Всем знатокам истории венгерских автобусов «Икарус» известна так называемая «википедийная» история поступления «гармошек» марки Икарус-180 в Советский Союз: они (поставки) начались в 1967 году, когда в СССР пришла первая партия из 110 штук «сто восьмидесятых»; поставки продолжались до 1973 года.
Но в отечественной историографии этой машины обойдён вниманием вопрос испытаний машины в городах СССР. Попробую сегодня восполнить этот пробел.
Возросшие в конце пятидесятых годов ХХ века пассажиропотоки в городах страны Советов требовали более вместительных автобусов, чем на тот момент могла предложить советская промышленность. Чтобы изменить ситуацию, выбор пал на венгерского производителя марки «Икарус», который уже несколько лет с переменным успехом поставлял автобусы в Советский Союз.
Первые экземпляры автобуса особо большой вместимости под названием Икарус-180 были изготовлены в 1963 году и сразу предложены советским эксплуатационщикам.
В сентябре 1963 года венгерское внешнеторговое предприятие «Могюрт» устроило в Москве на территории автокомбината № 1 выставку автомобильной промышленности Венгерской Народной Республики, которая сразу привлекла внимание советских специалистов. Вот что писала об этой выставке газета «Вечерняя Москва» в номере от 6 сентября 1963 года:
«БЫСТРОТА, удобство, надежность в эксплуатации, красота формы – вот основные качества, характеризующие пассажирские автобусы носящие гордое имя «Икарус».
С несколькими типами этих автобусов знакомит сегодня москвичей внешнеторговое предприятие «Могюрт». открывшее на территории автокомбината № 1 выставку автомобильной промышленности Венгерской Народной Республики.
Среди нескольких марок «Икарусов» выделяется один «Икарус-180». Длина его 16,5 метра, в нем могут разместиться почти 200 пассажиров. Сочлененный автобус хорошо зарекомендовал себя на дорогах Венгрии и улицах Будапешта. Рядом с ним разместились его менее рослые «братья» автобусы городского и междугородного типа, обладающие высокой скоростью и максимальным комфортом».
По итогам выставки было принято решение начать производство для Советского Союза автобуса особо большой вместимости Икарус-180 и его «младшего брата» - автобуса Икарус-556.
Началу производства предшествовало несколько этапов испытаний этих машин в условиях советских городов. В феврале 1964 года один Икарус-180 был привезён в столицу Украинской ССР город Киев, где совершил несколько демонстрационных поездок. Газета «Известия» 3 марта 1964 года писала об этом событии так:
Голубая мечта страдающих в часы пик близка к осуществлению: начался серийный выпуск сочлененного автобуса «Икарус-180». На 180 свободно сидящих и стоящих в сдвоенном салоне пассажиров приходится 180 сил горизонтально расположенного под полом мотора.
Недавно мы показывали наших дебютантов в СССР, - говорит директор завода «Могюрт» тов. Хирта. Успех был большой. Правда, в Киеве орудовцы выразили сомнение: достаточно ли маневрен безопасен на улице наш «чуклош»? Тогда мы пригласили их в салон автобуса и покатали по выставке, лавируя среди павильонов. Убедили. Действительно, радиус разворота 17-метрового «чуклоша» такой же, как у обычной машины. Если же водитель так резко повернет и руль, что «хвост» не поспеет за «головой», происходит автоматическое торможение. В будущем году мы поставим в СССР первую партию. А вообще говоря, вырисовывается перспектива очень крупных контрактов с Советским Союзом. Мы готовы к этому.
Следом, в марте 1964 года в автобусный парк №3 города Москвы для испытаний поступило два венгерских автобуса: один Икарус-180 и один Икарус-556. Они вышли на маршрут № 111 «Площадь Свердлова – МГУ». Газета «Вечерняя Москва» 25 марта 1964 года так описывала начало испытаний:
«ИКАРУС» НОВИНКА ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА
НА ПРОСТОРНОЙ площади около здания Московского университета на Ленинских горах показался длинный автобус необычной формы сочлененный. Это новая венгерская машина «Икарус-180». Два таких автобуса прибыли из Будапешта проходят испытания на московских автотрассах. За рулем лучшие водители третьего автобусного парка и венгерские специалисты. Маршрут № 111: площадь Свердлова – МГУ. Автобус ведет шофер В. К. Силантьев. Он включает мотор, и машина набирает скорость. Несмотря на необычную длину, «Икарус» легко разворачивается. Сильный дизельный мотор позволяет развивать большую скорость. B салоне, отделанном синтетическими материалами, размещаются 180-200 пассажиров. Венгерские конструкторы предусмотрели максимум удобств и для пассажиров, и для водителя. Широкие двери (их в автобусе четыре) действуют от электропневматического привода. Ход машины плавный, ровный. Гидравлика делает управление легким. Салон радиофицирован, снабжен обогревателями. Коллектив автобусников «Икаруса», сказал нам сегодня техник будапештского завода Павел Палфи, прислал москвичам свою новинку. В эти дни. когда наша страна готовится к встрече товарища Н. С. Хрущева, мои друзья на заводе стараются делать все, чтобы лучше быстрее выполнять заказы русских братьев.
НА СНИМКАХ: вверху – автобус «Икарус-180», салон автобуса «Икарус-556» Фото Р. СЛАВИНА.
«Московская Правда» 14 мая 1964 года говорит об окончании испытаний автобусов в Москве следующей заметкой:
«Икарус» держит экзамен
БОЛЬШЕ месяца работали на автобусных линиях Москвы два комфортабельных автобуса – опытные венгерские машины: «Икарус», рассчитанный на сто пассажирских мест, и сочлененный «Икарус» на 180 мест. Сейчас закончен первый, московский этап испытаний. Венгерские специалисты помогали нашим водителям правильно эксплуатировать машины, следили за их техническим состоянием, устраняли мелкие дефекты.
Цель испытаний – выяснить пригодность этих автобусов при работе в больших городах с интенсивным движением с большим количеством пассажиров, а также проверить надежность технической части, В процессе испытаний машины показали отличные эксплуатационные качества. Москвичам очень понравились новые автобусы.
А. ШАПОВАЛ, механик 3-го автобусного парка.
Однако та же «Московская Правда» 19 декабря 1964 года говорит нам о продолжении (или возобновлении) испытаний «сто восьмидесятого»:
«В Москве на автобусном маршруте № 111 появилась необычно длинная машина марки «Икарус». Внизу табличка – «Испытания». Этот венгерский автобус рассчитан на 180 – 200 пассажиров, Он имеет двигатель мощностью 180 л.с., быстро развивает скорость (предельная до 70 километров в час)».
По окончании испытаний автобусы были возвращены обратно в Венгерскую Народную Республику.
Второй этап испытаний проходил в городе Ленинграде.
Газета «Известия» в номере от 22 октября 1966 года рассказывала про это событие следующее:
«ИКАРУСЫ» ИДУТ ПО ГОРОДУ
Эти красивые, молочного цвета, отделанные алюминием и пластиком авто бусы «Икарус-180» и «Икарус-556» прибыли в Ленинград на испытания и уже совершили свои первые рейсы по Невскому проспекту. Новые машины «братья-великаны». «Икарус-180», длиной в шестнадцать с половиной метров, состоит из двух сочлененных между собой вагонов и может перевезти около двухсот человек сразу. «Икарус-556» - обычного типа, но вмещает 120 пассажиров.
Ю. СУДАКОВ.
Автобусы вышли для испытаний на маршрут № 3.
По окончании испытаний в Ленинграде, «Икарусы» были возвращены на завод-производитель для тщательного изучения.
Третий этап испытаний был посвящён исследованию работы машин в условиях субтропического климата: жары и повышенной влажности. С этой целью в одно из Сочинских автопредприятий сроком на один месяц в июле 1966 года также поступили по одному автобусу Икарус-180 и Икарус-556. Через месяц их также вернули в ВНР.
Четвертый этап испытаний в Советском Союзе проходил специально для исследования поведения машины в условиях суровых сибирских морозов. Для этого в конце ноября 1966 года один Икарус-180 и один Икарус-556 были отправлены в город Новосибирск в ПАТП-1.
Обратите внимание, что этот экземпляр был уже в хорошо знакомой нам схеме окраски: белый с продольной тёмно-красной или тёмно-синей полосой. Выбор такой цветовой гаммы для СССР был прост: отечественная лакокрасочная промышленность в те годы не выпускала красок серебристого оттенка, их нужно было завозить из-за рубежа, что могло удорожить дальнейший ремонт автобусов. Бело-красная гамма была дешёвой, долговечной и прочной.
Испытания закончились раньше положенного срока по неизвестной мне причине. Уже 20 декабря 1966 года автобусы были отгружены обратно в Венгрию.
По результатам этих испытаний, с учётом замечаний советских специалистов и было принято решение о начале массовых закупок автобусов Икарус-180 и -556 для нужд городов Советского Союза.
Спасибо за внимание.
При перепечатке ссылка на канал обязательна.
Коммерческое использование только с письменного согласия автора.