и неловко.

Что с таким набором чувств и переживаний ему остается? Конечно, он мнется, стесняется, замыкается в себе. И все же его живой деятельный характер прорывается постоянно сквозь эту застенчивость, и все же он пытается снизить уровень неловкости с помощью юмора, и все же со свойственным ему упорством он начинает строить планы и добавиться их реализации. Но он не машина, и на каждом шагу в реализации этих планов им овладевает смущение, что мы и наблюдаем в романе.