Нижегородский театр «Вера» вновь обратился к пьесе «Вишневый сад», поставив спектакль об утрате (глобального и частного) в жизни каждого из нас. Стильная премьера наполнена ностальгической лирикой, но не лишена комедийной составляющей.
По определению художественного руководителя театра Веры Александровны Горшковой, знаковая постановка 1993 года режиссера Ефима Табачникова, в память о котором создана нынешняя премьера, была спектаклем-реквиемом. В ситуации тех лет, вся Россия стала таким «вишневым садом», распроданным и поделенным новыми Лопахиными на участки, ради получения прибыли. Прошло более 15 лет с последнего показа той версии, значительно изменилась труппа, да и само здание преобразилось, и в театре решили вернуться к драматургии А.П. Чехова, пригласив для постановки молодого талантливого режиссера Дениса Скоротягина и его команду из Москвы.
– Первый акт – это комедия, наполненная музыкой, с бешеным ритмом и драматизмом. Кажется, что все будет замечательно, что вишневый сад никогда не будет вырублен, – объяснил свой замысел режиссер. – Это такое очень веселое прощание с детством и домом. Может быть, поэтому во втором акте становится так грустно, и вместо комедии входит трагедия. Люди прощаются со своим домом, но не со своим прошлым, которое остается внутри навсегда.
Параллели и пересечения.
Постоянные зрители театра наверняка найдут знакомые детали в костюмах из предыдущего спектакля и узнают исполнителей, появившихся в новой постановке. Словно в эстафете времени, пройдя с персонажами жизненный цикл, те же актеры играют новые роли, соответствующего им возраста, наполнив содержание дополнительными смыслами. Так «вечный студент», с некогда прогрессивными идеями, стал смешным ретроградом Фирсом (Андрей Логинов), прежде юная героиня повторила путь матери (Татьяна Каурова), встретившись с ее призраком в воспоминаниях, а полюбившая лакея наивная служанка, мама Яши (Нататья Петенева), теперь не нужна сыну – такому же прохвосту, как и его отец.
Даже центральная декорация – многоуважаемый шкаф, вернулся к нам, но в измененной перспективой, трапециевидной форме. Он превращается в сцену, в прологе, с неожиданными параллелями к чеховской «Чайке», где у озера молодая Раневская играет «декадентскую пьесу», а затем случилась трагедия с ее сыном, маленьким Гришей. На фоне огромного генеалогического древа семьи, с портретами предков, проходит их жизнь, с надеждой на лучшее, в сопровождении маленького домашнего оркестра в начале и пустотой от расставания – в финале. Они попрощались с детством и беззаботной жизнью, с домом и садом, чтобы начать новый путь.
Художник спектакля – Любовь Мошкова нашла оригинальное решение для спектакля в стиле минимализма. Практически в фотографическом монохроме, где присутствуют черный и белый цвет, и их производный – серый, появляются вкрапления винного бордового. Он стал символом чувственной любви и пьянящего беззаботного настроения. Костюмы стилизованы под винтаж, но элегантные и современные – этот деликатный штрих не вызывает временного диссонанса. Дополняет визуальную иллюзию параллельных пространств художник по свету Антон Литвинов, когда акцентирует внимание, подсвечивая важные детали на авансцене и за полупрозрачным задником.
Немаловажно и музыкальное оформление (фоновая музыка и романсы) – часть из него за авторством режиссера Дениса Скоротягина. А особый «парижский» стиль придает постановке мелодия «Je Suis Malade», созвучная вечно непростым отношениям между мужчиной и женщиной.
Многогранные образы.
Для актрисы Александры Трушкиной роль Раневской большая и знаковая, и, помимо творческого роста, помогла зрителям увидеть знакомый сюжет с новой стороны. Проживая эмоциональный монолог о значимости сада, она выходит в зал, за рамки сцены, и, казалось, говорит словами Чехова о театре-доме, пережившем пять лет неопределенности. На время реконструкции, когда судьба коллектива зависела от властей, все ждали решения, как после аукциона по продаже имения. К счастью, в реальности ситуация с Гаевым (Алексей Ганюшин) не повторилась.
За обаятельный юмор в спектакле отвечает пара слуг: Яша (Андрей Хозяев) и Дуняша (Мария Попова). Вторят им несчастливый Епиходов (Алексей Тулупов) и помещик Пищик (Алексей Степанушкин). Гротеск и лукавый азарт клоунессы Шарлотты Ивановны (Мария Тулупова) сменяется разочарованием и смирением ближе к финалу. Но нет никаких сомнений в правильности своего выбора у другой пары: Петя (Денис Зиненко) и Аня (первая самостоятельная роль для Александры Бухаловой) точно знают, что их ждет светлое будущее, где счастье – в труде.
Недосказанность в отношениях прагматичного нувориши Лопахина (Дмитрий Суханов) и сдерживающей любовь и нежность Вари (Мария Каддо) приводит к личной драме. Почему не сложилось у них? Быть может, потому что не получается в сердечных делах действовать так же решительно, как в выгодных сделках.
Вместо грустной участи Фирса, в эпилоге, постановка подарила ушедшим персонажам надежду на иной светлый мир, где они обретут, если не счастье, то покой в своем любимом пристанище искренности, тепла и доброты. (16+)
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром.
]]>