Найти в Дзене

Дурная свобода

"Мне исполняется 41, но праздновать не хочется." – возможно вы читали обращение Павла Дурова в честь (или вопреки) своего дня рождения, на мой взгляд один из самых тревожных и откровенных постов за последнее время. Текст, посвящённый угрозе свободе в Интернете звучащий как манифест. Его переживания, как создателя двух крупнейших и наиболее свободных платформ "ВКонтакте" и "Telegram", абсолютно понятны. Дуров – безусловно, романтик от технологий, тот, кто стоял у истоков "цифровой революции" и верил в "свободный обмен информацией" как в двигатель развития общества. И, конечно, он бьёт тревогу, видя, как его детища и сама идея свободного Интернета превращаются в "средство контроля". Однако, в этом благородном и отчаянном призыве к спасению есть один пропущенный, но критически важный этап: понимание, что есть Свобода, а что есть Вседозволенность. Ведь именно наша неспособность отличить одно от другого подготавливает почву для того "мрачного, антиутопического мира", о котором говорит Дуров
Оглавление

"Мне исполняется 41, но праздновать не хочется." – возможно вы читали обращение Павла Дурова в честь (или вопреки) своего дня рождения, на мой взгляд один из самых тревожных и откровенных постов за последнее время. Текст, посвящённый угрозе свободе в Интернете звучащий как манифест.

Его переживания, как создателя двух крупнейших и наиболее свободных платформ "ВКонтакте" и "Telegram", абсолютно понятны. Дуров – безусловно, романтик от технологий, тот, кто стоял у истоков "цифровой революции" и верил в "свободный обмен информацией" как в двигатель развития общества. И, конечно, он бьёт тревогу, видя, как его детища и сама идея свободного Интернета превращаются в "средство контроля".

Однако, в этом благородном и отчаянном призыве к спасению есть один пропущенный, но критически важный этап: понимание, что есть Свобода, а что есть Вседозволенность. Ведь именно наша неспособность отличить одно от другого подготавливает почву для того "мрачного, антиутопического мира", о котором говорит Дуров.

⚖️ Цена ответственности

Хам, кричащий в сети о «свободе слова», чаще всего прикрывает этим лозунгом безнаказанную агрессию. Его эгоистичное «имею право» не считается с тем, кто читает, слушает или просто существует рядом. Это не свобода — это заявка на тиранию.

Кажется, будто такие псевдотролли застряли в начале нулевых, когда сетевая вседозволенность и анонимность позволяли вести себя соответственно своему воспитанию (или его отсутствию), или выпускать пар и своих демонов налево и направо. Эти люди просто не заметили, что мир изменился, и теперь их поведение выглядит как минимум... странно.

Ведь есть простой закон человеческого общежития, который в последнее время почему-то решили игнорировать в Интернете:

«Свобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого».
Виктор Гюгю

Так и настоящая свобода слова подразумевает не просто возможность говорить, но и нести ответственность за сказанное. Она подразумевает самоцензуру. Не та, которую навязывают правительства и системы цифрового контроля, а внутреннего, морального фильтра. Это акт зрелой личности, которая понимает, что слова – это не просто сотрясание воздуха, а инструмент, способный как строить, так и разрушать. Если мы не уважаем пространство диалога и достоинство собеседника, мы не заслуживаем и не сможем удержать никакую свободу.

😈 «Деточка, это интернет. Здесь тебя...»

"Свободный Интернет", как и любая великая идея, стал актом романтиков, которые дали нам беспрецедентный доступ к информации и общению. Но его трагедия в том, что он повторил старую историческую схему:

«Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются её плодами отпетые негодяи».
Томас Карлейль

Так цифровая свобода превратилась в "дикий рынок". Романтика свободы общения была захвачена теми, кто увидел в ней идеальное поле для преступности, хамства и лжи. Мошенничество, кибербуллинг, тотальный хейт – это всё та же старая низменная человеческая природа, которая получила в Интернете новые, анонимные и мощные инструменты.

Да, просто зайдите в комментарии под какой-нибудь популярной статьёй здесь, в Дзене. Вы обязательно наткнётесь на несколько хамских, а иногда и матерных сообщений. А порой их количество такое, что реально кажется, будто провалился в сельский нужник.

А в результате этот внутренний хаос, эта цифровая анархия, даёт идеальный предлог известным силам для введения тотального контроля: "Мы просто наводим порядок, защищаем вас от хаоса, который вы сами создали".

✨Звёздное небо над головой

«У меня заканчивается время. У нас заканчивается время». Павел Дуров

Да – у нас заканчивается время.

Но чтобы выйти из "антиутопического сна", надо начать работу над собой. Ведь настоящая Свобода – это не внешнее условие, а внутренняя состояние. Чтобы построить свободный мир, нужен по-настоящему свободный человек. Она наступит, когда человек создаст порядок внутри себя и наполнит душу звездным небом. Именно об этом говорил великий Иммануил Кант:

«Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением... – это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне»
(Иммануил Кант)

Моральный закон – это наш внутренний, свободный компас, который требует ответственности, уважения и честности (вы знаете его: не лги, не укради и далее по списку). Это достойный путь свободного человека. Это и есть та самая самоцензура, которая является знаком зрелой свободы. А звёздное небо – это напоминание о величии Вселенной, о нашем скромном месте в ней, о том, что есть что-то вечное и масштабное, что делает мелочной всю нашу цифровую суету.

И это очень тяжело. Как-то раз на детской площадке я слышал, как мама утешала ребенка, которого кто-то обидел. Она сказала: «Отплатить злом – просто. Но если ты хочешь быть хорошим и добрым, будь готов нести этот груз. Это самый трудный выбор.».

Когда мы наведём порядок в своём внутреннем мире, когда мы научимся уважать других и их мнение (даже если оно кардинально отличается от твоего), научится избегать хамства не из-за страха модерации, а потому что это противоречит нашему моральному закону, только тогда внешняя свобода перестанет быть хрупкой.

Вот она та реальная и недостижимая свобода, о которой мечтает Дуров.