В каждом городе есть своя доминанта. Это может быть прелестный средневековый фонтан, какая - нибудь башня , скульптурная композиция , вокруг которых развивается повседневная жизнь .
Все суетятся , ходят кругами , общаются на ходу , зевают от скуки , но пути всё равно ведут ...
А может быть могучее дерево , с ветвистой кроной, не пропускающей солнечные лучи и дающей прохладу жаждущему . Дерево гордо стоит посредине площади . Вызывающе. Я бы сказала , с апломбом. Что ему до спешащей публики , вынужденной давать круг. С высоты своих лет он может только посмеиваться над татуированной молодежью, над джинсовой попсой, над туристами-зеваками.
А может философски смотреть на сгорбленную старушку с завитками в причёске или элегантного сеньора с бабочкой , идущего в булочную за любимым багетом.
Вокруг дерева в почётном карауле , в волшебном хороводе , закружились Романская башня 11 века - Башня Почитания, убежище, примитивное огороженное стеной сооружение, дворец аббата, церковь Сан-Висенте, укреплённый дом.
Все они смотрят с уважением на старый платан. А он в ореоле восторженности продолжает свой ход во времени и пространстве.
Площадь без платана была бы незаконченной картиной маслом, мольбертом с эскизом , грустно стоящим в углу. Его прекрасное тело открыто для обозрения и только крона , как элегантная шляпа , напоминает о благородстве.
Это столетнее дерево, известное как дерево Площади на протяжении своей долгой истории служило местом встреч и собраний для многих жителей деревни Llança.Платан гибридный , семейства платановых, листопадное дерево высотой 23 м, очень крепкое, элегантное и дающее обильную тень весной и летом. Традиционно это дерево широко используется в общественных местах.
Происхождение названия «Дерево Свободы» можно найти в 1789 году, во время Французской революции, когда посадка деревьев на площадях считалась символом свобод, завоёванных народом, и эта практика получила широкое распространение по всей Западной Европе.
Об этом дереве упоминается в различных документах, поскольку его несколько раз пытались уничтожить. Первая попытка была предпринята в 1872 году, когда его привязали насмерть, однако план не сработал.
В 1939 году была предпринята ещё одна попытка "нападения", когда франкистские солдаты получили от своего командования приказ сбить топорами дерево.К счастью, и местная часовня Моссен Тригас, и дерево избежали подобной беды.
Удивительно , как человеческая природа стремиться к разрушению под любым предлогом - будь это война или просто месть , и как природа устойчива к мракобесию.
В меньшей степени повезло соседу дерева Свободы , церкви Святого Винсента . В 1936–1939 годах, во время Гражданской войны, главный алтарь с барочным образом был разрушен и сожжён. В то время церковь использовалась как казарма.
А история сооружения такова. Церковь Сан-Висенте была построена между 1690 и 1730 годами. Хорошие урожаи вина и масла, а также растущее пренебрежение к романскому искусству, существовавшее в то время, стали одними из факторов, приведших к сносу древнего храма Llança — романской церкви.
Приходская церковь имеет торжественный фасад и великолепную лестницу с перилами, украшенными старинными железными пушечными ядрами. Странный декоративный элемент ? Или церковь этим хотела сказать , что мы" мирные люди , но наш бронепоезд стоит на запасном пути"?
Здание было возведено на месте старого замка-дворца аббата. При строительстве новой церкви было использовано большое количество камней из старой романской церкви.Обычная практика в те времена.
Собор имеет центральный неф прямоугольной формы с главным фасадом, на котором возвышается портик, созданный в 1760 году с чертами и особенностями стиля барокко.Главный вход представляет собой полукруглую арку, над которой находится герб Льянсы, а над ним — фигура Сан-Висенте геометрической формы.
Наиболее атрактивная часть церкви , как ни странно , элегантная лестница. Она взлетает крутизной к главному входу , кажется,воздушной , несмотря на свои габариты. Ловлю себя на мысли , что лестница "срисована" с барочной, девяносто ступенчатой Кафедрального собора в Жироне.
Площадь с деревом Свободы открывает ещё одну перспективу: Башню Почета. Центральное сооружение средневекового замка или дворца.
Главная башня выполняла важнейшие функции замка и считалась последним элементом обороны.Это единственный архитектурный элемент, сохранившийся от старой церкви Сант-Висенс, пристроенной к той же башне.Она находилась в колокольне старого прихода, построенного в XIII веке и сохранившегося за пределами окружённой стеной территории. Башня в 21 метр уступает по высотному рангу дереву Свободы. Она мудрее и старше , но центр притяжения остаётся за платаном .
Дерево обрамлено белоснежным цоколем .Как кружевным воротником.Твёрдые белые камни, которые сегодня покоятся рядом с церковью Сант-Висенс, на протяжении более ста лет окружали величественное дерево Пласа-Майор.На различных камнях изображён герб города с тремя копьями и дата: 1684.
Камни имеют мягкую и гладкую текстуру с полированной формой, изначально предназначались для сидения и отдыха под сенью дерева.
Первоначально камни были взяты из общественного колодца, существовавшего на самой Площади и позднее ставшего фонтаном.Оставшиеся от бордюра камни были положены в основу Дерева Свободы.
Прекрасный ансамбль вокруг дерева.В нём есть все атрибуты средневековой площади. Нет , кажется чего-то не хватает ... Да, именно, живописи , картинной галереи. И её мы нашли : Музей акварели .
В 1989 году , благодаря Хосе Мартинесу Лозано , открывается Музей акварели, уникальный музей в Европе, посвященный исключительно акварели.
Формирование этого пространства произошло после того, как художник передал в дар более ста своих работ. С момента своего создания проект пополнялся новыми работами как самого художника, так и других выдающихся мастеров.
Акварель — это живопись, создаваемая путём растворения пигментов в воде и гуммиарабике( гуммиарабик — это натуральная смола, или камедь, получаемая из затвердевшего сока различных видов акаций). Основа обычно на бумаге.Цветовая гамма достигается игрой слоёв прозрачности, которые невозможно исправить после нанесения. Работа кажется игривой с первого мазка кисти.
Происхождение этого искусства установить сложно. В Европе первыми, кто оценил его по достоинству, были английские пейзажисты XVIII века, а затем французские импрессионисты XIX века.
Художник Хосеп Мартинес Лосано (1923-2006), приёмный сын Льянсы, жил в тесной связи со своей территорией, ее людьми, пейзажами.
Эта связь находит отражение в его работах и наградах. В 2004 году Королевская академия изящных искусств присвоила ему звание академика.
Интересно, что его путь как художника, как и многих других соратников по профессии , сначала должен был преодолеть сопротивление семьи. Сам он объясняет это так: «Я сказал отцу: хочу стать художником. Он ответил: ну что ж, теперь ты можешь уйти из дома. Что я и сделал».
После того, как завязались его особые отношения с Эмпордой и, в частности, с городом Льянса, постоянным местом жительства акварелиста стало здание, которое сейчас известно как Casa - Estudi Martinez Lozano.
Художнику не нужно было искать натуру. Она преследовала его повсеместно . Морские пейзажи кристальной воды, застывшие в своей первозданности пляжи, рыбацкие шхуны пятнистой грядой , каменистые тропы вдоль линии береговой. В Llança кисть сама водила художником, засыпала его идеями , бередила душу , не давая заснуть по ночам.
Одинокий юноша вглядывается в морской горизонт.Лодки на приколе зовут выйти в море. А оно неспокойно , грозно. Хочется в путь , но инстинкт призывает к послушанию.Море всегда влечёт, притягивает, будоражит . Стоит только оглянуться назад и увлечённость рассыпается, оставляя след на песке , как ностальгию.
Спасибо, что дочитали до конца. Лайки и комментарии приятны автору и дают стимул для написания статей.❤️
Юлия Семибратская Волгина
Llança, Costa Brava , España
08.10.25