Найти в Дзене
Мир вокруг нас

Религии и верования в Черняховско-готской цивилизации

О религии и верованиях населения Черняховской культуры учёные судят в основном по данным археологии, поскольку письменных свидетельств практически не сохранилось. Религиозная картина была сложной и сочеталa в себе как языческие традиции разных народов, так и, вероятно, раннее христианство. ⛪️ Христианство среди черняховцев Одной из самых дискуссионных тем является вопрос о распространении христианства среди носителей Черняховской культуры. · Арианство среди готов: Исторические источники свидетельствуют, что часть готов, которые составляли значительный компонент черняховского населения, приняли христианство в форме арианства. Около 341 года готский епископ Вульфила перевёл Библию на готский язык и распространял арианское вероучение. · Погребальный обряд как свидетельство: Некоторые исследователи, как, например, Э.А. Сымонович и О.А. Гей, связывают характерный для черняховцев биритуализм (одновременное использование трупоположения и трупосожжения) с принятием христианства частью насел

О религии и верованиях населения Черняховской культуры учёные судят в основном по данным археологии, поскольку письменных свидетельств практически не сохранилось. Религиозная картина была сложной и сочеталa в себе как языческие традиции разных народов, так и, вероятно, раннее христианство.

⛪️ Христианство среди черняховцев

Одной из самых дискуссионных тем является вопрос о распространении христианства среди носителей Черняховской культуры.

· Арианство среди готов: Исторические источники свидетельствуют, что часть готов, которые составляли значительный компонент черняховского населения, приняли христианство в форме арианства. Около 341 года готский епископ Вульфила перевёл Библию на готский язык и распространял арианское вероучение.

· Погребальный обряд как свидетельство: Некоторые исследователи, как, например, Э.А. Сымонович и О.А. Гей, связывают характерный для черняховцев биритуализм (одновременное использование трупоположения и трупосожжения) с принятием христианства частью населения. Христиане могли отказываться от традиционного для язычников сожжения в пользу ингумации, что и привело к сосуществованию двух обрядов.

☀️ Языческие верования

Несмотря на возможное проникновение христианства, данные археологии уверенно свидетельствуют о сильных языческих традициях.

· Солярные символы: На территории черняховских памятников, в частности на Змиевщине (Харьковская область), найдено множество предметов быта – посуды и пряслиц – с нанесёнными солярными символами. К ним относятся кресты, свастики и композиции из точек и линий, которые связываются с культом солнца.

· Магия и рунические надписи: Находки предметов с руническими надписями также указывают на языческие практики. Например, на обломке вазы с поселения Тимченки-2 обнаружена руническая надпись, которая, по мнению исследователей, могла иметь магический характер. Интересно, что она была нанесена на внутреннюю, потаённую сторону сосуда. Эти руны contrast с алфавитом Вульфилы, что говорит о сохранении дохристианских верований среди части германского населения.

⚰️ Погребальный культ и представления о загробной жизни

Погребальная практика черняховцев отражает их сложные представления о загробном мире.

· Биритуализм: Как уже упоминалось, одновременное использование ингумации (трупоположения) и кремации (трупосожжения) является одной из визитных карточек культуры. Причины этого до конца не ясны; исследователи предполагают, что выбор обряда мог зависеть от племенной принадлежности, социального статуса или времени года.

· Разрушение могил: Зафиксированы случаи, когда захоронения вскрывались и разрушались самими соплеменниками. Скорее всего, это было частью ритуала, связанного с верой в «опасных» покойников – людей, умерших неестественной смертью, которых боялись как «ходячих» мертвецов.