Найти в Дзене
Пенсионер с удочкой

Рейд с пограничниками против сетей

Почему с пограничниками? Потому что на Финском заливе функцию федерального надзора и контроля рыболовства осуществляют именно они.Если кто помнит мою прошлогоднюю публикацию "Со спиннингом среди сетей", как раз примерно в это же время года, я рыбачил в районе Приветнинское-Черная речка, и сетовал на засилье браконьерских сеток. Тогда я отослал информацию в СЗТУ ФАР, но по итогам не получил ничего. В этом году ситуация повторилась несколько иначе. На рыбалку в этот район я не ездил, но по жизни оказался в районе санатория "Восток 6", и снова наблюдал сетки, ставящиеся в устье Приветинки. Плюс, рыбача в Зеленогорске, тоже отметил стоящие у берега, явно не промысловые сетки. Глубина, и место, на которых они ставятся, заставляет предположить, что это сетки на идущую на нерест красную рыбу. Балтийская популяция атлантического лосося только-только, буквально несколько лет как, выведена из Красной книги , а кумжа до сих пор числится там. В общем, когда один мой друг предложил принят

Почему с пограничниками? Потому что на Финском заливе функцию федерального надзора и контроля рыболовства осуществляют именно они.Если кто помнит мою прошлогоднюю публикацию "Со спиннингом среди сетей", как раз примерно в это же время года, я рыбачил в районе Приветнинское-Черная речка, и сетовал на засилье браконьерских сеток. Тогда я отослал информацию в СЗТУ ФАР, но по итогам не получил ничего.

В этом году ситуация повторилась несколько иначе. На рыбалку в этот район я не ездил, но по жизни оказался в районе санатория "Восток 6", и снова наблюдал сетки, ставящиеся в устье Приветинки. Плюс, рыбача в Зеленогорске, тоже отметил стоящие у берега, явно не промысловые сетки. Глубина, и место, на которых они ставятся, заставляет предположить, что это сетки на идущую на нерест красную рыбу. Балтийская популяция атлантического лосося только-только, буквально несколько лет как, выведена из Красной книги , а кумжа до сих пор числится там.

В общем, когда один мой друг предложил принять участие в рейде вместе с пограничниками, осуществляющими контроль на Финском заливе, отказываться никакого желания не было. Наоборот, было интересно, как они исполняют свою работу.

К сожалению от Клуба Рыбаков в этот раз мне пришлось выступить соло. Лет 15 назад у нас уже был опыт взаимодействия с погрануправлением в части борьбы с браконьерством. Тогда при Клубе даже был небольшой отряд ДНД организованный под началом управления. С тех пор очень многое поменялось, и в системе ФСБ, и люди в Клубе. Но по-прежнему часть народа неравнодушна к браконьерам, и этот рейд в принципе я расцениваю, как некоторое наведение мостов после долгого перерыва.

Встретились в рыбацком поселке в Смолячково. С тамошними рыбаками доводилось общаться лет шесть назад, в рамках проекта Балтийского фонда природы "Как подружить рыбака с тюленем?". Тогда местные два деда, как они сами себя определяли, "последние реликты промысловой рыбалки", произвели очень приятное впечатление, охотно участвовали в опросе, да и в принципе лучились позитивом и оптимизмом. В этот раз, узнал с горечью, что "дед" остался один. Нашумевший два года назад случай, когда на льду аэролодка рыбака столкнулась с МЧСовской и рыбак погиб, оказался как раз происшествием со вторым "дедом". Оставшийся рыбак по-прежнему занимается промыслом, но уже в одиночку. Поговорили с ним, пограничники одолжили у него тару под сетки - большой пластиковый ящик. Он показал, где стоят его сети, как они обозначены.

Дальше компания наша разделилась. Два представителя погранотряда поехали работать по берегу. А я в лодке с инспектором пошел по заливу.

Ну что сказать о работе на воде? В принципе, если вы участвовали в этом один раз, то ничего нового не узнаете. Медленное прохождение зигзагами вдоль берега, с желанием охватить как можно большую площадь. Далеко от берега не уходили, поскольку цель была - сетки стоящие на идущих на нерест кумжу и лосося. Первым делом направились в район устья речки Приветинки. Совсем недавно там стояла сеть перегораживающая устье от берега до берега. И плюс в заливе виднелись поплавки еще нескольких порядков.

В самом устье в этот раз сетки не было. Метрах в двухстах от него, все же стояла длинная связка, которую инспектор поначалу стал снимать прямо с воды.

Сначала проверили наличие бирок, дойдя до одного из концов сетки. Не обнаружив разрешения, приступили к сбору. Начало сети было , как видно на фото на совершенно небольшой глубине, но длина оказалась такой, что дальний конец уже пришлось снимать с лодки.

-2

Большое пластиковое корыто оказалось полным буквально с одного захода. Связка сеток длиной около 200 метров.

Дальше всё то же. Монотонный поиск с неспешным перемещением. Развернулись , пошли в сторону Черной речки. Примерно в районе рыбацкого поселка началось буквально засилье сетей. Но... увы, разрешенных.

Нашли среди них одну не отмаркированную. Просто обозначенную бутылкой.

-3

Пока и даже эту сетку не стали снимать сразу, предварительно инспектор созвонился с "пользователем" (так они называют рыбаков-профессионалов , от казенного выражения "пользователь водных биологических ресурсов"). Узнал , что это все же не его сетка. После чего еще около 60 метров добавилось в нашу лодку.

-4

А вот дальше пошли сплошные "большие белые канистры" с разрешением. Увы, больше ничего.

Отчасти порадовало, что ни в одной из снятых сеток не было рыбы. Огорчило что сетей по результату рейда осталось гораздо больше, чем снято. И, что самое обидное, что эти "разрешенные сети" стоят аккурат на пути миграции краснокнижной рыбы. Начало порядка ("порядок" - это линия сеток на профессиональном жаргоне промысла) у самого берега, буквально метрах в тридцати. Пару раз мы безуспешно пытались обогнуть обозначенные сети, но в итоге попадали винтом, не видя следующего буя.

В общем по итогам у меня скорее печальное впечатление. Да, мы отработали, как смогли. Прошли добросовестно участок от Приветинки до Черной Речки. Береговая пара проехала в Зеленогорск. Там прошла по некоторым точкам. Действительно достать осенние сети пожалуй проще в вейдерсах с берега. И, как сказали инспектора, большинство браконьеров так и ставят сетки, даже не заморачиваясь с лодкой. Простота постановки обеспечивает и высокую скорость снятия. Если прошел слух, что работает рейд, то многие сети тут же убираются. А слух расходится мгновенно.

А огорчение мое связано больше с тем, что как оказалось, большинство сетей, это разрешенный промысел. Причем, если в СССР было правило, запрещающее постановку промысловых орудий лова ближе 300 метров от берега, то сейчас это правило отсутствует, кроме того промысел, получив разрешение на лов рыбы обычной, по сути ничем не ограничен в ловле красной. Тот же лосось атлантический допускается в прилове и не требует разрешения, если он составляет не более 49% от общего улова. Вот такие действуют Правила на Финском заливе. Единственное ограничение , он не должен быть меньше 60 сантиметров. При таких Правилах, не удивлюсь, если лосось снова вернется в Красную книгу.

Причем , как участник рабочей группы по изменению Правил, я знаю, что неоднократно погрануправление, осуществляющее контроль на Финском заливе вносило предложения о введении запрета на промысловый лов в береговой зоне, и в зоне возле дамбы. (Там весной вообще творится полное непотребство) . И каждый раз предложение одобряется общественностью, отделом регулирования рыболовства территориального управления ФАР, но натыкается на противодействие промысла, аргументирующего тем, то "так мы и вовсе ничего не поймаем" и "мы кормим народ". И даже если на региональном уровне предложение проходит, то оно безвестно пропадает на уровне Минсельхоза.

Впрочем, чему удивляться? Похоже, что для Министерства сельского хозяйства важны в первую очередь валовые показатели добычи. Это ведь не министерство охраны природных ресурсов.

И второй момент, который хочется отметить. Конечно хорошо, что пограничники присутствуют на акватории каждый день. Только, тут мы имеем совпадение с тем, что мне знакомо по Ладожскому озеру. Огромная акватория, и несколько инспекторов, которые физически не могут охватить ее в режиме 24 х 7.

И здесь в который раз скажу, необходимо расширять права общественности. Собственно сейчас никто, кроме представителей госструктур не может снять сетку. Даже убрать брошенную сетку из воды без представителя надзорных органов нельзя. А должно быть наоборот. Ну или как в Финляндии или Швеции - любой звонок о нарушении правил рыболовства и в течении 15 минут приезжает полиция или егеря. У нас в лучшем случае сигнал на "горячую линию" росрыболовства приведет к тому, что при возможности он будет проверен инспектором. Когда? Когда у него будет рейдовое задание в указанном районе.