Найти в Дзене

Что такое неканонические книги Ветхого Завета?

Если вы держали в руках полную православную Библию, то могли обратить внимание, что в Ветхом Завете, рядом с известными книгами вроде Бытия или Псалтири, есть и другие — например, Товита, Иудифи или Маккавейские. Это так называемые неканонические книги. Давайте разберёмся, что это значит, почему они вошли в Библию и в чём заключается их уникальная ценность. В чём их особенность и статус? Статус канонических книг (таких как книги пророка Исаии или Притчи) ясен – они признаны богодухновенными, то есть написанными по прямому вдохновению от Бога. Статус же неканонических книг определить немного сложнее. Как писал ещё в XIX веке архимандрит Михаил (Лузин, будущий епископ Рязанский), эти книги, «будучи прибавлены к составу священных еврейских книг, не поставлялись наравне с ними по их достоинству, не заключались в самом составе книг богодухновенных. В христианской Церкви они удержаны при составе книг ветхозаветных, как особенно полезные, добрые, церковные, но не богодухновенные» [Михаи

Если вы держали в руках полную православную Библию, то могли обратить внимание, что в Ветхом Завете, рядом с известными книгами вроде Бытия или Псалтири, есть и другие — например, Товита, Иудифи или Маккавейские. Это так называемые неканонические книги. Давайте разберёмся, что это значит, почему они вошли в Библию и в чём заключается их уникальная ценность.

В чём их особенность и статус?

Статус канонических книг (таких как книги пророка Исаии или Притчи) ясен – они признаны богодухновенными, то есть написанными по прямому вдохновению от Бога. Статус же неканонических книг определить немного сложнее. Как писал ещё в XIX веке архимандрит Михаил (Лузин, будущий епископ Рязанский), эти книги, «будучи прибавлены к составу священных еврейских книг, не поставлялись наравне с ними по их достоинству, не заключались в самом составе книг богодухновенных. В христианской Церкви они удержаны при составе книг ветхозаветных, как особенно полезные, добрые, церковные, но не богодухновенные» [Михаил (Лузин), архим. Библейский канон... // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1872. кн. 3. С. 152].

Проще говоря, Церковь отделяет их от основного состава канона, но при этом ценит настолько высоко, что включает в состав Библии и Богослужение, признавая их стоящими выше всех прочих небогодухновенных книг. Если проводить аналогию, то канонические книги — это утверждённая основа, обязательная к чтению и исполнению, а неканонические — очень ценное и рекомендованное дополнение к ней, одобренное самой Церковью.

Откуда же взялись эти книги?

Возникли они в основном в период Второго Храма. Евреи, жившие как в Палестине, так и в рассеянии, создавали тексты на актуальные богословские темы. Сквозь многие из этих книг красной нитью проходит мучительный вопрос: почему страдает богоизбранный народ? Ответ на него авторы видели в Завете с Богом: лишение независимости и рассеяние — это страшное, но заслуженное наказание за нарушение верности Богу и Его закону. Однако это наказание — не окончательный приговор. Авторы стремились показать, что бедствия — лишь временное испытание, главное в котором — сохранить верность Богу в самых сложных условиях. Таким образом, неканонические тексты стали мостом, который соединял древние пророчества с суровой реальностью своего времени, развивая и переосмысляя богословские идеи более ранних книг.

Какие именно книги относятся к неканоническим?

В русской Библии к неканоническим относят одиннадцать книг:

1. Вторая книга Ездры

2. Книга Товита

3. Книга Иудифи

4. Книга Премудрости Соломона

5. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова

6. Послание Иеремии

7. Книга пророка Варуха

8. Первая книга Маккавейская

9. Вторая книга Маккавейская

10. Третья книга Маккавейская

11. Третья книга Ездры

Кроме того, есть неканонические вставки прямо в канонических книгах. Самые известные примеры — это истории из книги пророка Даниила: «Песнь трёх отроков» в пещи огненной, «Повесть о Сусанне» и «История о Виле и Драконе».

Чем же они ценны для нас сегодня?

В них можно найти неисчерпаемую сокровищницу мудрости — например, книги Премудрости Соломона и Сираха по глубине не уступают каноническим Притчам. Они учат высокой нравственности и мужеству, как это видно на примере подвигов Иудифи или мучеников Маккавейских. Эти тексты — важное связующее звено между Ветхим и Новым Заветами, помогающее понять, во что и как верил богоизбранный народ перед пришествием Христа. Более того, на некоторые из этих книг Церковь опирается в своих вероучительных положениях, например, о молитве за усопших (2 Мак. 12:43) или о сотворении мира «из ничего» (2 Мак. 7:28).

Интересно, что разные христианские конфессии относятся к этим книгам по-разному: католики, например, называют их «второканоническими» и считают богодухновенными, а протестанты часто называют «апокрифами» и не включают в свои издания Библии.

Так что, если вы захотите глубже погрузиться в смысл Священной истории, понять, как ветхозаветная вера переживала эпохи тяжких испытаний, и обогатить своё понимание библейской мудрости, неканонические книги Ветхого Завета — это прекрасный и очень душеполезный путь, одобренный многовековой традицией Православной Церкви.

Для тех, кто хочет подробнее и глубже изучить эту тему, прекрасным подспорьем станет учебное пособие Д.Г. Добыкина «Неканонические книги Ветхого Завета» (СПб.: Изд-во СПбПДА, 2020), материалы которого были использованы при подготовке этой публикации.