Если идти по Красной набережной в сторону реки Кутум, взгляд сам собой цепляется за дом под номером 45. Не музей, не особняк-«на витрину», но в нём что-то есть — башенка, как у миниатюрного замка, лепнина на фасаде, балкончики, будто из старых открыток. Хочется остановиться и разобраться, что за здание такое?
Оказывается, это не дворец, а бывшая городская усадьба Михаила Акимовича Шелехова — рыбопромышленника (известного как "икорный король Астрахани"), купца, представителя старинной династии, приехавшей в Астрахань из Курской губернии. Дом он выстроил с размахом, в лучших традициях начала XX века. Говорят, строили его где-то с 1905 по 1908 год. Архитектора точно не знают, но, возможно, это был К. К. Домонтович, городской архитектор, который работал в то время в стиле псевдоренессанса.
С архитектурной точки зрения особняк интересен и внешне, и изнутри. Это кирпичное оштукатуренное здание с полуподвалом и мезонином, вытянутое вдоль улицы. Главный фасад выходит к набережной и поражает симметрией и декоративностью: тут и пилястры, и арочные оконные проёмы, и витые колонны, и лепные картуши. Центральная часть увенчана квадратной башней, которая добавляет зданию выразительности и даже сказочности.
Фасад украшают гирлянды, растительные орнаменты и сложный фриз, а венчающая линия крыши обрамлена декоративным карнизом. Весь облик дома — это своеобразная купеческая фантазия на тему итальянского Ренессанса. Вдоль улицы тянется чугунная ограда на кирпичном цоколе — изящная, с декоративными завитками.
Во дворе дома сохранились остатки партерного сада с дорожками и фонтаном, а также необычные для городских домов постройки: каменный ледник и палатка, в которой, возможно, хранили продукты или вино. Это даёт представление о том, насколько продуманной была структура усадьбы.
Интерьеры тоже с фантазией: белые изразцовые печи с лепными фризами, потолки с кессонами, лепные розетки, нишевые арки и витражи. Свет в некоторые комнаты поступал через фонарь — верхний световой проём, что само по себе нечасто встречается в астраханских домах. Всё это говорит о высоком уровне достатка владельцев.
О фасаде дома Шелехова
Давайте рассмотрим богатство декора этой усадьбы чуть более подробно:
1. Пилястры
- Расположены между оконными проёмами на фасаде.
- Декорированы каннелюрами (вертикальные борозды).
- Капители украшены лепным орнаментом, часто в виде акантовых листьев или стилизованных композиций.
2. Арочные окна
- Почти все окна нижнего и второго этажей выполнены в виде полуциркульных арок.
- Окна обрамлены архивольтами — декоративными наружными обрамлениями в виде арки.
- Над арочными окнами — замковые камни с лепниной.
3. Картуши
- Лепные декоративные щиты с растительным орнаментом, над окнами и в тимпанах фронтонов.
- Выполнены в стилистике барокко и псевдоренессанса.
4. Колонны и полуколонны
- В центральной части фасада второго этажа — три арки, поддерживаемые коринфскими полуколоннами с лепными капителями.
- Между ними — декоративные филёнки и розетки.
5. Фронтоны
- Два треугольных фронтона (основной и боковой) с выразительным лепным декором.
- Центральный фронтон содержит венок, гирлянды, щит и растительные элементы.
6. Лепной фриз
- Горизонтальная полоса между этажами и под карнизом, орнаментирована гирляндами, лентами, цветами.
7. Карниз
- Завершающий архитектурный элемент, венчающий фасад.
- Сложный профиль с кронштейнами, между которыми расположены лепные элементы.
8. Окна с круглым верхом (окулюсы)
- Встречаются над арочными окнами — круглые ниши, обрамлённые декоративными венками и гирляндами.
9. Балконы
- Есть балконы с коваными металлическими ограждениями — на боковом и верхнем уровне.
- Один из них поддерживается консолями (выступающими опорами снизу).
10. Башенка с арками (белведер)
- Увенчивает правую часть здания.
- Имеет арочную галерею и перила с балясинами.
- Добавляет зданию вертикали и «вилловой» выразительности.
11. Цоколь
- Кирпичный, массивный, подчёркивает «основание» здания.
- Содержит окна полуподвала с решётками.
12. Ограда
- Чугунная, на кирпичном цоколе.
- С элементами витого узора, повторяет стиль лепнины фасада.
А вот легенда, которую часто повторяют, — мол, у Шелехова была дочь, умершая от туберкулёза, и в её память он якобы завещал дом под диспансер, — оказалась выдумкой. Мария Шелехова, напротив, жила долго, объехала полмира и даже написала «Чилийский дневник». Так что иногда истории, которые звучат трагично и романтично, не более чем городская поэтика.
После революции в доме действительно был тубдиспансер. Позже здание перешло в оперативное управление Астраханской картинной галереи имени П. М. Догадина. Галерея планировала развернуть здесь музей зарубежного искусства, современное арт-пространство с реставрационными мастерскими и другими инициативами. Был даже подготовлен проект музеефикации здания. Однако планы так и не были реализованы.
Причины, вероятно, в дорогом содержании, затратной реставрации и необходимости серьёзной дезинфекции после многолетнего пребывания в стенах дома туберкулёзного диспансера. Скорее всего, решение о продаже усадьбы принимала отнюдь не сама галерея — видимо, это было вынужденное распоряжение «сверху». И в этом, пожалуй, самая горькая строка в истории здания. «Тогда обломалась душа», — говорит о продаже дома Шелехова искусствовед и сотрудник галереи Раиса Захарова.
Сегодня это коммерческое здание. Табличка о памятнике архитектуры висит, но, честно говоря, дому бы не помешал уход. Тем не менее, он всё ещё смотрится достойно — как человек в поношенном, но элегантном пальто.
Радостные события в истории дома тоже случаются. Так в августе 2024 года прямо напротив дома Шелехова, после многолетней борьбы неравнодушных астраханцев, была-таки снесена незаконная постройка, уродовавшая весь вид на великолепный ансамбль старинных особняков Красной Набережной. Суд признал здание самовольной постройкой и обязал собственника освободить участок, однако решение не было исполнено добровольно. В итоге администрация города приступила к принудительному сносу, на радость всем астраханцам.
Кстати, совсем недавно в СМИ появилась информация: усадьбу Шелехова выставили на продажу. Как сообщают различные издания, здание оценивается ни много ни мало в 87 миллионов рублей. В объявлении подчёркивается его архитектурная и историческая ценность, а также возможность использовать помещение в коммерческих целях.
Астраханские старожилы знают, что этот дом неоднократно выставлялся на продажу за последние года – как минимум в 2013, 2020, и в текущем 2025 году. Что будет с домом дальше — пока неизвестно, но хочется верить, что его ждёт не запустение, а новая достойная жизнь.
Проходишь мимо — и кажется, будто слышишь шорохи прошлого: шум вечеров, звон бокалов, шаги по гравию, смех в открытое окно. И в этом что-то удивительно живое.
Такой вот дом. Один из тех, что делает Астрахань настоящей.