Найти в Дзене
ИНОСМИ

«Беспомощность». Европейцы столкнулись со сложной дилеммой. Всю воинственность как рукой сняло

Оглавление
   © Фото : Belgian combat camera team / Corporal-chef Sedeyn Ritchie
© Фото : Belgian combat camera team / Corporal-chef Sedeyn Ritchie

Neue Zürcher Zeitung | Швейцария

Уничтожать неизвестные дроны около европейских аэропортов оказалось не так легко, пишет NZZ. Фактически власти и армия расписались в полной беспомощности. При всем обилии известных средств борьбы с БПЛА "грозные" европейцы не могут решиться их применить.

Сиан Йохем (Cian Jochem), Ян Людвиг (Jan Ludwig), Лукас Медер (Lukas Mäder)

В Европе аэропорты вынуждены были останавливать работу из-за дронов. Почему службы безопасности просто не сбивают летательные аппараты? Потому что это далеко не так легко.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Власти реагировали с заметной беспомощностью. Когда над аэропортом Копенгагена недавно кружили несколько дронов, у ответственных лиц не осталось иного выхода, кроме как полностью приостановить работу на несколько часов. Копенгаген не единичный случай. В течение нескольких дней беспилотники появлялись над аэропортами и военными базами в Дании. Позднее похожие инциденты зафиксировали и в Мюнхене. Противостоять этому силам безопасности фактически не удается.

Почему же не стреляют по дронам, летающим над аэропортами или другими критически важными объектами? И как власти могут остановить такие полеты, если не с применением оружия? Вопросы справедливы: ведь существуют системы, способные эффективно сбивать дроны в воздухе. Например, немецкий зенитный танк Gepard, выведенный из эксплуатации бундесвером, сейчас стал одним из самых востребованных средств противодействия на Украине.

"Россия возродилась". Запад пришел в ужас от того, чему Москва научилась в конфликте на Украине

Более современными являются комплексы вроде Skyranger немецкой компании Rheinmetall, разработанные швейцарским подразделением компании в Эриконе. Скорострельная пушка выпускает до 20 патронов в секунду; каждый патрон по размеру примерно как бутылка пива. Но дело не только в темпе стрельбы. Особенность — в так называемых airburst-боеприпасах ("воздушный подрыв"): эти снаряды разлетаются в воздухе и разносят по траектории движения дрона крошечные поражающие элементы, пробивающие корпус. Облако вольфрамовых частиц должно справляться даже с мелкими аппаратами.

Помимо скорострельной пушки, для датской армии планируется оснастить Skyranger ракетами "земля-воздух", чтобы поражать цели на удалении. Дания заказала более десятка таких комплексов, но поставки ожидаются только в 2027–2028 годах. Бундесвер планирует закупить 600 Skyranger в ближайшие пять лет.

В среднесрочной перспективе военных решений для противодействия дронам вполне достаточно. Однако решение нужно сейчас. Аэропорты — гражданские и крайне уязвимые объекты. Там находятся тысячи людей в самолетах и в стеклянных терминалах, по перрону курсируют топливозаправщики и автобусы. Один ошибочно выпущенный боеприпас может нанести куда больший ущерб, чем мелкий беспилотник. Маленькие поражающие элементы airburst хоть и мелкие, но пробивают тонкий металл — для человека такое облако вольфрамовых частиц было бы смертельно. В этой связи пулеметы и ракеты применимы для защиты военного лагеря, но не гражданского аэропорта, по крайней мере в мирное время.

Тем важнее иметь системы раннего обнаружения, позволяющие оценить угрозу. Во многих местах полеты маленьких квадрокоптеров сами по себе не представляют военной опасности. В аэропортах другое дело: даже небольшой беспилотник способен создать риск для самолетов, из-за чего движение прекращают в целях безопасности. Приоритет служб — перехватить аппарат и найти оператора, даже если тот просто запускает игрушку на день рождения. Опыт показал, насколько это трудно.

Хобби-операторы могут купить легкие квадрокоптеры за небольшие деньги; более крупные аппараты весят несколько килограммов и, как показал конфликт на Украине, способны нести взрывчатку. Следовательно, набор средств защиты должен быть многоуровневым.

Некоторые системы обнаружения опираются на оптические камеры: они видят дрон на расстоянии более километра. В лесистой или гористой местности оптическая детекция ограничена. Дроны можно определять и по звуку: Украина, по данным канала The War Zone, использует для этого несколько тысяч микрофонов, распределенных по территории. С применением искусственного интеллекта различают отдельные аудиоподписи дронов: жужжание маленького квадрокоптера, шум военного "Шахеда" или далекий "газонокосильщик".

Еще важнее — радиолокация и радиопеленгация. Чтобы покрыть территорию размером с аэропорт, требуется несколько антенных пеленгаторов. Если три станции зарегистрировали аппарат, его координаты определяются довольно точно. Также быстро можно локализовать пульт управления: он "болтается" на той же частоте, что и дрон, и потому его местоположение вычисляется за считанные секунды.

Но как только дрон локализован, нужно действовать быстро: требуется человек, уполномоченный принимать оперативные решения. При необходимости выезжают подразделения, пытающиеся найти пилота, и это может занять многие решающие минуты. Быстрее было бы применять "дроны против дронов". На Украине фактически созданы лаборатории для новой эры дронов, такие технологии уже широко используются.

Есть и боевые варианты, например "дроны-дробовики", которые уничтожают враждебные аппараты. Более гражданский подход — перехватчики с сетью, используемые бундесвером. Такие аппараты метают сеть из картриджей на чужой дрон; тот попадает в мешок и затем выводится из защищаемой зоны.

Радиочастотные помехи, подмена координат, перехват управления

Чтобы противодействовать без применения оружия, службы рядом с критической инфраструктурой часто прибегают к так называемому джэммингу — подавлению сигналов. Для этого используют громоздкие передатчики, похожие на пушки. Они излучают помехи в тех же частотных диапазонах, которыми управляется дрон, — аппарат "теряет" сигналы и становится фактически бесхозным. Также можно подавлять GPS-сигнал, от которого сильно зависят коммерческие квадрокоптеры.

Обычные коммерческие дроны реагируют на подавление по-разному: зависают на месте, возвращаются к точке старта или выполняют безопасную посадку. Во всех случаях они теряют возможность продолжать миссию. Однако джэмминг не лишен побочных эффектов: в худшем сценарии он может серьезно помешать гражданскому авиасообщению.

Помимо джэмминга, в арсенале охотников за дронами— так называемый спуфинг. С помощью передатчика дрону "подсовывают" ложный GPS-сигнал. В результате аппарат оказывается в неверном месте и теряет ориентацию.

Высшая школа — перехват управления. Техническим приемом можно захватывать управление над некоторыми массовыми моделями дронов. Аппараты фактически перехватывают и принуждают к безопасной посадке в заранее заданном месте. Одно из таких устройств, выпускаемое израильской компанией D-Fend Solutions, по размеру едва больше, чем чемодан с антенной.

Ступенчатая система с разнообразными электронными средствами защиты, например, действует в аэропорту Цюриха. Ее поставила компания Swisscom. При военной атаке беспилотников вмешаться должна швейцарская армия, но у нее пока нет полного комплекса ПВО.

Россия преподала НАТО урок. "Ослепительный удар" сбил Великобританию с ног. Москве даже делать ничего не пришлось!

Дробовики и штурмовые винтовки

Квадрокоптеры — маленькие, быстрые и маневренные цели; чтобы их сбить, нужна высокая точность. Полиция и армия используют вспомогательные средства, которые повышают шанс попадания.

Во-первых, снаряды можно улучшить. На Украине применяют винтовочную амуницию, которая после выстрела рассеивает более мелкие поражающие элементы — сочетание дальности штурмовой винтовки и разлета дроби. Также разрабатывают дробь-патроны, где вместо дроби выстреливает сеть — она должна помочь против некоторых российских ударных дронов.

Однако даже самая лучшая пуля бесполезна, если стрелок не попадает. Поэтому немецкая армия использует систему помощи при прицеливании Smash. Прицел с четырехкратным увеличением и баллистическим калькулятором помогает стрелку поразить цель в движении и разрешает спуск только тогда, когда расчет показывает вероятность попадания. С ее помощью, как утверждается, дроны можно поражать на дистанции до 250 метров.

Остается риск задеть посторонних лиц. Для городских условий предлагают пластиковые боеприпасы Urban Drone Defence. Такие пули весят около одного грамма — примерно десятую часть массы обычного металлического снаряда. Благодаря малому весу у них меньше опасная зона, производитель указывает, что опасность сохраняется лишь до 400 метров. Если ему верить, это делает такую амуницию приемлемой для городской среды.

При всех юридических оговорках: пуля из винтовки не падает с неба, она летит по баллистической кривой и в редких случаях может тяжело ранить человека на расстоянии до полутора километров.

Недостаточный "болевой порог" для военной защиты

От умеренной защиты, как в аэропорту Цюриха, до открытой — как в конфликте на Украине — вариантов немало. Эксперт по дронам Ханс-Петер Штух выражает оптимизм относительно готовности европейских гражданских объектов к отражению беспилотников без вооружения. Штух многие годы работает в немецком институте Fraunhofer FKIE над технологиями противодействия беспилотникам, прежде всего невооруженным.

"В гражданском контексте я сейчас не вижу применения военных систем, — говорит Штух. — Хотя этой темой сейчас пытаются подзуживать некоторых политиков в Германии". Помимо риска побочных жертв, он отмечает еще одну проблему для аэропортов: "Если представить, что ночью в два часа там начнут греметь военные орудия — общественная поддержка будет невелика".

Как исследователь, Штух сам участвует в проектах по противодействию дронам. Он видит решение в комбинации различных средств обнаружения и поражения. Конкретная смесь будет зависеть от правовых, социальных и политических факторов, а также от общей угрозы. "Это, — подытоживает он, — всегда вопрос болезненности ситуации. Какую цель защищать, от какой угрозы и какими средствами — вот вопрос, который сегодня стоит так остро, как давно не стоял".

Оригинал статьи