Если вам нравится душещипательная романтика, когда что ни глава, то потерянные нервы из-за происходящего с героями, то вам нужна эта книга!
На обзоре "Цветы барбариса" от Стеллы Майоровой.
Матом через слово отучай меня
И глаза так смотрят отчаянно
Будто говорят: «Выручай меня»
И больше никогда не скучай по мне... - NЮ "Выручай меня"
Я могла никогда не прочитать эту историю, если бы не тикток. Я намеренно избегаю душещипательные любовные романы, которые заставляют страдать и терзаться. Мне ближе более романтичная проза, где герои не раскачивают меня на качелях из отчаяния и грусти, а налаживают контакт и планомерно двигаются к хэппи-энду. Но "барбариски" меня чем-то зацепили. К слову, думала, будет хуже: боялась, что с первых глав стану грустить от происходящего. Но нет.
Сюжет довольно бодрый. Я достаточно много смеялась и прикалывалась как с героями, так и над ними. Запомнилась шутка, когда Варя сказала Роме, что она его толком не знает, а он ей: "Что ты хочешь знать? Пароль от госуслуг?"
И только одна глава заставила расплакаться: "Я, бать, облажался". Короче, я это к тому, что книга держит в тонусе и хочется читать все дальше и дальше, но для меня она не настолько слезливая, как я предполагала.
Лиричность происходящего
В начале книги есть плейлист: слушать его или нет – дело ваше (я не слушала, но знаю оттуда пару песен). Однако я считаю, что "Цветы барбариса" – это воплощение лирики одного из моих любимых исполнителей – NЮ. Клянусь вам, если хорошо знать, о чем он поет, то будто писали по его стихам или ими вдохновлялись. А вообще многие главы предваряет какая-нибудь цитата, чего я уже давно не видела в книгах – сразу повеяло ностальгией по старым временам, когда все использовали какие-нибудь эпиграфы. Эх, классные времена были.
А еще название каждой главы обязательно отыгрывается в тексте, отчего, читая, я постоянно гадала, кто же и по какому случаю эту фразу скажет. Также С.Майорова использовала по ходу отсылки к предыдущим событиям. Мне понравилось, как в начале книги Ромы думает про себя: "Залечу их [ссадины Вари] все", а ближе к концу романа эту же фразу ему говорит Варя.
Они дураки, но живые
Герои – вообще отдельная тема.
Какими бы вы их ни считали, равнодушными не останетесь. У меня любимым персонажем осталась Варвара. С самого начала именно ее главы цепляли сильнее, и как персонаж она оказалась мне ближе по размышлениям, чем Рома. К Роме у меня противоречивые чувства. Точно не мужчина моей мечты. Но если вы мне скажете, что таких не бывает, я рассмеюсь вам в лицо.
Главное, что к концу они сделали кучу шагов вперед. И друг к другу, и в росте над собой. Варвара отбросила флер образа Барбары, а Рома... что ж, у Ромы было свое наказание, но в конце он наконец-то думал не о себе и своих чувствах, а о Варе. Всю дорогу он рвался к ней, потому что подыхал без нее, а в конце, – конечно, ввиду определенных обстоятельств, – поставил Варю во главу угла и готов был отказаться, лишь бы она была счастлива.
Рост Ромы выдался особенно красочным, ведь в самом начале он возмутил меня фразой: "Я хочу, чтобы тебе было больной со мной", потому что так он ощущал искренность своих чувств. В боли он видел истинность любви. А в конце он говорит другое: "Я любил ее так сильно, что готов был терпеливо гнить здесь, только бы не втягивать ее в этот ад".
Герои мучили не только меня, но и друг друга на протяжении всей книги. Возможно, именно поэтому их история кажется мне такой настоящей. Люди причиняют боль друг другу, когда любят. Люди ошибаются и разносят свои и чужие жизни, когда не верят, что могут быть любимыми. Потому сравнение с барбарисом невероятно чутко передает их характеры и отношения. Цветут красиво, но стоит прикоснуться – будет больно.
А, да, там же любовный треугольник... Ребят, давайте так: мне Яну не жаль, хотя, по факту, именно она – пострадавшая от действий Вари и Ромы (в особенности от него) сторона. Такой сорняк еще надо поискать!
Что еще хочу отметить?
Слог, в целом, мне понравился, но в середине, на мой вкус, было чересчур много односложных и неполных предложений, мне прямо тяжело было читать. Ощущение, что каждое слово тебя тормозит, акцентируя внимание на чем-то своем. А вот от длинных предложений я кайфовала. Особенно от метафоричности и образности некоторых. Например: "Он яростно обрушил на меня свои губы". Ну мед! И разница того, как думают и разговаривают Рома и Варя, тоже очень порадовала. Буквально две вселенные, думы которых занимают в корне разные (даже не то, что противоположные, а совершенно никак не пересекающиеся) вещи, но если присмотреться, они так похожи, что диву даешься.
Отдельный реверанс описаниям механического устройства машин. Не знаю, насколько там все правдиво – я-то не разбираюсь, – но вериться легко. Так тонко описать, насколько в голове у Ромы шестеренки и болты, – стоит отдельного труда.
Хэппи-энд как бы есть, но как бы и нет
Я объясню. История заканчивается на доброй ноте, но мы ведь знаем, как обстоят дела у людей с судимостью, да? Вот и я взгрустнула... Это еще и на фоне того, что эпилог непростительно короткий, хотелось, конечно, чуточку побольше узнать об их первой встрече спустя годы разлуки.
"Цветы барбариса" – это история о том, как предрассудки и наши собственные убеждения могут вести нас кривой дорогой.
Варя считала, что не достойна любви, а потому и не искала ее, считала Рому слишком хорошим для себя, не подозревая насколько они похожи.
Рома погряз в чувстве вины и ответственности за близких людей. Ставил их счастье выше своего, а в итоге падал на дно и тащил остальных за собой.
История о том, что всегда нужно решать только за себя: за свои поступки, свои чувства и мысли, не дорисовывать за другого его половину холста, не жить домыслами. Нужно разговаривать и бороться за то, что важно тебе. (Легко сказать – сложно сделать, знаю).
Подытожим
- Остросюжетный любовный роман, заставляющий верить, что даже ото дна всегда можно оттолкнуться.
- Реалистичные, порой до противного настоящие герои, за которыми интересно наблюдать.
- Классный слог, цепляющий с первых страниц.
- Необычный сюжет, похожий на серпантин: куча поворотов, возвращений назад, но эта дорога непременно приведет вас к цели.
Испытавшая смешанные чувства
Ваша Ева