Найти в Дзене
МОТОМИР.РФ

Есть ли альтернатива китайским мотоциклам.

Оглавление

Заголовок этой статьи конечно можно продолжить, есть ли альтернатива китайским мотоциклам, автомобилям, телефонам, одежде, детским игрушкам.... Действительно, куда ни глянь - кругом китайские товары. На рынке мототехники это заметно еще больше. В России подавляющее большинство новых мотоциклов в продаже - китайского производства, об объемах этих продаж мы говорили в другой публикации. Производство мотоциклов, мопедов, скутеров, квадроциклов в нашей стране - в целом дело мало прибыльное и очень рискованное, в любой момент резко изменившиеся обстоятельства внешней среды - курс доллара и цены на ресурсы, законодательство, конкуренция, легко поставят крест на таком производстве. Это понимают предприниматели, у которых возникает идея побороться с огромной машиной китайского мотопрома за долю на рынке. Но это понимают и предприниматели в этой сфере и в других странах, в которых ситуация для мотопроизводства не более привлекательна, чем в России. Поэтому бесконечные контейнеры с китайскими мотоциклами плывут на все континенты - в Северную и Южную Америку, Африку, Европу и Азию, в Австралию. Географию экспорта китайской мототехники и ее масштабы можно ценить по этой же публикации. Какие же альтернативы китайской мототехнике есть на сегодня:

Индийская мототехника.

Если говорить о массовом рынке, то есть недорогих моделях, доступных для массового покупателя, то это такие производители как HERO, TVS, BAJAJ. Есть конечно и ROYAL ENFIELD, представленный и в России, но это уже из разряда намного подороже. Есть рынки, на которых индийская мототехника победила китайскую, в первую очередь это некоторые страны Африки, но в целом, общая география рынков сбыта все равно за китайскими производителями.

TVS HLX 150X
TVS HLX 150X

Преимущества индийской техники - выше качество, надежность, сервис - система after sales по типу автомобильной (на крупных рынках), то есть стандарты послепродажного обслуживания. Недостатки индийской мототехники - индийские производители это крупные индустриальные гиганты, опирающиеся на огромный индийский рынок, в котором они имеют большие доли и гарантированные объемы сбыта, это определяет бюрократическую систему управления, неповоротливость, отсутствие гибкости. Небольшой модельный ряд, отсутствие возможности гибкой настройки спецификаций под конкретный рынок сбыта - хотите модель типа BAJAJ BOXER 150X или TVS 150X с двигателем 250 или 300 кубов - это не возможно, слишком малый объем рынка, недорогой "Эндурик" на 250-300 кубов - в Индии его никто делать не будет, по крайней мере, пока, хотите даже просто тахометр в те же модели BOXER 150X или TVS 150X - никто ради российского рынка не будет менять панель приборов. Не хотите покупать - не надо, индийским производителям в крайнем случае хватит и огромного индийского рынка, на котором они более-менее защищены от конкуренции с китайцами, государством. Поэтому пока, индийским производителям интересны главным образом большие рынки сбыта, то есть страны с жарким климатом, большим и небогатым населением. Увы, это не Россия, здесь хоть и представлены BAJAJ, TVS, ROYAL ENFIELD, но даже их суммарные продажи это капля в море в сравнении с продажами китайской мототехники на нашем рынке. И ближайшие перспективы - без особых изменений.

Большая японская четверка - HONDA, YAMAHA, SUZUKI, KAWASAKI.

HONDA - по прежнему самый крупный производитель мототехники в мире, что касается количества. Остальные японские гиганты - тоже мульти-миллионники, что касается ежегодных тиражей. Они, в отличие от индийцев, опираются не на внутренний рынок, а на крупные внешние рынки, где у них есть миллионные производства - в Китае например это заводы SUNDIRO HONDA, WUYANG HONDA, в Индии HONDA разделила модельный ряд самого крупного производства, которое раньше называлось HERO-HONDA на модели HERO и модели HONDA. Аналогично и у других японских производителей. Плюсы и минусы примерно те же, что и у индийской мототехники. Плюсы это известный бренд с историей и доверием, высокое качество и надежность, aftersales. Минусы - опять же ограниченный модельный ряд и спецификации, бюрократическая система управления (это не минус, это скорее ограничение). У крупных компаний есть своя стратегия, которая, как правило, направлена на обеспечение конкурентоспособности на самых крупных рынки сбыта. Но количество таких компаний ограничено, единично. У китайцев же - сотни компаний, крупных миллионников, таких как HAOJUE, ZONGSHEN, YADEA, LIFAN, LONCIN, средних "стотысячников" типа SHINERAY, ZONTES, DAYANG, DAYUN, YINXIANG, и множество "десятитысячников" и "тысячников". Каждая из этих компаний - со своей стратегией, каждая конкурирует за свой рынок. Для многих достаточно и небольшого кусочка пирога. Проще говоря, для китайцев практически не бывает не интересных рынков, найдутся китайские производители любого калибра, которые заберут себе даже маленький рынок. А если забрали - то отобрать его уже будет очень сложно, китайские производители быстро приспосабливаются.

Скутеры SUNDIRO HONDA
Скутеры SUNDIRO HONDA

Европейские производители.

Из крупных европейских производителей, если говорить о массовом рынке доступных по цене моделей, на сегодня можно отметить разве что концерн PIAGGIO со всеми его брендами (VESPA, PIAGGIO и другие), и австрийский KTM. Но их постоянно лихорадит, многие модели и комплектующие производятся в Китае и других азиатских странах, и периодически возникают новости о перспективах их приобретения тем или иным китайским или индийским промышленным гигантом. Ну а из России они уже ушли по причине известных событий, и хоть и есть в продаже, но речь скорее идет о параллельном импорте.

Бренды концерна PIAGGIO
Бренды концерна PIAGGIO

Вот в общем то и все, других производителей нет. Поэтому на сегодняшний день альтернатив китайской мототехнике, особенно что касается массового сегмента, то есть дешевых мопедов, скутеров, мотоциклов, квадроциклов, которые может себе позволить обычный человек, по сути - нет. Нет альтернатив - по другому говоря, это значит ее просто некому больше производить с нужными для рынка параметрами. Это касается не только России, но и большинства стран мира, в которых мототехника не производится. Ну а там где производится, как например в Китае, Индии, и в первую очередь в странах с жарким климатом и большим населением, покупатели пока могут выбирать, поскольку желающих конкурировать за большой рынок - побольше.