«"Хочешь к маме - иди! Только ключи оставь!” - крикнул он, хлопнув дверью. Но именно после этой ссоры Надя впервые поняла, что такое настоящие отношения».
Рюкзак полетел в одну сторону, телефон - в другую. Надя не помнила, как оказалась на лестничной клетке. Коленка саднила - видимо, ударилась о порог, когда Виктор выталкивал её из квартиры. За спиной громыхнула дверь, лязгнули замки. Один, второй, третий.
Она стояла, ошарашенно глядя на соседскую дверь. Внутри всё ещё кипело от обиды и возмущения, но к горлу уже подступали горячие слёзы. Домой нельзя - мать снова начнёт причитать, что жизнь её не удалась из-за дочкиных ошибок. А куда ещё? Пятница, одиннадцать вечера, сезон отпусков, подруги разъехались. Только Иринка рядом, в соседнем микрорайоне. Может, к ней?
Надя всхлипнула и обессиленно сползла по стенке на ступеньку. Кое-как нашарила телефон, руки дрожали так, что пришлось трижды вводить пароль. Гудки тянулись бесконечно.
- Ир, привет... Ты дома? Можно я к тебе?
- Надюха? Что случилось? - встревоженно отозвалась подруга.
- Поругались с Витей, - Надя шмыгнула носом. - Выставил меня с вещами.
- Погоди, ты где сейчас? На улице?
- На лестнице сижу, - Надя не выдержала и разрыдалась.
- Так, соберись! - Ирина говорила твёрдо и спокойно, как с маленькой. - Сама дойдёшь или такси вызвать?
- Дойду, наверное. Если рюкзак с собой дотащу.
- Давай так: ты иди, а я сейчас Мишке звякну - он тебя встретит у поворота с сумками поможет, хорошо?
Ирина с мужем жили в старой сталинке с высоченными потолками и комнатами, размером каждая с Надину квартирку. Надя всегда восхищалась их домом: старый паркет, узорчатые карнизы, мебель, которая досталась от Мишиных бабушки с дедушкой и помнила ещё совсем другие времена.
Михаил правда встретил её на повороте, молча подхватил рюкзак и приобнял за плечи, пока они шли до подъезда.
- Не переживай, - только и сказал он. - Всё наладится.
Надя только вяло кивнула. Очень хотелось верить.
Ирина ждала на кухне. Чайник шумел, на столе стояла вазочка с печеньем и пирог - явно только из духовки, от него ещё тянуло теплом, и по кухне расползался запах свежей выпечки с яблоками.
- Ты спасительница, - выдохнула Надя, опускаясь на стул. - Вот просто человек-солнце.
- Рассказывай, - Ирина поставила перед ней чашку.
Надя замялась, глянула на Михаила. Тот понимающе улыбнулся:
- Понял-понял, женские разговоры. Я в кабинет, если что - зовите.
- Вить, мы же завтра к маме собирались, - прокрутила в голове их ссору Надя, отпивая чай. - Обещали приехать. Я выходной взяла, мясо для шашлыков замариновала.
- И что он?
- Сказал, что никуда не поедет. Что устал, что хочет отдохнуть дома, что моя мама его достала и он не хочет видеть вечно недовольную тёщу. Она, мол, смотрит на него, как на пустое место. А я только её интересую как источник денег.
Ирина покачала головой:
- И что, прямо так сходу в лоб сказал?
- Ну, не совсем. Сначала я ему про шашлыки напомнила, а он начал отнекиваться. Ну, я не сдержалась, наехала на него, что если обещал, то надо держать слово, что я ради них отгулы беру, а они потом срываются. Он психанул...
- А ты дальше продолжила давить, - понимающе покачала головой Ирина.
- Ну да, - вздохнула Надя. - Стала говорить, что устала выбирать между мужем и матерью, что это ненормально. А он орать начал, что достало всё, что он никому ничего не должен и что не хочет всю жизнь прыгать под дудку моей мамаши. А я... - Надя запнулась, вспоминая. - А я ляпнула, что если у него нет уважения к моей семье, то и не будет у нас ничего.
- А он?
- Сказал: «Хочешь к маме - иди! Только ключи оставь!»
Надя вытерла слёзы тыльной стороной ладони и шумно высморкалась в салфетку.
- Я даже не успела толком ничего взять. Хорошо, рюкзак в прихожей стоял собранный - я в нём вещи для дачи приготовила. Он мне его вслед вышвырнул.
- Значит, сидишь теперь без ключей на лестнице?
- Ага, - Надя грустно усмехнулась. - Прямо как в той песне - «Ну и пусть она на лестничной клетке сидит...»
- Чего ты добивалась-то вообще? - Ирина смотрела с лёгким прищуром.
- В смысле?
- Ну, ваша ссора - она зачем была? Чтобы Виктор чувство вины испытал? Чтобы силой заставить его ехать к тёще, которую он на дух не переносит? Или что?
Надя растерялась:
- Просто... Мы же договаривались... Обещали... Это неправильно. И потом, как это - не переносит? Что значит - не переносит? Это же моя мама!
- Вот! - Ирина назидательно подняла палец. - Во-первых, поставь себя на его место. Ты сама-то любишь к своей свекрови на дачу мотаться?
Надя поморщилась. Мать Виктора была женщиной властной и обожала поучать невестку.
- Во-вторых, я тебе как психолог говорю, - продолжала Ирина. - Виктор там собой не владел, на взводе был. Тебе с ним не нужно было ругаться, а нужно было спокойно поговорить и выяснить, что с ним происходит. А ещё лучше сначала дать человеку прийти в себя, выспаться, а потом уже разговаривать.
- Ты сейчас так говоришь, будто это я виновата. Словно я специально хотела поссориться! - в голосе Нади прорезались обиженные нотки.
- Ох, Надь... - Ирина устало откинулась на спинку стула. - Никто не говорит, что ты виновата. Просто муж и жена - это две половинки одного целого. Оба отвечают за отношения. Вы вместе, значит, должны искать компромиссы. А вместо этого ты ему ультиматумы ставишь, мол, или мама, или я. Так не делают. И чего ты ждала?
- Я не... - Надя осеклась.
А ведь и правда, разве не это она сказала? «Если у тебя нет уважения к моей семье, то и не будет у нас ничего». Или - или. Выбор без вариантов.
Она вспомнила, с каким лицом стоял Виктор перед ней - словно по нему ледяной водой плеснули. А ведь она всегда знала, что он терпеть не мог любые ультиматумы - особенно после того, как его бросила предыдущая девушка, поставив перед выбором: «или я, или твоя дурацкая работа».
А Виктор свою работу любил. Надя и сама сначала не понимала, как можно всерьёз увлечься проектированием каких-то там промышленных систем, но потом привыкла к тому, что муж иногда допоздна засиживается за чертежами. В конце концов, именно эта работа позволяла им жить весьма неплохо - путешествовать, иногда баловать себя обновками и не думать, как дожить до зарплаты.
- Ира, что мне теперь делать? - вопрос прозвучал растерянно и беспомощно.
- Можешь пока остаться у нас, - Ирина пожала плечами. - В гостевой комнате есть раскладушка, постельное бельё чистое в шкафу. Дальше - как хочешь. Можно с мамой поговорить. Она что, часто вас к себе зовёт?
- Постоянно. То огород копать, то забор красить, то ещё что-нибудь, - Надя поморщилась. - Витя прав, вечно какие-то работы находятся. Ничего не просто так - всегда с подтекстом. То дрова поколоть, то крышу залатать. А по-моему, маме нужно просто, чтобы я чаще приезжала - скучает она. А дела все эти придумывает, как повод.
- А ты не можешь одна к ней иногда ездить? Почему обязательно вдвоём?
Надя задумалась. Почему, и правда? Ездили всегда вместе, потому что... потому что...
- Мама говорит, что я совсем забыла про родных, - пробормотала она. - Что свекровь свою я навещаю, а к ней не езжу. И что неправильно это. Что я плохая дочь.
- Ага, - Ирина покачала головой. - И ты стала заставлять Витю ездить с тобой, чтобы доказать маме, что у тебя всё хорошо.
- Ну как я без него поеду? - возмутилась Надя. - Сейчас же целый день ехать! А с Витей мы сменяем друг друга за рулём.
- Можно на автобусе, можно на поезде. Всегда можно найти способ, если очень хочется.
Разговор с подругой не давал Наде покоя всю ночь. Они проболтали почти до утра, и она многое поняла о себе и Викторе. И о собственной маме, которую, оказывается, не так уж любил муж. Всё это складывалось в неприятную картину.
- Ириш, - тихо спросила она перед сном. - А твоя мама как к Мише относится?
- Нормально, - подруга хмыкнула. - У них, кстати, были какие-то тёрки поначалу, но я постаралась, чтобы они друг с другом общались поменьше. Мне незачем, чтобы два близких мне человека выясняли, кто из них главнее в моей жизни. Мама только рада, что у меня семья хорошая, да и Миша со временем научился не обращать внимания на некоторые её высказывания.
Это было что-то новое для Нади. Она всегда считала, что семья - это когда все вместе, одной кучей. Но чем больше она размышляла, тем яснее понимала: а ведь родители Виктора тоже не лезли постоянно в их жизнь. Свекровь, конечно, могла походя дать совет, но никогда не навязывала свою помощь. Виктор обычно сам предлагал: «Поедем навестим моих?» И они ехали. И почему-то к Витиным родителям ездить всегда было приятно - может, потому что без обязаловки?
Наутро, проворочавшись всю ночь, Надя зашла на кухню с красными глазами и опухшим лицом. Ирина с Михаилом уже завтракали.
- Чай будешь? - Ирина кивнула на чайник.
- Буду, - Надя села за стол, рассеянно глядя в окно. - Миш, скажи... А когда вы в последний раз к вашей маме ездили?
Михаил, отпивавший в этот момент кофе, поперхнулся.
- Что за вопрос с утра пораньше? - он вытер рот салфеткой. - К моей маме? Недавно совсем. Я у неё в прошлые выходные был, забор подправить надо было.
- Один?
- Ну да, - Михаил пожал плечами. - Ирка занята была - у неё консультации. А что такого-то?
- Да нет, ничего, - Надя растерянно помешивала чай. - Просто... Я всегда думала, что к родителям нужно вместе ездить. Я вот теперь не знаю, как с Витей быть, он ведь прав... А я... Мы же вчера даже не договорили толком...
- Надь, ты позвони ему, - Ирина мягко коснулась её плеча. - Поговорите нормально.
- Думаешь, он трубку снимет? - с сомнением спросила Надя.
- Думаю, что да, - твёрдо сказала Ирина. - Потому что он не дурак и понимает, что переборщил. Попроси прощения, скажи, что погорячилась. И главное - не требуй! Просто скажи, что будешь благодарна, если он поедет с тобой, но поймёшь, если останется дома.
Выйдя на балкон, Надя долго глубоко дышала перед тем, как набрать номер мужа. Пальцы дрожали, но, собрав всю решимость, она нажала вызов.
Гудки. Один. Два. Три.
- Алло, - голос Виктора был хриплым и усталым.
- Привет, - выдохнула Надя, внезапно почувствовав, как по щекам снова потекли слёзы. - Прости меня, я не должна была...
- Подожди, - перебил её Виктор. - Это ты меня прости. Я был не прав. Нельзя было тебя выставлять. Как ты? Где ночевала?
- У Ирки, - Надя шмыгнула носом. - Слушай, насчёт маминой дачи... Я поеду сегодня одна, хорошо? Не нужно тебе со мной мучиться. Ты прав, моя мама... в общем, я понимаю, что тебе там не очень комфортно.
В трубке повисла пауза, потом Виктор негромко сказал:
- Я приеду за тобой через полчаса. Жди. Поговорим, хорошо?
- Я очень соскучилась, - только и смогла сказать Надя.
Она сидела на скамейке у подъезда Ирины и Михаила, когда подъехал знакомый серебристый «Форд». Виктор выскочил из машины и бросился к ней. Надя впервые заметила, какие у него покрасневшие глаза - видимо, тоже не спал.
- Прости меня, дурака, - сказал он, обнимая её. - Я не должен был...
- И ты меня прости, - она уткнулась носом ему в плечо. - Я больше не буду ставить тебя перед выбором. Правда.
- Я поеду с тобой, - проговорил Виктор. - Если ты хочешь. Мясо же пропадёт иначе. И там правда забор доделать надо.
- Нет, - твёрдо сказала Надя. - Не нужно. Я сама справлюсь.
Она помолчала и добавила:
- Я же взрослый человек, могу и одна к маме съездить. А ты оставайся, отдохни. Займись своими делами. Я всё расскажу, как вернусь.
Виктор с удивлением посмотрел на неё.
- Точно? Ты не обидишься?
- Точно, - Надя улыбнулась. - Знаешь, я тут подумала... Не всё обязательно должно быть, как мы планировали. Иногда планы меняются, и это нормально. Главное - чтобы мы с тобой были вместе и понимали друг друга.
Виктор крепко обнял её, и Наде показалось, что в этот момент между ними что-то изменилось. Будто они перешагнули какую-то невидимую ступеньку, которая до сих пор мешала им стать по-настоящему близкими.
А может, просто повзрослели ещё немного?
А как вы считаете, нужно ли заставлять близких ездить к родственникам, если они этого не хотят? Стоит ли идти на поводу у родителей и принуждать супругов к встречам с ними?
📌Напишите свое мнение в комментариях и поставьте лайк, а также подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории ❤️
Так же рекомендую к прочтению 💕:
#семья #любовь #историиизжизни #интересное #психология #чтопочитать #рассказы #жизнь