Такой вопрос, с разными интонациями и по разным поводам мне задают нередко. И действительно, читая споры в социальных сетях, можно обнаружить — большая часть из них сводится к попыткам объяснить какому-то товарищу (или целой группе) того простого факта, что пересказывание чужих глупостей, даже высказанных когда-то официально и с высоких трибун, не следует считать непреложной истиной.
Как мне кажется, самый лучший способ доведение такой дискуссии до логического конца — это сведение её к конкретике. К конкретике в цифрах, датах, месте и прочем. Поскольку любая из множества выдумок, коими наша история просто переполнена, всегда содержит нестыковки и противоречия, которые не так трудно найти. Достаточно лишь что-то конкретизировать.
Давайте попробуем на примерах. Возьмём тот же миф про 28 панфиловцев, в который, несмотря на полную абсурдность и наличие официальных опровержений, многие до сих пор верят. Попросите этих «верующих» привести хоть один советский документ датированный тем днём, в котором упоминается два десятка подбитых немецких танков. Даже не взводом, даже не полком, даже не дивизией. Хотя бы армией. Всё-таки это не рядовое явление — больше десятка подбитых танков в одном бою. Если бы оно было рядовым, про него бы не стали писать в газете. А если это выдающийся случай, то уж не только в штабе дивизии о нём знали, но и в штабе армии. Не может же быть такого, что командир дивизии не знает, командир полка ничего не знает, а журналист всё выяснил. Каким образом? Почему за несколько десятков лет послевоенных, и памятник поставили, и улицы с площадями называли, и фильмы снимали, а ни одного документа про столь выдающееся событие нет?
Собственно, аналогичный вопрос можно задавать про любой миф. И как только вы такие вопросы начинаете задавать, вашему оппоненту станет нечего ответить.
Регулярно я читаю выдумку о том, как мудрый товарищ Сталин, которого Рихард Зорге вовремя предупредил, что Япония в войну не вступит, сразу приказал перебросить с Дальнего Востока 26 кадровых дивизий, и эти дивизии спасли Москву. Какой вопрос сразу стоит задать повторяющим эту историю? Правильно, я сразу прошу назвать хотя бы три-четыре таких дивизии. А если смогут назвать хотя бы две, то задаю следующий вопрос — что такого выдающегося эти дивизии совершили, что могло отразиться на результатах боевых действий? И вопрос совсем не сложный, кстати, на него легко ответить. Если сначала поискать в интернете, то любой поиск даст вам максимум 3-4 номера таких дивизий. А для того, чтобы взять боевое расписание РККА и посмотреть, сколько дивизий переброшено с Дальнего Востока и куда они направлены, понадобиться менее получаса. После чего глупые фантазии в голову лезть перестанут. Если там, конечно, есть ум.
Буквально недавно мне опять начали рассказывать сравнительно недавно возникшую байку и том, как французская дивизия СС защищала до последнего Рейхстаг, а всего на стороне Гитлера воевал целый миллион французов. То есть намного больше чем в «Свободной Франции». Почему-то у нас отдельные товарищи сильно невзлюбили французов и свою фантазию стали направлять именно на участие граждан Франции в войне на стороне Третьего Рейха. По поводу дивизии СС конкретно, проще всего посмотреть даты её недолгого существования, которое прекратилось много раньше, чем пал Рейхстаг. Но в целом же, вопрос, конечно, посложнее предыдущего и требует некоторых усилий в поиске информации. Однако тоже относительно быстро можно найти весьма подробные данные и французских гражданах, которые служили в Вермахте и СС, в полиции и разных военизированных структурах, а также и полувоенных частей, занимавшихся строительством, обслуживанием и т.д. И насколько число тех, кто реально воевал, окажется неожиданно маленьким, да ещё и выяснится, что эти «французы» оказывались русскими или испанскими эмигрантами, жителями солнечной Африки и самым разным сбродом со всего мира. Равно как и число тех, кого можно записать в работе на Третий Рейх будет неожиданно большим — миллионом, конечно, и не пахнет, но не одну и не две сотни тысяч насчитать можно.
Вот так начнёшь приводить примеры для наглядности, и не остановиться. Но надеюсь, что суть изложить получилось. Давите в спорах на конкретику — цифры, даты, названия и пр.
Вот для примера: