1 октября 2025 года в России запустили эксперимент по созданию и ведению единого каталога, содержащего описания товаров конкретных товарных знаков, марок и моделей. Сроки проведения эксперимента, база, перечни товаров, участники установлены распоряжением Правительства РФ от 29 сентября 2025 № 2710-р.
Проект продлится до 31 марта 2026 года, он призван систематизировать и упростить закупочные процедуры, осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Успешная реализация эксперимента поможет заложить основу для постоянной систематизации процессов в сфере госзакупок, повысив их прозрачность и управляемость.
Какие цели преследует эксперимент:
- реализовать Концепцию совершенствования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объёма на период до 2027 года, утверждённую распоряжением Правительства РФ от 26 июня 2024 № 1636-р;
- подготовить согласованную модель формирования, ведения и использования единого каталога конкретных товаров;
- отработать механизмы сбора и обработки информации, подлежащей включению в единый каталог.
Что такое единый каталог конкретных товаров и какие товары в него входят
Единый каталог конкретных товаров — каталог, содержащий описание конкретных товаров, созданный для целей осуществления малых закупок;
Конкретный товар — введённый в гражданский оборот товар конкретного товарного знака, и (или) торговой марки, и (или) модели.
Ведение единого каталога осуществляется на базе портала народных художественных промыслов.
В отличие от существующего Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ), в едином каталоге конкретных товаров предусмотрено исключение двусмысленности, поскольку он оперирует более конкретными товарными позициями.
В стартовый перечень товаров включили чуть больше 10 позиций:
· бумага прочая и картон для графических целей;
· регистрационные журналы, бухгалтерские книги, скоросшиватели (папки), бланки и прочие канцелярские принадлежности из бумаги или картона;
· фотографические эмульсии; используемые в фотографии химические составы, не включённые в другие группировки;
· портативные компьютеры массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника;
· цифровые ЭВМ, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных;
· прочие цифровые ЭВМ, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода;
· мониторы и проекторы, преимущественно используемые в системах автоматической обработки данных;
· периферийные устройства с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, приём и передача факсимильных сообщений;
· блоки, части и принадлежности вычислительных машин;
· аппараты телефонные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или беспроводных сетях связи (например, локальных и глобальных сетях);
· части и принадлежности прочих офисных машин;
· мебель для офисов и предприятий торговли;
· питьевая вода.
В рамках эксперимента система должна быть интегрирована с ключевыми государственными информационными системами: ГИСП, ГИС ЕИС Закупки и ЕАТ.
Обмена данными осуществляется посредством единых XML-форматов.
Кто участвует в эксперименте
Обязательными участниками эксперимента выступаю Минпромторг, Минфин, Федеральное казначейство, Росстандарт, оператор систем (АО «ЕКТРУ»).
Принять участие в эксперименте на добровольной основе также могут операторы электронных площадок из перечня 44-ФЗ, заинтересованные участники закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), субъекты РФ, в которых созданы и применяются информационные системы для автоматизации закупок ТРУ, иные субъекты РФ и федеральные органы исполнительной власти.
Какие преимущества могут получить заказчики и участники закупок
Заказчикам система поможет найти наилучшее предложение от поставщика, упростится процедуры описания товаров (достаточно выбрать конкретную позицию из каталога). Поскольку товаров стандартизировано, снизятся риски ошибок.
Участники закупок смогут найти новые каналы сбыта, разместив в едином каталоге свои товары, упростится процедура входа в тендерную систему, снизится административная нагрузка.
Какие результаты должен обеспечить эксперимент
Предусмотрено, что за период проведения эксперимента:
- на площадке единого агрегатора торговли должно быть заключено не менее 20 госконтрактов с использованием заказчиками позиций единого каталога конкретных товаров;
- создано не менее 100 позиций единого каталога конкретных товаров по запросам производителей;
- включено в каталог не менее 80% позиций планшетных компьютеров (код ОКПД2 26.20.11.130) из реестра российской промышленной продукции.
- сформирован реестр уникальных идентификационных номеров ТРУ.
Запуск эксперимента по единому каталогу конкретных товаров — это значимый шаг в эволюции системы госзакупок. Если в период до 31 марта 2026 года он покажет свою эффективность, нас может ждать переход от принципа «описать товар» к принципу «выбрать товар» для целой категории малых закупок.