Найти в Дзене

Дом у Кутума: немного о купеческой усадьбе М.А. Шелехова

Если идти по Красной набережной в сторону реки Кутум, взгляд сам собой цепляется за дом под номером 45. Не музей, не особняк-«на витрину», но в нём что-то есть — башенка, как у миниатюрного замка, лепнина на фасаде, балкончики, будто из старых открыток. Хочется остановиться и разобраться, что за здание такое?

Оказывается, это не дворец, а бывшая городская усадьба Михаила Акимовича Шелехова — рыбопромышленника (известного как "икорный король Астрахани"), купца, представителя старинной династии, приехавшей в Астрахань из Курской губернии. Дом он выстроил с размахом, в лучших традициях начала XX века. Говорят, строили его где-то с 1905 по 1908 год. Архитектора точно не знают, но, возможно, это был К. К. Домонтович, городской архитектор, который работал в то время в стиле псевдоренессанса.

Вот так усадьба выглядит сейчас
Вот так усадьба выглядит сейчас

С архитектурной точки зрения особняк интересен и внешне, и изнутри. Это кирпичное оштукатуренное здание с полуподвалом и мезонином, вытянутое вдоль улицы. Главный фасад выходит к набережной и поражает симметрией и декоративностью: тут и пилястры, и арочные оконные проёмы, и витые колонны, и лепные картуши. Центральная часть увенчана квадратной башней, которая добавляет зданию выразительности и даже сказочности.

Фасад украшают гирлянды, растительные орнаменты и сложный фриз, а венчающая линия крыши обрамлена декоративным карнизом. Весь облик дома — это своеобразная купеческая фантазия на тему итальянского Ренессанса. Вдоль улицы тянется чугунная ограда на кирпичном цоколе — изящная, с декоративными завитками.

Во дворе дома сохранились остатки партерного сада с дорожками и фонтаном, а также необычные для городских домов постройки: каменный ледник и палатка, в которой, возможно, хранили продукты или вино. Это даёт представление о том, насколько продуманной была структура усадьбы.

Интерьеры тоже с фантазией: белые изразцовые печи с лепными фризами, потолки с кессонами, лепные розетки, нишевые арки и витражи. Свет в некоторые комнаты поступал через фонарь — верхний световой проём, что само по себе нечасто встречается в астраханских домах. Всё это говорит о высоком уровне достатка владельцев.

О фасаде дома Шелехова

Давайте рассмотрим богатство декора этой усадьбы чуть более подробно:

1. Пилястры

-5
  • Расположены между оконными проёмами на фасаде.
  • Декорированы каннелюрами (вертикальные борозды).
  • Капители украшены лепным орнаментом, часто в виде акантовых листьев или стилизованных композиций.

2. Арочные окна

-6
  • Почти все окна нижнего и второго этажей выполнены в виде полуциркульных арок.
  • Окна обрамлены архивольтами — декоративными наружными обрамлениями в виде арки.
  • Над арочными окнами — замковые камни с лепниной.

3. Картуши

-7
  • Лепные декоративные щиты с растительным орнаментом, над окнами и в тимпанах фронтонов.
  • Выполнены в стилистике барокко и псевдоренессанса.

4. Колонны и полуколонны

  • В центральной части фасада второго этажа — три арки, поддерживаемые коринфскими полуколоннами с лепными капителями.
  • Между ними — декоративные филёнки и розетки.

5. Фронтоны

-9
  • Два треугольных фронтона (основной и боковой) с выразительным лепным декором.
  • Центральный фронтон содержит венок, гирлянды, щит и растительные элементы.

6. Лепной фриз

Посмотрите на богатейший орнамент!
Посмотрите на богатейший орнамент!
  • Горизонтальная полоса между этажами и под карнизом, орнаментирована гирляндами, лентами, цветами.

7. Карниз

Поистине ювелирная работа
Поистине ювелирная работа
  • Завершающий архитектурный элемент, венчающий фасад.
  • Сложный профиль с кронштейнами, между которыми расположены лепные элементы.

8. Окна с круглым верхом (окулюсы)

-12
  • Встречаются над арочными окнами — круглые ниши, обрамлённые декоративными венками и гирляндами.

9. Балконы

-13
  • Есть балконы с коваными металлическими ограждениями — на боковом и верхнем уровне.
  • Один из них поддерживается консолями (выступающими опорами снизу).

10. Башенка с арками (белведер)

-14
  • Увенчивает правую часть здания.
  • Имеет арочную галерею и перила с балясинами.
  • Добавляет зданию вертикали и «вилловой» выразительности.

11. Цоколь

-15
  • Кирпичный, массивный, подчёркивает «основание» здания.
  • Содержит окна полуподвала с решётками.

12. Ограда

  • Чугунная, на кирпичном цоколе.
  • С элементами витого узора, повторяет стиль лепнины фасада.

А вот легенда, которую часто повторяют, — мол, у Шелехова была дочь, умершая от туберкулёза, и в её память он якобы завещал дом под диспансер, — оказалась выдумкой. Мария Шелехова, напротив, жила долго, объехала полмира и даже написала «Чилийский дневник». Так что иногда истории, которые звучат трагично и романтично, не более чем городская поэтика.

После революции в доме действительно был тубдиспансер. Позже здание перешло в оперативное управление Астраханской картинной галереи имени П. М. Догадина. Галерея планировала развернуть здесь музей зарубежного искусства, современное арт-пространство с реставрационными мастерскими и другими инициативами. Был даже подготовлен проект музеефикации здания. Однако планы так и не были реализованы.

Причины, вероятно, в дорогом содержании, затратной реставрации и необходимости серьёзной дезинфекции после многолетнего пребывания в стенах дома туберкулёзного диспансера. Скорее всего, решение о продаже усадьбы принимала отнюдь не сама галерея — видимо, это было вынужденное распоряжение «сверху». И в этом, пожалуй, самая горькая строка в истории здания. «Тогда обломалась душа», — говорит о продаже дома Шелехова искусствовед и сотрудник галереи Раиса Захарова.

Сегодня это коммерческое здание. Табличка о памятнике архитектуры висит, но, честно говоря, дому бы не помешал уход. Тем не менее, он всё ещё смотрится достойно — как человек в поношенном, но элегантном пальто.

Радостные события в истории дома тоже случаются. Так в августе 2024 года прямо напротив дома Шелехова, после многолетней борьбы неравнодушных астраханцев, была-таки снесена незаконная постройка, уродовавшая весь вид на великолепный ансамбль старинных особняков Красной Набережной. Суд признал здание самовольной постройкой и обязал собственника освободить участок, однако решение не было исполнено добровольно. В итоге администрация города приступила к принудительному сносу, на радость всем астраханцам. ​

-19

Кстати, совсем недавно в СМИ появилась информация: усадьбу Шелехова выставили на продажу. Как сообщают различные издания, здание оценивается ни много ни мало в 87 миллионов рублей. В объявлении подчёркивается его архитектурная и историческая ценность, а также возможность использовать помещение в коммерческих целях.

Пусть дому, наконец, найдется заботливый хозяин!
Пусть дому, наконец, найдется заботливый хозяин!

Астраханские старожилы знают, что этот дом неоднократно выставлялся на продажу за последние года – как минимум в 2013, 2020, и в текущем 2025 году. Что будет с домом дальше — пока неизвестно, но хочется верить, что его ждёт не запустение, а новая достойная жизнь.

Проходишь мимо — и кажется, будто слышишь шорохи прошлого: шум вечеров, звон бокалов, шаги по гравию, смех в открытое окно. И в этом что-то удивительно живое.

Такой вот дом. Один из тех, что делает Астрахань настоящей.