Что, если бы "Прометей" оказался не философской притчей, а прямым и жестоким приквелом к "Чужому"? Изначально он таким и был — фильм, который должен был развернуть события на той самой планете LV-426, показав и яйца, и лицехватов, и классических ксеноморфов. Проект даже носил другое название — "Чужой: Инженеры". Так как же амбициозная и спорная картина, которую мы получили, родилась из этого прямолинейного хоррора? Давайте разберёмся, каким мог бы быть "Прометей".
В конце 2009 года молодой сценарист Джон Спейтс, известный тогда по ещё не снятому фильму "Пассажиры", пришёл на обычную встречу с Ридли Скоттом. Режиссёр в разговоре мимоходом обмолвился о желании снять приквел к "Чужому" и спросил, нет ли у Спейтса каких-нибудь идей. Спейтс, хоть и был застигнут врасплох, тут же начал импровизировать.
Он набросал мифологию, которая могла бы стать мостом между сагой о Чужих и историей самого человечества. Позже он объяснял свой подход так: единственный способ заставить зрителя переживать из-за тайн Космического Жокея или происхождения ксеноморфов — это сделать их историю нашей историей. Она должна быть глубоко переплетена с прошлым и будущим людей, чтобы мы по-новому взглянули на собственную жизнь. Ридли Скотта впечатлило такое видение, и он нанял Спейтса для написания сценария.
Другой сценарий: Ужас на LV-426
Сценарий под названием "Чужой: Инженеры" начинался на доисторической Земле, где трое Инженеров проводили ритуал. Один из них съедал некий "церемониальный пирог", после чего его тело распадалось на рой скарабееподобных существ, высвобождая ДНК.
За этим наблюдала доисторическая женщина, и когда один из жуков кусал её, он впрыскивал ей генетический код Инженеров.
Далее сюжет переносился в недалёкое будущее, где доктор Джослин Уоттс и профессор Холлоуэй находили под водой древний обелиск со звёздными координатами. Они убеждали Питера Вейланда профинансировать экспедицию, и тот соглашался, но с условием, что все найденные технологии и оружие достанутся ему.
Вейланд, чьи попытки терраформировать Марс провалились, жаждал получить технологию "первого шага Бога". Корабль "Магеллан" с андроидом Дэвидом на борту отправлялся по координатам и прибывал... на LV-426, ту самую луну из оригинального "Чужого".
И вот здесь начинались кардинальные отличия от "Прометея". Экспедиция отправлялась на корабле "Магеллан" в сопровождении андроида Дэвида. Путешествие приводило их на LV-426, ту самую луну из "Чужого". Там они обнаруживали 24 пирамиды, которые оказывались не гробницами, а терраформирующими машинами. Команда пришла к выводу, что древние человеческие цивилизации строили свои пирамиды в подражание своим богам. Но, опять же, здесь Инженеры были не создателями человечества, а скорее "скульпторами", которые изменили ДНК и климат Земли, чтобы сделать её более пригодной для жизни.
Внутри одной из пирамид экипаж находил странное оборудование и выпотрошенные трупы Инженеров, чьи грудные клетки были разорваны изнутри. Во время внезапной бури команда спешно отступала к кораблю, но в хаосе двое членов экипажа оставались позади. Одного из них убивало инопланетное существо, похожее на сороконожку, пробив шлем, а другого пожирал рой тех самых скарабеев.
На следующее утро скрытая на борту группа наёмников захватывала контроль над миссией. Новая команда возвращалась в пирамиду в поисках технологий для Вэйланда. Шоу и Холлоуэй обнаруживали ещё больше трупов Инженеров с разорванной грудью, но тут случалась трагедия: Холлоуэй падал в шахту, где его атаковал лицехват. Позже, после спасения, у них с Шоу была интимная близость, прямо во время которой из груди Холлоуэя вырывался ксеноморф, мгновенно убивая его.
Шоу возвращалась в пирамиду и находила Дэвида на борту подземного корабля Инженеров. Он раскрывал ей правду: корабль направлялся к Земле с грузом усовершенствованных ксеноморфов, чтобы уничтожить человечество, но существа обратились против своих хозяев и перебили весь экипаж. После этого Дэвид приводил Шоу в камеру с яйцами и позволял лицехвату напасть на неё. Ей удавалось сбежать и провести себе жуткую операцию по извлечению эмбриона в медкапсуле, но на борту "Магеллана" уже вовсю хозяйничал выросший ксеноморф, рождённый из Холлоуэя.
В этот момент Дэвид пробуждает последнего Инженера из гиперсна.
В отличие от фильма, Вейланд в этой миссии не участвовал. Оживший Инженер, выслушав через Дэвида высокомерную речь Вейланда о бессмертии и равенстве с богами, приходит в ярость. Он отрывает Дэвиду голову и жестоко расправляется почти со всеми, кто был на борту. Шоу - единственная, кому удаётся выжить и вернуться на "Магеллан". Вместе с пилотом корабля, Янеком, они наблюдают, как корабль Инженеров взлетает и берёт курс на Землю. Янек принимает решение пожертвовать собой и таранит "Магелланом" судно пришельцев, уничтожая оба корабля.
Приземлившись в спасательной капсуле среди обломков, Шоу сталкивается с последним ужасом - Ультраморфом, порождённым из пилота-Инженера. После жестокой схватки она убивает тварь циркулярной пилой. В финале она получает сообщение от всё ещё функционирующей головы Дэвида, который предупреждает, что Инженеры придут за ней. Пока Шоу обдумывает свой следующий шаг, пирамиды на луне активируются, посылая в космос сигнал бедствия. Тот самый сигнал, который однажды получит экипаж "Ностромо".
Философия против хоррора: как Линделоф всё изменил
История Спэйтса была прямым, бескомпромиссным фильмом ужасов.
Когда готовый сценарий лёг на стол, Ридли Скотт решил посоветоваться с Дэймоном Линделофом, одним из создателей сериала "Остаться в живых". Линделофу понравилась основа, но он раскритиковал главную идею. По его мнению, прямой приквел, который буквально заканчивается там, где начинается "Чужой" (пирамиды в финале начинали транслировать тот самый сигнал бедствия), убивает всю тайну. "Хорошие истории — те, финал которых ты не знаешь", — утверждал он. Линделоф предложил сделать сюжет не прямым предшественником, а параллельной историей во той же вселенной, которая оставит вопросы и задел на "Прометей 2", а не на "Чужого".
Именно по его предложению место действия перенесли на другую планету, LV-223, а из сюжета убрали почти все знакомые элементы, включая лицехватов. Вместо этого Линделоф предложил сделать акцент на философских темах в духе другого фильма Скотта, "Бегущий по лезвию": вопросы создания, идентичности, конфликта между творцом и творением. Так центральной линией стала динамика "отца и сына" между Питером Вейландом и андроидом Дэвидом, а Инженеры превратились из "садовников" в полноценных богов-создателей.
Что мы потеряли в итоге?
Переписывание сценария привело к отказу от многих смелых и даже провокационных идей. Например, как сам упоминал Ридли, в одной из версий обсуждалось, что Иисус Христос был Инженером, посланным на Землю, чтобы направить человечество. Но когда люди распяли его, Инженеры пришли к выводу, что мы безнадёжны, и решили нас уничтожить. Ридли Скотт посчитал эту идею "слишком прямолинейной". Также сильно сократили сцену пробуждения Инженера. В первоначальном варианте между ним и Вейландом (через Дэвида-переводчика) состоялся полноценный диалог, сцена осталась в blu-ray версии фильма. Вейланд заявлял, что они оба — боги, создатели, а боги не должны умирать, и требовал бессмертия. Инженер, возмущенный заносчивостью, приходит в ярость от такой гордыни и убивает его.
В итоге "Прометей" оказался фильмом, разрывающимся между двумя концепциями. С одной стороны — амбициозная научная фантастика с библейскими отсылками, а с другой — ожидания фанатов, которые хотели получить ответы на вопросы из "Чужого" и увидеть больше хоррора. Реакция зрителей и студии оказалась предсказуемой: кассовые сборы не оправдали надежд, а критика заставила создателей в следующем фильме, "Чужой: Завет", резко сменить курс, вернувшись к ксеноморфам и слэшеру, но растеряв по пути всю философию. Так что, возможно, где-то в параллельной вселенной существует тот самый "Чужой: Инженеры" — мрачный, логичный и кровавый фильм, который так и не добрался до наших экранов.
Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.
Поддержать канал можно по ссылке ниже! Спасибо!