Найти в Дзене

Я-сообщения: польза или вред? Личный опыт.

Одним из признаков развитого эмоционального интеллекта считается использование “я-сообщений”. Я-сообщение — это высказывание, построенное на базе выражения своих чувств и эмоций относительно ситуации и действий другого человека.  Впервые эту технику предложил американский психолог Томас Гордон в 1960-х в своей книге "Тренинг эффективного родителя".    Гордон рекомендует: “Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, скажите ему об этом. Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЁМ переживании, а не о нём, не о его поведении”.  Нередко наши высказывания начинаются с местоимения “ты”. “Ты меня не слушаешь!”. “Ты ведешь себя просто отвратительно!” “Ты всегда берешь мои вещи без спросу!”  Форма такой коммуникации называется “ты - сообщение”. Через подобные сообщения ребенок слышит: “Ты плохой, и поступаешь неправильно”. Т.Гордон предложил заменять такие резкие замечания на более дружелюбные я-сообщения, например:

Одним из признаков развитого эмоционального интеллекта считается использование “я-сообщений”. Я-сообщение — это высказывание, построенное на базе выражения своих чувств и эмоций относительно ситуации и действий другого человека.  Впервые эту технику предложил американский психолог Томас Гордон в 1960-х в своей книге "Тренинг эффективного родителя".

   Гордон рекомендует: “Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, скажите ему об этом. Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЁМ переживании, а не о нём, не о его поведении”. 

Нередко наши высказывания начинаются с местоимения “ты”.

“Ты меня не слушаешь!”.

“Ты ведешь себя просто отвратительно!”

“Ты всегда берешь мои вещи без спросу!”

 Форма такой коммуникации называется “ты - сообщение”. Через подобные сообщения ребенок слышит: “Ты плохой, и поступаешь неправильно”.

Т.Гордон предложил заменять такие резкие замечания на более дружелюбные я-сообщения, например:

“Мне не нравится, когда меня игнорируют и не слушают, ведь я говорю довольно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю”.

“Я очень расстроился из-за твоего поведения. Ведь я знаю, что ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан”.

“Когда без спросу берут мои вещи, я чувствую раздражение, мне неприятно”.

Изначально техника “Я-сообщение” была направлена только на родительско-детские отношения, но со временем её стали использовать для проработки любых отношений.

Ещё недавно я-сообщение считалось хорошим тоном, или даже универсальным способом предотвращения и решения конфликтов. Но сейчас встречается другое мнение - что это является манипуляцией, и некоторые люди отрицательно реагируют на такое.

Расскажу о своем личном опыте с я-сообщениями. Мне до сих пор часто приходится слышать я-сообщения от своей мамы. Например:

“Мне больно, что ты так безвкусно одеваешься”

 “Мне противно, когда ты смотришь с обожанием на своего придурка-мужа”

“Я разочарована, что ты ничего в жизни не достигла, ведь ты такая способная и так хорошо начинала”

“Мне стыдно перед соседями, что твои дети такие невоспитанные”.

Стоит ли говорить, что мне крайне неприятно слышать такие я-сообщения. Из-за этого даже хочется сократить отношения с мамой до минимума. А она недоумевает, почему я обижаюсь. Ведь она говорит о себе, о своих чувствах. Разве я имею право запретить ей чувствовать?!

 В общении со своими детьми я всего пару раз в жизни использовала я-сообщения с упоминанием своих негативных чувств, например “меня возмущает”, “я разочарована”. И это тоже был неудачный опыт. Результатом была злобная истерика подростка. И утверждение, что ее не волнуют мои чувства по поводу ее личных дел. 

Поэтому обычно я использую я-сообщения без упоминания негативных чувств. Например, “мне мешает громкая музыка”, “мне было очень тяжело за тобой убирать”, “мне важно, чтоб ты меня предупреждал, что не можешь прийти вовремя”. Или вообще обхожусь без я-сообщений, например: “ты не мог бы потише”, “следующий раз будешь сам за собой убирать”, “следующий раз позвони, если не сможешь прийти вовремя”. Как ни странно, простая просьба иногда лучше работает, чем описание своих негативных чувств.

Но это не значит, что все я-сообщения обидны и неэффективны. Они бывают очень эффективными. Просто их надо хорошо продумывать, а не в порыве гнева изливать на собеседника все свои негативные эмоции. "Я в ярости из-за твоего поступка..." "Я сгораю от стыда, когда ты... ", "Я ненавижу твою привычку... "  - все это ничуть не лучше "ты-сообщений". Ведь это по сути обвинения и вызывают ответную агрессию, а вовсе не желание сотрудничать. Лучше сначала успокоиться, а потом высказать свои претензии в более мягкой и приемлемой форме. Как вот в тех 3-х Я-сообщениях, разработанных психологом и процитированных в начале статьи.

По мнению некоторых авторов, я-сообщение вообще не должно содержать слова “ты”. Например: “я не люблю, когда опаздывают”, а НЕ “я не люблю, когда ТЫ опаздываешь”. Другие авторы считают допустимыми сообщения 2-го типа, со словом “ты”, но только при условии, что их говорят дружелюбным тоном, без агрессии и обвинений. 

А у вас есть опыт разговоров  я-сообщениями?