Найти в Дзене
travelstar_ushka

Ташкент под землёй: как мы прокатились в самом восточном метро бывшего СССР

Оглавление

Метро в Ташкенте — не просто транспорт, а отдельная история. Здесь удивительным образом сочетаются советская основательность и восточная мягкость. Сегодня мы решили спуститься под землю и протестировать этот вид транспорта. Интересно ведь, как выглядит подземка в городе, где летом +40 и земля периодически уходит из под ног.

Ваш автор в ташкентском метро. Станция «Хамид Олимжон»
Ваш автор в ташкентском метро. Станция «Хамид Олимжон»

Общие впечатления

Скажу сразу: всё просто и удобно. Проезд стоит 1 700 сумов, если оплачивать транспортной картой ATTO или банковской картой. Карты продаются в кассах метро и стоят 20 тысяч сумов, на счету сразу будет 4 тысячи узбекских денег (хватит на две поездки). Потом их можно пополнять, как московскую «Тройку», в кассах метро.

Станция «Дружбы народов», Ташкент. Фото автора
Станция «Дружбы народов», Ташкент. Фото автора

Можно и по-старинке — купить в кассе билет с QR-кодом за 3 000 сумов (примерно двадцать рублей). Мы так и поступили.

Кстати, узбекские пенсионеры ездят бесплатно в любое время. Для студентов и школьников предусмотрены льготные тарифы, но им нужны специальные карты.

Станция «Пахтакор», Ташкент. Фото автора
Станция «Пахтакор», Ташкент. Фото автора

Метро работает с 6:00 до 23:00. Пересадки между линиями бесплатные, так что можно кататься хоть целый день.

От землетрясения до подземки

Метро в Ташкенте начали строить после землетрясения 1966 года, но фактически работы стартовали в 1972-м. А к 60-летию СССР, в ноябре 1977 года, открыли первую линию — девять станций ташкентского метро. И это была новая страница в истории города.

Станция «Мустакиллик Майдони», Ташкент. Фото автора
Станция «Мустакиллик Майдони», Ташкент. Фото автора

Ташкент стал седьмым городом в СССР с метро и первым в Средней Азии. Это было делом престижа: доказать, что столица республики может быть не менее современной, чем Москва или Ленинград.

Станция «Хамид Олимжон», Ташкент. Фото автора
Станция «Хамид Олимжон», Ташкент. Фото автора

Первая линия — Чиланзарская — строилась с учётом сейсмичности. Станции и тоннели рассчитаны на землетрясение силой до 9 баллов.

Станция «Хамид Олимжон», Ташкент. Фото автора
Станция «Хамид Олимжон», Ташкент. Фото автора

Советская роскошь с узбекским акцентом

Станции ташкентского метро действительно напоминают московские, только меньше и скромнее. Здесь много мрамора, керамики и декоративных орнаментов, а общая атмосфера с восточным колоритом.

Метро, Ташкент. Фото автора
Метро, Ташкент. Фото автора

Каждая станция по-своему нарядна: где-то своды светятся золотистым, где-то пол отражает узор плитки, как будто это не подземка, а выставочный зал. Бронзовые фонари, оригинальные люстры, потолочные плафоны с восточным орнаментом.

Станция «Алишер Навои», Ташкент. Фото автора
Станция «Алишер Навои», Ташкент. Фото автора

До 2018 года фотографировать в метро было запрещено — считалось стратегическим объектом. Теперь можно официально снимать, и туристы этим активно пользуются.

Станция «Мустакиллик Майдони», Ташкент. Фото автора
Станция «Мустакиллик Майдони», Ташкент. Фото автора

Современность и «гармошки»

Сегодня ташкентское метро — это четыре линии и 50 станций, часть из которых надземные. Общая протяжённость сети приближается к 70 километрам.

Метро, Ташкент. Фото автора
Метро, Ташкент. Фото автора

Линии различают по цвету, и разобраться в схеме несложно даже без знания языка: все указатели дублируются на русском, а названия станций объявляют и по-узбекски, и по-русски.

Метро, Ташкент. Фото автора
Метро, Ташкент. Фото автора

Вагоны попадаются разные — от старых советских до новых, где вагоны соединены «гармошкой» и можно пройти из начала поезда в конец. В новых составах мягкое освещение, электронные табло и чистые сиденья — чувствуется, что метро развивается и обновляется.

Метро, Ташкент. Фото автора
Метро, Ташкент. Фото автора

Новые поезда производят на Ташкентском заводе железнодорожного машиностроения. Они оснащены современными системами вентиляции и предназначены для жаркого климата.

Что понравилось, а что нет

Метро оказалось чистым, ухоженным и спокойным. Никакой суеты, ни толкотни, хотя народа там много. Всё работает чётко и спокойно. Каждый раз к прибывающему поезду выходит наблюдатель, он помогает пассажирам и контролирует посадку.

Метро, Ташкент. Фото автора
Метро, Ташкент. Фото автора

А вот кондиционеры на самих станциях работают слабовато. Стоишь в ожидании поезда и чувствуешь, как воздух едва шевелится, на станциях душновато. Хочется верить, что летом, в настоящую ташкентскую жару, их включают сильнее.

Навигация в метро отличная: всё понятно, никаких лабиринтов. все таблички на двух языках — узбекском и русском. Объявления в поездах тоже дублируются на русском.

Метро, Ташкент. Фото автора
Метро, Ташкент. Фото автора

Пересадки удобные, кассы работают быстро. Пожалуй, единственное, чего не хватает — больше лифтов на старых станциях, если путешествуешь с чемоданом. Но мы были налегке.

Метро в Ташкенте считается самым безопасным видом транспорта в городе и одним из самых дешёвых в мире по стоимости поездки.

Метро, Ташкент. Фото автора
Метро, Ташкент. Фото автора

Метро здесь как отдельная часть ташкентской жизни. Оно сочетает советскую монументальность и восточное чувство красоты. Это символ города, пережившего землетрясения, перемены и десятилетия, но сохранившего лицо.

А вы, друзья, бывали в ташкентском метро? А хотели бы проехаться в самой восточной подземке бывшего СССР?