Найти в Дзене
Схрон этно-историка

Как в действительности выглядели ангелы

Ангелов обычно представляют как людей с крыльями за спиной. Однако, откуда это взялось? А вообще если почитать Библию, то ангелы так в ней описаны? В действительности в Библии ангелы упоминаются достаточно часто, а вот как они выглядели, сообщатся очень редко. Например, в сцене жертвоприношения Авраамом своего сына ангел вещает ему с неба (Бытие 22:11-12, 15), но как он выглядел и выглядел ли вообще не сообщается. Иаков возвращаясь из Месопотамии в Ханаан встретил ангелов (Бытие 32:1), но опять про их вид ничего не сказано. В более ранней части Библии – в Пятикнижие найти чего конкретного про внешний облик ангелов не получается. Описания внешнего вида ангелов встречаются у пророков Исаии и Иезекииля. В книге пророка Исаии дается его видение в котором он наблюдал так называемых серафимов, которых считают одной из разновидностей ангелов: «… видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по

Ангелов обычно представляют как людей с крыльями за спиной.

Однако, откуда это взялось? А вообще если почитать Библию, то ангелы так в ней описаны?

В действительности в Библии ангелы упоминаются достаточно часто, а вот как они выглядели, сообщатся очень редко. Например, в сцене жертвоприношения Авраамом своего сына ангел вещает ему с неба (Бытие 22:11-12, 15), но как он выглядел и выглядел ли вообще не сообщается. Иаков возвращаясь из Месопотамии в Ханаан встретил ангелов (Бытие 32:1), но опять про их вид ничего не сказано.

В более ранней части Библии – в Пятикнижие найти чего конкретного про внешний облик ангелов не получается.

Описания внешнего вида ангелов встречаются у пророков Исаии и Иезекииля.

В книге пророка Исаии дается его видение в котором он наблюдал так называемых серафимов, которых считают одной из разновидностей ангелов:

«… видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Исаия 6:1-2).

В книге пророка Иезекииля дается следующее описание ангельских существ:

«… видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их». (Иезекииль 1:4 - 1:11)

Переводя на понятный русский язык: увидел он множество животных. Каждое из этих животных имело человеческое туловище с копытами от быка, голову с 4 ликами (человека, льва, быка и орла) или четыре соответствующие головы. На теле еще было 4 крыла (или 16 крыльев – по 4 на каждое лицо, из текста можно понять и так и так), а под каждым крылом по человеческой руке.

В общем, натуральная древнегреческая химера получается. Неудивительно, что в Библии персонажи, увидевшее ангела сильно пугались [тут и заикой стать не долго].

Откуда древние иудеи (а христианская Библия и в особенности Ветхий Завет сохраняют иудейскую мифологию) заимствовали преставления об ангелах?

Да все от туда же. Не секрет, что мифологическая традиция иудаизма (а от него и христианства с исламом) очень много заимствовала из религиозных взглядов древней Месопотамии.

Именно религиозная традиция Месопотамии, восходящая к верованиям шумеров и аккадцев, стала основой раннего иудаизма, Конечно эта традиция в древней еврейской религии была дополнена мифологией Средиземноморья и Египта, но основание просматривается отчетливо. К примеру, шумерско-аккадский миф о потопе очень близок по своей сути к аналогичному библейскому мифу.

В шумеро-аккадской мифологии были существа, которые выступали в качестве ангелов-хранителей (или духов-хранителей) людей. И да, они были крылатыми. Их звали «шеду» и «ламмасу». Точнее это уже их аккадские названия. У шумеров «шеду» (если верить источникам в интернете) назывались «алад», а «ламмасу» – «лама». В ранний (шумерский) период была известна богиня Лама, имевшая антропоморфный вид, но также с крыльями за спиной. Впрочем, боги Месопотамии нередко изображались с крыльями. Так с крыльями изображалась богиня Инанна (Иштар в аккадской традиции). С крыльями на которых барельефах изображен Бог Нинурта (это уже более поздний ассирийский период, XII – VII века до н.э.).

При этом «шеду» были мужского пола, а «ламмасу» женского, но и те и другие в ассирийской традиции изображаюсь с бородатыми мужскими головами [а что может у них тестостерон высокий?]

Однако от человека у них была только голова, а тело было быка или льва. При этом те, что с телом быка – это «шеду», а с телом льва – «ламмасу» (отличить их можно только по копытам или кончикам лап). И те и другие имели (в комплектации) еще и пару здоровых орлиных крыльев.

Шеду и ламмасу – это младшие божества (или демоны; в ранних политеистических религиях не было четкого подразделения и противопоставления между богами и демонами) в ассирийский период являвшиеся персональными хранителями и защитниками отдельных людей или домов. Впрочем, можно было и потерять расположение и защиту своего персонального шеду или ламмасу. Он (или она) могут рассердиться или оскорбиться в случае лишней наглости или надоедливости людей. Могут не простить небрежение или нарушение законов.

В общем, в отличие от ангелов-хранителей, их поведение выглядит более естественным.