Найти в Дзене

Загадка усадьбы Базилевского — продолжение истории усадьбы на Красной Набережной, 47

Оглавление

Начало этой истории вы можете почитать тут

Усадьба Ф.И. Базилевского, какой я ее вижу в начале прошлого века
Усадьба Ф.И. Базилевского, какой я ее вижу в начале прошлого века

Иногда ты чего‑то очень хочешь — и не можешь получить. Вроде бы всё рядом, кажется, нужно лишь протянуть руку… но желаемое вечно ускользает. Проходит время, ты уже перестаёшь надеяться — и вдруг разгадка сама стучится в дверь.

Именно так случилось с усадьбой на Красной набережной, 47. Я писала о ней ещё в мае: любовалась лепниной, её грустной красотой и разрушенным величием. Но чьё это было гнездо — оставалось тайной, которая откровенно мучила меня всё лето.

Вид с улицы: три фронтона, высокий цоколь и ритм арочных окон. Дом одноэтажный, но выглядит «на полтора».
Вид с улицы: три фронтона, высокий цоколь и ритм арочных окон. Дом одноэтажный, но выглядит «на полтора».

А потом мне безмерно повезло: под постом написал подписчик под ником «Астрахань наследие» — и шепнул: «у меня есть немного информации по Усадьбе Базилевского…».

Базилевский?? Что за царская фамилия?... Да-да! Ведь буквально она означает «из рода Василия» или «относящийся к царственному», а в более вольном переводе с греческого — «царственный, властный».

Круглое «око» усадьбы — когда-то с витражом. Лепной фриз ещё держит линию, хотя кирпич уже просвечивает сквозь штукатурку.
Круглое «око» усадьбы — когда-то с витражом. Лепной фриз ещё держит линию, хотя кирпич уже просвечивает сквозь штукатурку.

Любопытно, что это совпадение не только лингвистическое, но и символическое: род Базилевских действительно занимал почти «царское» положение в промышленной и экономической жизни Российской Империи — богатейшие золотопромышленники, владельцы рыбных промыслов, люди, державшие в руках целые отрасли... Но тогда я еще этого всего не знала...

С этого началась новая глава поисков: справочники, планы, адрес‑календарь 1884 года, постановления, карты. Мы сводили воедино старые и новые названия улиц — Старо‑Птичная = Нечаева, Чесноковский ерик = Марфинская, Рождественская в садах = Калинина — и шаг за шагом пазл стал складываться.

Вид с улицы: три фронтона, высокий цоколь и ритм арочных окон. Дом одноэтажный, но выглядит «на полтора».
Вид с улицы: три фронтона, высокий цоколь и ритм арочных окон. Дом одноэтажный, но выглядит «на полтора».

🕵️‍♂️Следствие ведёт коромыслик

В адрес-календаре за 1884 год на искомом участке числятся три строения: дом Скорняковой, дом Абрамова и, бинго! дом Базилевского.

Выдержка из адрес-календаря за 1884 год. Дом Базилевского числится за номером 49
Выдержка из адрес-календаря за 1884 год. Дом Базилевского числится за номером 49

На участке Скорняковой в итоге была построена усадьба Будагова, на участке Абрамова - усадьба Шелехова, а сразу за ней - как раз наш искомый дом! Нестыковка только одна - нумерация домов. В старых источниках дом Базилевского идет за номером 49, а не 47.

Тут мне попадается информация о другом доме на ул. Нечаева 12, который стоит буквально спина к спине с нашим домом и официально значится как объект культурного наследия — «Дом доходный Базилевского В.И., вторая половина XIX века».

А вот и доходный дом В.И. Базилевского на ул. Нечаева 12
А вот и доходный дом В.И. Базилевского на ул. Нечаева 12

В.И. Базилевский - не кто иной как брат Федора - Виктор. В том же адрес-календаре за 1884 год на улице Старо-Птичной (современная Нечаева) этот дом указан как раз за номером 12.

Улица Старо-Птичная больше нам известна под своим современным названием - ул. Нечаева
Улица Старо-Птичная больше нам известна под своим современным названием - ул. Нечаева

И если посмотреть на городские карты, то видно, что раньше и усадьба Ф.И. Базилевского и доходный дом его брата скорее всего представляли из себя один участок, который, судя по всему, был поделен между братьями. То есть перед нами две части одного семейного владения.

А вот и два дома Базилевских на карте. Один выходит фасадом на Набережную канала, а второй на ул. Нечаева
А вот и два дома Базилевских на карте. Один выходит фасадом на Набережную канала, а второй на ул. Нечаева

🎩 Кто такие Базилевские


Когда начинаешь разбирать историю фамилии, дух захватывает. Базилевские — не просто зажиточные люди. Это
богатейшие промышленники Российской Империи, дворяне, державшие в руках и золото, и рыбу, и капитал.

Начало легендарному восхождению рода положил Иван Фёдорович Базилевский, человек редкой предприимчивости.

И. Ф. Базилевский и Д. П. Ознобишин
И. Ф. Базилевский и Д. П. Ознобишин

Именно он женился на потомственной дворянке Варваре Петровне Ознобишиной, дочери директора Астраханского коммерческого банка Петра Ознобишина и внучке Александры Ивановны Варваци — той самой, из знаменитого рода Варваци (Варвация), в честь которого назван один из астраханских каналов.

Вот тот самый прославленный купец, меценат, греческий революционер и по совместительству пират...
Вот тот самый прославленный купец, меценат, греческий революционер и по совместительству пират...
Варваци — герой греческого освободительного движения, миллионер, меценат и благотворитель. Его потомки связали свою судьбу с Астраханью навсегда.

Эта женитьба стала поворотным моментом: из простых предпринимателей Базилевские превратились в фигуру имперского масштаба. Их капиталы строились на золоте и каспийской рыбе — двух стихиях, которые веками кормили и губили людей на берегах Волги.

🎣 Фёдор Иванович Базилевский — золотопромышленник и «рыбный король» Каспия

Если Иван Фёдорович заложил основу, то его сын Фёдор превратил фамилию в символ богатства и влияния. К концу XIX века семья владела не только золотыми приисками, но и обширными рыбными промыслами в дельте Волги — особенно известными были Чуркинский учуг и надел Синеморцо, один из крупнейших в губернии.

Оттиск штампа из делового письма Фёдора Ивановича Базилевского — владельца знаменитых “Синеморских рыбных промыслов”.
Оттиск штампа из делового письма Фёдора Ивановича Базилевского — владельца знаменитых “Синеморских рыбных промыслов”.

Фёдор управлял промыслами, заключал сделки, приезжал в Астрахань по делам — и, по всей видимости, именно тогда построил каменную усадьбу на Красной Набережной (тогдашней Набережной реки Кутум). Дом был нужен для остановок, приёмов, встреч. Роскошный, но сдержанный, он выглядел бы органично и на набережных Петербурга.

Дореволюционная фотография рыбных угодий Беззубикова, принадлежавших ранее Базилевскому
Дореволюционная фотография рыбных угодий Беззубикова, принадлежавших ранее Базилевскому
«Синеморцо» — не просто рыбные угодья, а настоящий маленький мир: лабазы, жильё, сети, люди, флотилия. Отсюда шли партии рыбы, снабжавшие столицу и половину империи.

В газетах того времени фамилия Базилевских мелькала нередко — не всегда по приятным поводам. В статье «Хищническое истребление рыбы» (по данным «Астраханского листка») рассказывалось:

История о том самом "Зубастом деле" гремела на всю Империю, вот выдержка из газеты "Сибирская жизнь" г. Томск
История о том самом "Зубастом деле" гремела на всю Империю, вот выдержка из газеты "Сибирская жизнь" г. Томск
На промыслах Базилевского, арендуемых гг. Макаровым и Беззубиковым, из 60 миллионов штук улова уничтожено 7 миллионов — зарыто в землю, чтобы не сбить цену на рынке. Это в голодный год! Целая верста питательного продукта толщиной в сажень была погублена…

Город гудел. «Общество рыболовства» признало действия арендаторов «в высшей степени возмутительными» и потребовало наказания виновных. Очень примечательно следующее: Беззубиков, чьё имя тогда всплыло в этом скандале, имел в Астрахани свой дом — тот самый дом Беззубикова, который и сегодня вспоминают краеведы, и о котором я тоже писала на своем канале.

Тогда, описывая то самое "зубастое дело", по которому Иван Васильевич Беззубиков был в итоге обвинен, я не предполагала, что, эти промыслы принадлежали Базилевским. Вот так причудливо связывались в дореволюционной Астрахани судьбы людей... небольшой уездный город с большим размахом, где каждый крупный игрок на рынке был связан друг с другом, если не напрямую, то опосредованно.

🧱 Архитектура статуса — усадьба, достойная имперского имени

Когда смотришь на дом на Красной набережной, 47, уже не видишь просто обветшалый фасад. Видишь памятник эпохе промышленного дворянства.

Те же каннелюры и картуши — как учебник по позднему неоренессансу. Камень устал, а достоинство осталось.
Те же каннелюры и картуши — как учебник по позднему неоренессансу. Камень устал, а достоинство осталось.

Фасад выстроен в стиле позднего неоренессанса: лепные гирлянды, картуши, венки; пилястры и раскрепованные фронтоны; крупные арочные окна с замковыми камнями; круглые слуховые «медальоны»; высокий цоколь и тяжёлый карниз. Одноэтажная по факту, но полутораэтажная по впечатлению, усадьба выглядит как парадная «визитка» владельца — человека, державшего в руках Каспий и имперское золото.

Тяжёлые каменные «венки» ещё цветут — даже в трещинах видно руку хорошего мастера.
Тяжёлые каменные «венки» ещё цветут — даже в трещинах видно руку хорошего мастера.

Планировка типична для домов знати конца XIX века: арка‑проезд во двор, флигель, веранда‑галерея, соединяющая парадный и хозяйственный корпуса. Здесь всё продумано — от торжественного ритма окон до утончённого лепного фриза.

Классическая усадебная связка: парадный фасад + арка-проезд. Отсюда начиналась хозяйственная жизнь дома.
Классическая усадебная связка: парадный фасад + арка-проезд. Отсюда начиналась хозяйственная жизнь дома.

Это не дом купца. Это дом дворянина‑промышленника, который мог позволить себе не просто комфорт, а красоту в камне.

Учебная классика ордерного декора. Мелочь, а именно такие детали делают дом «столичным».
Учебная классика ордерного декора. Мелочь, а именно такие детали делают дом «столичным».

Сегодня усадьба ещё держится — но уже из последних сил. Крыша рушится, штукатурка осыпается, лепнина исчезает под коркой времени. И становится страшно: ведь мы теряем не просто дом, а след одного из самых известных людей империи.

Тыловой фасад: деревянная галерея, балюстрада террасы — чистая «летняя Астрахань». Сейчас — на последнем издыхании.
Тыловой фасад: деревянная галерея, балюстрада террасы — чистая «летняя Астрахань». Сейчас — на последнем издыхании.

🙏 Благодарность

Пилястры-«тростники», решётки с завитками и тени от акации. Даже облупившаяся краска тут смотрится живописно.
Пилястры-«тростники», решётки с завитками и тени от акации. Даже облупившаяся краска тут смотрится живописно.

Хочу выразить огромную благодарность подписчику под ником «Астрахань наследие» — именно он первым подсказал ключ к разгадке. Если у вас есть сайт или страница — напишите, я с радостью сделаю ссылку в описании.

Вот из‑за таких неравнодушных людей и рождаются открытия. Иногда одно короткое сообщение помогает приоткрыть завесу тайны старинных усадеб.
А может, и у вас, мои читатели, найдётся крупица знаний для «Коромыслика»? Присылайте истории, фото, находки — будем искать и беречь вместе.

А дом на Красной набережной, 47 — теперь не безымянный. Это усадьба Фёдора Ивановича Базилевского, человека, чьё имя навсегда вплетено в историю Астрахани.