Найти в Дзене
Мешочек золота

Ваш мозг сломан (и ваша зона комфорта убивает вас)

Оглавление

Ваш мозг — это машина по обнаружению опасностей, работающая под управлением программного обеспечения каменного века в мире, где самой большой угрозой для вашего дня является медленный Wi-Fi.

Подсказка DALL-E от Маркуса Боландера
Подсказка DALL-E от Маркуса Боландера

Когда мы лежим на пляже, мы могли бы видеть цветы, разбивающиеся о берег волны, чаек, жалующихся на украденную картошку фри. Но вместо этого мы видим ползающую живность, собак, которые могут на нас напасть, плавники, прячущиеся в океане.

На протяжении сотен тысяч лет наш мозг формировался так, чтобы распознавать опасность.— и они в этом чертовски хороши. Мы настолько избирательны в восприятии, что можем отфильтровать миллионы фрагментов информации, сосредоточившись исключительно на критически важных для выживания.

Это становится особенно очевидно в так называемых странах первого мира. Здесь, по сути, нет никакой опасности. Ни войны, ни голода, ни повседневной борьбы за выживание. Конечно, есть бездомные и те, кто выпал из жизни, но массы живут в том, что я называю « бассейном процветания Окаванго» .

Я придумал это название после просмотра документального фильма «Живая пустыня», где снимали сообщество животных в оазисе, которому просто хорошо. Они едят забродившие плоды амарулы, пьяно лежат друг на друге, несмотря на межвидовые границы, всегда сыты и почти не испытывают стресса.

То же самое происходит, когда ты не только самый быстрый сперматозоид, но и выиграл в географическую лотерею. Но наш мозг не может перемотать эволюцию на сто тысяч лет вперёд и просто выбросить всё это усвоенное поведение за борт. Вот почему мы по-прежнему сосредоточены на опасности. Это приводит к странному поведению людей, которые теперь редко сталкиваются с реальными угрозами.

Сосредоточение на стрессе, негативном опыте, «опасностях» (которые редко встречаются), драме, страданиях и порой абсурдных конфликтах — это не особенность, а ошибка эволюции . Поскольку приключения западного общества в повседневной жизни исчезающе редки, ваш мозг превращается в машину по обнаружению опасностей, реагирующую на нелепые вещи.

Вот почему между соседями вспыхивают споры из-за сетчатых заборов, которые на 5 см заходят на чужую территорию. Это приводит к чрезмерной драматизации офисных конфликтов или дорожных столкновений, которые потом обдумываются в голове днями и неделями.

Мы — биологические существа, усвоившие эволюционно сформированное поведение, например, начальники всегда должны быть высокими. Статистика показывает, что большинство начальников выше среднего роста, и да, рост практически не влияет на IQ и лишь в ограниченной степени на лидерские качества, за исключением того, что высокие люди усвоили, что часто руководят одним лишь своим внешним видом.

Женщины освоили гипергамию, потому что им нужны лучшие гены и безопасность. Исследования, проведённые в 37 культурах, показывают, что женщины неизменно ценят в потенциальных партнёрах способность зарабатывать, амбиции и социальный статус значительно выше, чем мужчины. Мужчины часто не возражают против того, чтобы женщины были ниже их в иерархии. Но все женщины ищут идеального альфа-самца, сочетающего гены здоровья и интеллекта с высокой финансовой стабильностью.

Многие разговоры проходят на этом биологическом уровне. Они не обсуждают цифры, данные и факты, а ведут статусные игры, словно два барана, бодающихся лбами. Это особенно заметно, когда иерархия кажется схожей. Тогда начинаются интеллектуальные соревнования по измерению пениса, соревнования «кто знает, кто сильнее» или конкурсы красоты.

Сколько вы знаете западных людей, не служащих в армии или полиции, которые столкнулись с серьёзной опасностью? И сколько из них превратили это в травму, которую лечат бесконечными сеансами терапии? Сколько людей, не работающих в сфере безопасности, регулярно попадают в приключения и могут регулярно использовать свой «аппарат для обнаружения опасности» между ушей?

В моём кругу общения их поразительно много, и почти у всех есть проблемы, которые на самом деле не проблемы. Потому что, когда опасности нет, мозг начинает распознавать опасности, которых нет, и становится всё более чувствительным в повседневной жизни, из-за постоянной бомбардировки в золотой клетке одними и теми же последовательностями снова и снова: просыпаюсь, долблю ленту телефона, чищу зубы, принимаю душ, одеваюсь, завтракаю, долблю ленту телефона, еду на работу с музыкой или подкастом, работаю сверхурочно или без, долблю ленту между ними, еду домой, готовлю еду, занимаюсь хобби или Netflix, играю или общаюсь, занимаюсь сексом или Pornhub, сплю и снова включаю ту же программу…

Вероятность пережить настоящие приключения во всё более тесной золотой клетке уменьшается с каждым клонированным днём, а наш мозг повышает свою чувствительность. В конце концов, он хочет распознавать опасности — это его паршивая работа. Но мы избегаем опасностей, петляя по нелепым траекториям, а потом расстраиваемся из-за громкой музыки соседа, машины, припаркованной в неположенном месте перед домом, или слишком медленного сканирования кассирши…

Когнитивный обман

Мы можем так сильно обманывать себя в рамках нашей когнитивной симуляции: безопасность, которой на самом деле не существует — нас может в любой момент оторвать от жизни астероид, цепная реакция неправильных решений, которая приведет к всемирному ядерному холокосту, чертов зомби-апокалипсис и по меньшей мере 50 абсолютно реальных сценариев, которые могут глобально отключить все — но мы так отчаянно ищем и цепляемся за «безопасность».

В нашем чертоге мысли мы притворяемся, что способны объективно что-то постичь. Однако даже самые умные представители вида Homo sapiens sapiens никогда не уверены, реально ли это или же они всего лишь мозг в банке. Всё, что вы когда-либо слышали, каждая история, каждая информация, всё, что вы усвоили, — всё это проходит через ваши фильтры, через ваше понимание, через ваши знакомые слова, их ассоциации, чувства и уникальные значения. Никто не может лично перенести свой опыт в вашу голову.

Большинство людей подавляют собственную смерть. Memento Mori – это та часть, которая забыта в современной интерпретации стоицизма, но именно она лежит в основе этой философии. Поэтому большинство людей притворяются, что живут вечно. Это одна из причин, по которой бесконечное повторение не вызывает активного сожаления. Это относится не только к описанному ежедневному циклу, но и особенно к дружбе, которая всегда протекает одинаково, к отпускам, которые больше похожи на рутину, чем на приключения, к праздникам, которые не дают свободы случаю, но тщательно спланированы.

В чем моя точка зрения?

Что этот когнитивный опыт — всего лишь дешёвая игра. Почти никто больше не осмеливается играть в настоящую игру. Страх сформировал массы. Поведение, направленное на избегание, борьбу или, по крайней мере, сдерживание этого удава, который душит вас насмерть, маскируясь под зону комфорта, социально объявлено токсичным. Так что, использование биологической жизни, загрузка мозга распознаванием реальных опасностей и поиском решений, создание воспоминаний, прочно закреплённых в долговременной памяти благодаря эмоциональной связи с реальным пережитым моментом, — это что, должно быть токсичным???

Токсичнее всего относиться к жизни как к череде бессмысленных дней, постоянно зацикливаться на прошлом с ностальгией или думать только о будущем с нетерпением и мечтами. Единственная настоящая жизнь — это сейчас, сейчас, в этот самый момент, когда вы читаете это, делаете глубокий вдох, смотрите вдаль и имеете возможность сделать практически всё, что угодно. Вы принимаете решение, превращаете себя в опыт и наслаждаетесь им в потоке, в моменте, и становитесь частью жизни.

Какое приключение выберете вы?

Ссылки

Генеральный директор – Хайт Адамс, Келохарью и Кнюпфер (2018 г.)
www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0304405X1830182X

Гипергамия Дэвид Басс 1989 https://www.cambridge.org/core/journals/behavioral-and-brain-sciences/article/sex-differences-in-human-mate-preferences-evolutionary-hypotheses-tested-in-37-cultures/0E112ACEB2E7BC877805E3AC11ABC889

Концепт Крип Хаслам 2016 https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1047840X.2016.1082418