Найти в Дзене
Испанский с солью

Испанское кино: Tierra baja (2025)

Наверное, я бы не посмотрела этот фильм, если бы не Айтана Санчес-Хихон. Есть несколько испанских актрис и актеров, из-за или ради которых я смотрю (ну хорошо, стараюсь смотреть) всё, где они появляются - Анхела Молина, Пепе Сакристан, Кармен Мачи, Асьер Эчеандиа, Ициар Итуньо, Педро Касабланк. И Айтана Санчес-Хихон, сыгравшая в фильме режиссера Мигеля Сантесмасаса главную роль. Из-за неё я его посмотрела, и не только посмотрела, но и посоветовала посмотреть тем своими знакомым, которые готовы положиться на мой киновкус. Нельзя сказать, что Сантесмасас снял шедевр, но получилась совершенно замечательная штука. Единственный вариант перевода на русский названия Tierra baja, который мне попался на глаза, - Долина. Не совсем точно (с другой стороны, какая уж точность в переводе названий фильмов), но вполне подойдёт. Дословно - Нижняя земля (или Нижние земли), но это ни о чем не говорит русскому зрителю. Так что пусть будет Долина. Кармен (Айтана Санчес-Хихон), столичная сценаристка с

Наверное, я бы не посмотрела этот фильм, если бы не Айтана Санчес-Хихон.

Есть несколько испанских актрис и актеров, из-за или ради которых я смотрю (ну хорошо, стараюсь смотреть) всё, где они появляются - Анхела Молина, Пепе Сакристан, Кармен Мачи, Асьер Эчеандиа, Ициар Итуньо, Педро Касабланк.

И Айтана Санчес-Хихон, сыгравшая в фильме режиссера Мигеля Сантесмасаса главную роль.

Из-за неё я его посмотрела, и не только посмотрела, но и посоветовала посмотреть тем своими знакомым, которые готовы положиться на мой киновкус. Нельзя сказать, что Сантесмасас снял шедевр, но получилась совершенно замечательная штука.

Единственный вариант перевода на русский названия Tierra baja, который мне попался на глаза, - Долина. Не совсем точно (с другой стороны, какая уж точность в переводе названий фильмов), но вполне подойдёт. Дословно - Нижняя земля (или Нижние земли), но это ни о чем не говорит русскому зрителю. Так что пусть будет Долина.

Кармен (Айтана Санчес-Хихон), столичная сценаристка с блестящей карьерой, бросив весь это блеск, приезжает в глушь, в старый семейный дом, на оливковую ферму (если такое словосочетание возможно по-русски) своей бабушки. Сюжет и камера движутся элегично, размеренно и неторопливо.

От своего дома, стоящего на возвышенности и на отшибе, Кармен спускается в поселок (или маленький городок - el pueblo), заходит в магазинчик, покупает йогурт (кажется), помидоры (точно; их сперва обсуждают), багет (pan de barra по-испански). С продавщицей Кармен много лет знакома, они перебрасываются несколькими репликами по житейской надобности (про эти помидоры, в частности), Кармен уже почти выходит, но та её окликает: тебе тут почтальон оставил. Кармен берёт открытку и бросает в сумку.

Дома достаёт, читает, рвёт пополам, потом складывает вместе обрывки, и мы видим:

-2

Yo nunca te olvidé. No me olvides tú a mí - Я никогда не забывал тебя. Не забудь и ты меня.

А потом он приезжает, автор открытки, продюсер Эдуардо Льянос (Пере Аркильюэ), у которого с Кармен давным-давно была любовь, но не сложилось, расстались, и вот теперь он приезжает к ней в эту оливковую глушь и просит помочь со сценарием нового фильма; Кармен отказывается (hace años que no escribo ni la lista de la compra, говорит она до этого двоюродной сестре, за несколько лет я не написала даже списка продуктов), но потом отвечает, что попробует, но е обещает ничего ...

А потом повествование совершает поворот, который я не хочу рассказывать, потому что это будет абсолютный спойлер и он начисто испортит восприятие фильма.

И еще в этом фильме есть кое-что специальное для изучающих язык: его нельзя понять "по картинке", т.е. когда вы понимаете приблизительно, а изображение дорисовывает остальное. Тут не проходит такой фокус, потому что ключевой момент - именно в разговоре, после которого для нас на экране начинается другая история.

Тут трейлер и по хештегу #tierra_baja еще небольшой фрагмент

-3

Все 96 минут Мигель Сантесмасес управляет внимание зрителя, постепенно разворачивая и углубляя сюжет. Айтана Санчес-Хихон невероятно естественна и органична в каждом жесте, движении и реплике (на её крупных планах выстроена значительная часть визуального ряда). И играющий с ней в паре Пере Аркильюэ не уступает в органичности.

Во многих сценах актёры как будто позируют для постановочной фотографии, но это не кажется нарочитым, а естественно укладывается в сюжет.

Вообще естественность и органичность отличают творческий метод всей команды: соавтора сценария Анхелес Гонсалес Синде, оператора Альберто Парехи и композитора Алехандро Романа.

-4

-5

-6

-7

-8

-9