Найти в Дзене
Т и В делали ТВ

День десятый. Показания свидетеля защиты Константина Хабенского. Виртуальный Процесс "ПОКОЛЕНИЕ 90-Х против БАРДОВ"

День десятый. Показания свидетеля защиты Константина Хабенского.
Виртуальный Процесс "ПОКОЛЕНИЕ 90-Х против БАРДОВ" Председательствующий судья Парфенов: Доброе утро, уважаемые участники виртуального процесса. Продолжаем слушания по делу "Поколение 90-х против Бардов". Вчерашние показания Юлия Кима убедительно продемонстрировали, что бардовская песня не была пассивностью, а формой активного гражданского противостояния в условиях несвободы. Сегодня мы рассмотрим другой аспект защиты – связь бардовской этики с конкретными проявлениями человечности и социальной ответственности в наши дни. Прошу пригласить свидетеля защиты Константина Юрьевича Хабенского. Председательствующий судья Парфенов: Константин Юрьевич, здравствуйте. Рад видеть вас в нашем виртуальном суде. Вы предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний. Константин Хабенский: (Говорит спокойно, с некоторой внутренней собранностью) Здравствуйте, Леонид Геннадьевич. Да, предупреждён и готов говорить правду. Председатель

День десятый. Показания свидетеля защиты Константина Хабенского.
Виртуальный Процесс "ПОКОЛЕНИЕ 90-Х против БАРДОВ"

Председательствующий судья Парфенов: Доброе утро, уважаемые участники виртуального процесса. Продолжаем слушания по делу "Поколение 90-х против Бардов". Вчерашние показания Юлия Кима убедительно продемонстрировали, что бардовская песня не была пассивностью, а формой активного гражданского противостояния в условиях несвободы. Сегодня мы рассмотрим другой аспект защиты – связь бардовской этики с конкретными проявлениями человечности и социальной ответственности в наши дни. Прошу пригласить свидетеля защиты Константина Юрьевича Хабенского.

Председательствующий судья Парфенов: Константин Юрьевич, здравствуйте. Рад видеть вас в нашем виртуальном суде. Вы предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний.

Константин Хабенский: (Говорит спокойно, с некоторой внутренней собранностью) Здравствуйте, Леонид Геннадьевич. Да, предупреждён и готов говорить правду.

Председательствующий судья Парфенов: Благодарю вас. Слово для допроса свидетеля предоставляется стороне защиты. Профессор Черниговская.

Татьяна Черниговская: (Подходит к микрофону) Спасибо, Ваша честь. Константин Юрьевич, вы известны не только как выдающийся актёр театра и кино, но и как человек огромного сердца, активно занимающийся благотворительностью, основатель фонда помощи детям с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями. Ваша деятельность – это яркий пример социальной ответственности и деятельного гуманизма. Сторона обвинения утверждает, что барды своей лирикой и погружением во внутренний мир уводили людей от активной социальной позиции, делали их пассивными. Мы же считаем, что этическая основа бардовской песни – её призывы к честности, порядочности, состраданию – стала фундаментом для таких людей, как вы, для их активной гражданской позиции. Как вы, человек, так глубоко вовлеченный в реальную помощь, оцениваете этическую составляющую бардовской песни? Стала ли она основой для вашей или для чьей-либо ещё социальной активности?

Константин Хабенский: (Делает небольшую паузу, подбирая слова) Татьяна Владимировна, я убеждён, что этическая составляющая бардовской песни – это не просто основа, это один из фундаментальных кирпичей в том здании, которое мы называем человечностью и гражданской позицией. Мой фонд, моя деятельность – это нечто, что родилось не на пустом месте. Оно выросло из определённого понимания мира, из определённой этической системы координат.

В детстве, в юности – да и до сих пор – бардовские песни были частью моей жизни. Визбор, Окуджава, Высоцкий, Галич. Что они несли? Они несли идею, что есть добро и есть зло, и что эти понятия не размыты, а очень чётки. Они учили сопереживанию, учили ответственности за ближнего, за друга. Они учили ценить порядочность выше выгоды, искренность выше лицемерия. Это не были призывы к революции, нет. Это были призывы к человеку в себе. И именно этот "человек в себе", воспитанный на таких ценностях, потом и выходит в мир, чтобы действовать. Чтобы не проходить мимо чужой беды. Чтобы строить что-то хорошее.

Когда выходишь на сцену или снимаешься в кино, ты рассказываешь историю. Через неё ты пытаешься донести что-то до зрителя. Барды делали то же самое, но на другом уровне. Они напрямую, без посредников, говорили с душой. И эта душевная работа – это не пассивность. Это подготовка к действию.

Татьяна Черниговская: Вы говорите о чётком различении добра и зла. Но разве в 90-е годы, когда эти понятия, казалось бы, должны были стать основными, мы не увидели расцвет цинизма, безразличия, жажды наживы, когда "внутренний мир" и "этика" отошли на второй план? Не говорит ли это о том, что барды не смогли "привить" эту этику достаточно глубоко?

Константин Хабенский: (Вздыхает, его лицо становится задумчивым) 90-е годы – это очень сложная, драматическая эпоха. Время огромных перемен, которые всегда несут с собой не только свет, но и много теней. И да, мы видели расцвет цинизма. Но это был неизбежный процесс в стране, которая столько лет жила под гнётом тотальной лжи и двойной морали. Открывшаяся свобода – это ведь не только возможность делать добро, но и возможность делать зло.

Однако, если бы не было того этического фундамента, который закладывали, в том числе, барды – всё было бы гораздо хуже. Цинизм 90-х мог бы быть всеобъемлющим, абсолютно безграничным. Но ведь были и другие люди! Были те, кто, несмотря на все соблазны, сохранял честь. Были те, кто создавал благотворительные организации, кто поддерживал культуру, кто боролся за справедливость. И эти люди – это те, кто вырос на определённых ценностях. На ценностях, которые барды в своих песнях транслировали. Они были ориентиром. Они были теми, кто говорил: "Даже если вокруг хаос, не забывай, что такое быть человеком". Это очень важно. Это не "не хватило сил", это "спасло от полного падения".

Татьяна Черниговская: Ваша благотворительная деятельность – это очень конкретный пример активной социальной позиции. Можете ли вы сказать, что в песнях бардов вы находили прямые или косвенные призывы к такой деятельности, к помощи ближнему, к состраданию?

Константин Хабенский: (Улыбается, вспоминая) Призывы... Возможно, не прямые в духе "иди и создай фонд". Но в их песнях постоянно звучала тема участия. Участия в судьбе другого человека. Песня о дружбе у Визбора – это же о том, что ты не один, что рядом есть тот, кто поможет, кто поймёт. И ты сам должен быть таким. Песни Окуджавы – о милосердии, о сострадании, о "совести, благородстве и достоинстве". Это всё – о человеке, который не закрывается от мира, а открыт ему.

Моя деятельность фонда – она ведь про то, что рядом есть те, кому больно, кто нуждается в помощи. И это не абстрактное "общество", это конкретный ребёнок, конкретная семья. И чувство, что ты не можешь пройти мимо, что ты должен помочь – оно закладывается не только родителями и школой. Оно закладывается и искусством, которое говорит с твоей совестью. Барды говорили с совестью очень многих людей. И я не исключение.

Татьяна Черниговская: Спасибо, Константин Юрьевич. У меня вопросов больше нет.

Председательствующий судья Парфенов: Благодарю, профессор Черниговская. Слово для перекрёстного допроса предоставляется стороне обвинения. Господин Кашин, ваш ход.

Олег Кашин: (Подходит к микрофону, в его голосе слышится привычная ирония, но он старается быть более осторожным, чем обычно, учитывая личность свидетеля) Константин Юрьевич, добрый вечер. Вы, безусловно, пример человека деятельного и неравнодушного. Но не преувеличиваете ли вы роль бардов в формировании этой вашей позиции? Ведь благотворительность – это универсальная ценность, она существовала задолго до бардов и существует в любой культуре. Не может ли быть так, что ваша этическая база сформировалась благодаря другим источникам – семье, классической литературе, театру – а барды были лишь "саундтреком" к уже сформированным ценностям, а не их источником?

Константин Хабенский: (Спокойно смотрит на Кашина) Олег Владимирович, я ни в коем случае не утверждаю, что барды были единственным источником. Конечно, и семья, и книги, и театр – всё это формирует человека. Но вы спрашиваете конкретно о бардах. И я говорю, что они были важной частью этого процесса. Они не были "саундтреком к уже сформированным ценностям", они были активными формирователями этих ценностей для целого поколения, для моей юности.

В чём их уникальность? ;;;

Продолжение чтения в Премиум-Эксклюзив