Очень часто эту известную формулу можно услышать в немецком «варианте»: «Kinder, Küche, Kirche». И считается, что появилось выражение именно в Германии.
Более того, часто называют непосредственного автора — им будто бы являлся кайзер Вильгельм II. Данное авторство указывал, к примеру, Максим Горький в статье «О женщине», в 1930 году.
В советский период выражение «Kinder, Küche, Kirche» считалось относящимся к крайне консервативным взглядам и режимам.
Тем более, что данная формулировка нередко возникала в контексте обсуждения гитлеровской внутренней политики, как в СССР, так и в западных странах.
Кстати говоря, несмотря на действительно декларируемые нацистами схожие тезисы, женщин им в итоге пришлось «поставить к станкам», как и всем прочим странам-участницам Второй мировой.
Более того, сотни тысяч немецких женщин отправились и в вооруженные силы. Тот случай, когда хотелки не совпадают с реальными раскладами.
Ну да ладно. Сейчас тезис про детей, кухню и даже церковь не всегда встречает негативную реакцию. Всё чаще и чаще вижу я призывы «помочь женщинам рожать побольше», демографический кризис же на дворе. Правда, реальных инструментов для повышения рождаемости пока никто не откопал.
Богатые страны тоже нынче не могут похвастать большим количеством детей в семье. А на Афганистан или Сомали смотреть как-то не хочется.
Но вернемся к данному выражению. Правда ли, что придумал его Вильгельм II и вообще немцы?
Скорее всего — нет. Потому что первые надежные источники именно данной «трилогии» относятся к... британским газетам.
«Первое известное мне упоминание о нем появилось в заметке «Германская императрица», опубликованной осенью 1894 года в английской печати, а затем перепечатанной в ряде американских печатных изданий под заглавием «Патрон трех “К”».
Согласно этой заметке, император Вильгельм II будто бы говорил: «Все немецкие девушки должны последовать примеру императрицы и, как она, посвятить свою жизнь “трем ‘К’ ” – Kirche, Kinder и Küche...» (с) Красное и белое. Из истории политического языка. Сборник статей. РАН.ИНИОН.
То бишь да, выражение приписывают Вильгельму II, но появилось оно почему-то именно в британских газетах. Причем существовал и другой любопытный вариант, сразу четыре «К»: «Дети, Церковь, Кухня, Платье» («Kinder, Kirche, Küche, Kleider»). Якобы так кайзер сказал американским феминисткам, подобным выражением ответил на претензии.
Оно мне даже как-то больше нравится, потому что лучше отражает женскую суть, что ли.
Помимо готовки или ухода за детьми (и тем более посещения религиозных учреждений в наш век светской морали), женщина ведь не должна забывать о своем внешнем виде, о платьях и моде. Хотя, конечно, дамы разные бывают.
Но если уж вы задвигаете что-то про «традиционные ценности», то дайте нашим дорогим дамам пряник какой-то. Например, красивые платья или обеспеченных мужей (которым не себе придется тащить жену, нескольких детей, а иногда — ещё и родителей).
Все любители поговорить за традиционные ценности и патриархальный уклад о таком забывать не должны.
Кто ещё в 1890-е упоминал подобное выражение? Немецкие феминистки. Причем ссылались на британскую прессу.
Вот только сам Вильгельм почему-то в печати о таком не заявлял. То бишь понятно, что «дыма без огня не бывает» и «кузен Вилли» был довольно консервативным и в теории мог сказать и не такое.
Однако ж по источникам выходит, что выражение в прессе появилось не у немцев. Хотя ранее немецкие (и другие) философы, публицисты и религиозные деятели о чем-то подобном рассуждали, например Герхард Ульхорн.
Но у них там все было очень скучно и затянуто. Не имелось именно аллитерации.
С другой стороны, немцы в итоге «подхватили» тренд и выражение стало широко употребляться в Германии (и придумали новые, даже для мужчин — «Konkurrenz, Кarriere, Kollaps» — «Конкуренция, Карьера, Крах»). Но... лишь во второй половине двадцатого века.
У этого выражения есть и совсем уж занятные «авторы». В частности, даже сейчас нередко пишут про Отто фон Бисмарка, а ранее, особенно в Штатах, сей «лозунг» приписывали... Адольфу Гитлеру.
Во многом это всё же практически всегда было «выражение критики», использовавшееся феминистками по всему миру, социалистической печатью, британской и американской прессой в период «плохих отношений» с Германией. Если Вильгельм II что-то похожее и говорил, то популяризовал формулу явно не он...
Если вдруг хотите поддержать автора донатом — сюда (по заявкам).
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на You Tube или на моем RUTUBE канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!