Яркая, эффектная модница, чей словарный запас умещался в тридцать слов, но чьё желание обладать шикарной мексиканской шубкой было безграничным. Эллочка-людоедка из «12 стульев» стала символом эпохи. Миллионы были уверены: актриса, сыгравшая её, такая же легкомысленная охотница за заграничными «тряпками». Но что, если это — величайшее заблуждение? Что за маской скрывалась интеллектуал, поэтесса и академик, чья судьба полна драматичных решений, которые многие из нас не смогли бы даже понять?
Её история — это история о том, почему блистательная звезда советского кино на пике славы внезапно исчезла с экранов, добровольно покинув страну. История о большой любви и большом разочаровании, когда актриса, устав от «трусости» известного мужчины, в свои семьдесят шесть лет осталась одна.
Наталья Воробьёва родилась в семье, где её будущее, казалось, было предопределено. Отец — влиятельный чиновник в Министерстве химической промышленности СССР, человек властный и привыкший добиваться своего. Мать — ведущая показов в престижном Доме моделей на Кузнецком мосту. Наташа с малых лет была окружена роскошью: первая шуба в полтора года, а в пятнадцать — украшения с настоящими бриллиантами. Отец мечтал видеть дочь успешной в спорте или науке. Но Наталья с детства проявляла упёртый характер. Балетная школа? Девочка притворилась, что ничего не понимает. Фигурное катание? Горячие пирожки из киоска через дорогу казались куда привлекательнее, и её выгнали. Гимнастика? Полное отсутствие интереса.
Втайне от отца она мечтала о подиуме. Мама идею поддержала, но отец пришёл в ярость. Мысль о том, что его единственная наследница будет заниматься «глупым» и «недостойным» делом — ходить туда-сюда по подиуму — казалась ему оскорбительной. И всё же, увидев упорство дочери, он сдался, но с жёстким условием: ровно год манекенщицей и параллельно — усердное изучение французского. А потом — выбрать профессию посерьёзнее.
Год пролетел. Наталья и сама понимала, что с её невысоким ростом карьеры на подиуме не сделать. Она выбрала, как ей казалось, компромисс — театроведческий факультет ГИТИСа. Но в день экзаменов у ворот института её остановил высокий статный мужчина — знаменитый режиссёр Андрей Гончаров.
— Странно, а по виду — характерная актриса. Попробуй, может, получится, — произнёс он фразу, изменившую всё.
Наталья развернулась и пошла на экзамены актёрского. И с лёгкостью поступила с первой попытки.
Студенческая жизнь оказалась не безоблачной. Одногруппницы откровенно завидовали москвичке из обеспеченной семьи, которая приезжала на занятия в модных нарядах и с лёгкостью покоряла сердца всех юношей. Но главной проблемой стали строгие правила: преподаватели категорически запрещали студентам сниматься в кино. Наталья запрет игнорировала и втайне бегала на пробы.
Именно страсть к «тряпкам» и привела к ней ассистентку самого Гайдая. Режиссёр искал для «12 стульев» хрупкую девушку с отменным вкусом на роль Эллочки Щукиной.
— Есть у вас маленькая, хорошенькая студентка, которая любит тряпки? — спросила она у руководства.
Кто-то тут же указал на Воробьёву. Увидев Наталью, Гайдай мгновенно её утвердил, отмёл всех остальных, среди которых была даже известная Жанна Болотова.
На съёмочной площадке режиссёр был полностью поглощён работой с Арчилом Гомиашвили, исполнителем роли Остапа Бендера. На дебютантку у него просто не оставалось времени. В результате Воробьёва создавала свою знаменитую Эллочку практически в одиночку. Весь образ, от манер до интонаций, она придумала сама. На премьере Гайдай подошёл к её родителям и признался: «Я занимался Арчилом. А она роль сделала сама».
После выхода фильма на Наталью обрушилась всесоюзная слава. Но в стенах родного ГИТИСа вместо поздравлений её ждал гнев. Преподаватели были в ярости и требовали её отчисления. До крайности не дошло, но наказание было жестоким: Наталью сняли абсолютно со всех ролей в студенческих постановках.
Несмотря на травлю, её карьера в СССР, хоть и короткая, была насыщенной. За пять лет, с 1969 по 1974 год, она снялась в шестнадцати картинах. Многие помнят её как воспитательницу в «Джентльменах удачи» или в роли Лены в фильме «Где вы, рыцари?», где она сыграла полную противоположность Эллочке. Именно на съёмках этой картины она встретила свою первую любовь — актёра Сергея Гурзо-младшего. Красивый, обаятельный, он виртуозно играл на гитаре и мгновенно покорил её сердце. Она влюбилась без памяти и, не раздумывая, согласилась на предложение. Но брак продлился всего полтора года. Кроме юношеской страсти, их ничего не связывало.
Вскоре в её жизни появился хорват Олег Хржич. Он влюбился с первого взгляда и сделал ей предложение семь раз, но Наталья отказывала. Всё изменил случай. Однажды на улице к ней начал приставать хулиган. Олег, не раздумывая, бросился на защиту. Эта храбрость её покорила. Она увидела в нём настоящего мужчину, за которым можно быть как за каменной стеной. Она сказала «да».
В 1974 году, на самом взлёте карьеры, она уехала с мужем в Югославию. Путь в советское кино был отрезан «Железным занавесом». Местные режиссёры не хотели брать на себя хлопоты с переозвучкой русской актрисы из-за акцента. Потеря любимой профессии стала тяжёлым уроком. Их брак продлился пятнадцать лет. Но со временем супруги поняли, что двигались в совершенно разных направлениях, и между ними образовалась пропасть. Они расстались, сохранив тёплые отношения.
Ещё одним решением, предопределившим её судьбу, стал осознанный отказ от материнства. Этот выбор она сделала твёрдо и бесповоротно ещё в пятнадцать лет. Она была убеждена, что создана для искусства, а не для пелёнок и быта. Творчество было её истинным призванием. Ни в первом, ни во втором браке детей у неё так и не появилось. Уже будучи зрелой женщиной, она признавалась: возможно, в её жизни просто не встретился тот самый мужчина, ради которого ей захотелось бы всё изменить.
После двух браков в её судьбе появился человек, которого она полюбила по-настоящему — единственный раз в жизни. Её избранником стал известный и влиятельный посол одной из европейских стран. Их роман был тайным и страстным, но омрачённым одним обстоятельством: дипломат был женат. Он панически боялся огласки, и этот страх отравлял их отношения. Каждый его уход превращался в шпионскую операцию: он долго вглядывался в щели жалюзи, опасаясь репортёров. Со временем Наталья устала от его вечной неуверенности и, как она сама это назвала, трусости. Она сама поставила точку, сказав возлюбленному выбирать карьеру.
Оставшись одна, она с головой ушла в работу. Языки всегда давались ей легко, и она стала блестящим синхронным переводчиком. Позже преподавала русский язык студенткам Загребского университета и работала с солистами оперы. Тяга к сцене взяла своё, и она поставила в Хорватии моноспектакль, с которым успешно гастролировала в России.
Но главным делом её жизни стала литература. Она начала переносить свои мысли и чувства на бумагу, создавая пронзительные стихи и прозу. Это стало её второй карьерой. Бывшая актриса стала членом Академии Российской словесности и Академии Славянской литературы и искусства в Болгарии. Из-под её пера вышли сборники «На канате бытия», «Будут другие миры», «Персты прозрения». Её книги издаются на русском и хорватском языках.
Сегодня Наталье Воробьёвой семьдесят шесть лет. Она по-прежнему живёт одна в своём доме в Загребе, но не чувствует себя одинокой. «Жить одному и быть одиноким — это не одно и то же», — мудро замечает она. Она продолжает писать и консультирует хорватские театры по русскому языку. Связь с Россией не теряет, изредка прилетая в Москву на презентации своих новых книг.
Её собственная жизнь оказалась куда глубже и драматичнее любого киносценария. «Какая, оказывается, интересная у меня была жизнь! Как роман!» — сказала она как-то. И в этом романе ещё не поставлена точка. В свои семьдесят шесть эта удивительная женщина всё ещё мечтает о простом человеческом счастье и большой любви.