Найти в Дзене

Все ли «развивающие» игрушки на самом деле развивающие?

Ответ прост: игрушка считается такой, когда она решает возрастную задачу мозга в определённый период развития. Если говорить просто — развивающая игрушка может быть бесполезной, если она не вовремя. Сегодня поговорим о классических архиважных игрушках: матрёшке, пирамидке, мозаике и кубиках с картинками. Очень часто матрёшку и пирамидку предлагают ребёнку в самом раннем возрасте, когда ведущая деятельность детей — предметная. Безусловно, эти игрушки подходят для манипуляций колечками, частями матрёшки. Но все ли дети в раннем возрасте могут собрать правильно пирамидку или матрёшку? Нет. И игрушка быстро надоедает.  Дело в том, что игры с матрёшкой, мозаикой и кубиками — это не просто простые манипуляции с предметами. Это базовый уровень, на котором потом запускаются все сложные «программы» школьного обучения. Их отсутствие создаёт пробелы не в знаниях (буквах и цифрах), а в самих механизмах мышления, что гораздо серьёзнее. Истинный смысл этих игрушек в раннем возрасте детский мозг не

Ответ прост: игрушка считается такой, когда она решает возрастную задачу мозга в определённый период развития. Если говорить просто — развивающая игрушка может быть бесполезной, если она не вовремя.

Сегодня поговорим о классических архиважных игрушках: матрёшке, пирамидке, мозаике и кубиках с картинками.

-2

Очень часто матрёшку и пирамидку предлагают ребёнку в самом раннем возрасте, когда ведущая деятельность детей — предметная. Безусловно, эти игрушки подходят для манипуляций колечками, частями матрёшки. Но все ли дети в раннем возрасте могут собрать правильно пирамидку или матрёшку? Нет. И игрушка быстро надоедает. 

-3

Дело в том, что игры с матрёшкой, мозаикой и кубиками — это не просто простые манипуляции с предметами. Это базовый уровень, на котором потом запускаются все сложные «программы» школьного обучения. Их отсутствие создаёт пробелы не в знаниях (буквах и цифрах), а в самих механизмах мышления, что гораздо серьёзнее. Истинный смысл этих игрушек в раннем возрасте детский мозг не способен понять. Поэтому их необходимо возвращать по мере взросления ребёнка. И учить правильно играть. А это сложно!

-4

Ребёнок уже с трудом соглашается на «скучные» мозаику и матрёшку, когда его окружают «развивающие» звучащие плакаты, яркие единорожки, гаджеты и другое. Отсутствие опыта таких, казалось бы, простых игр в дошкольном возрасте может аукнуться в школе серьёзными проблемами. Это не просто развлечение, а фундаментальные «тренажёры» для мозга. И если родители считают, что детям неинтересны эти игрушки, то они сильно ошибаются. Просто не предложили их в нужном возрасте. И главное — родители не потратили необходимое время на приучение детей играть в такие игры. 

-5

Проблемы, которые чаще всего начинаются у ребёнка в школе, если он пропустил этот важный этап развития:

  1. Проблемы с учебными навыками (прямое следствие).

· Трудности с математикой — это самая очевидная область.

Матрёшка и пирамидка — это основы понимания размера, последовательности, понятий «больше — меньше», «выше — ниже». Без этого ребёнку сложно усвоить числовой ряд, принцип умножения и деления.

· Мозаика и кубики с картинками развивают умение анализировать и синтезировать, видеть часть и целое.

Это прямая основа для решения задач: нужно понять условие (целое), выделить данные (части) и собрать из них ответ.

· Трудности с чтением и письмом.

Мозаика и кубики с картинками требуют точного зрительного восприятия и мельчайшей моторики, чтобы повернуть элемент нужной стороной. Без этого навыка ребёнку трудно ориентироваться на строке, различать похожие буквы (П-Н, Ь-Ы, Ш-Щ), что ведёт к зеркальному письму и ошибкам при чтении.

Умение «удерживать картинку целиком» напрямую связано со скоростью чтения и пониманием прочитанного.

· Трудности на уроках технологии, ИЗО и физкультуре.

Мелкая моторика, не натренированная на сборке мозаики и матрёшек, будет отставать. Ребёнку будет сложно держать ножницы, ровно резать, аккуратно клеить, рисовать детали.

Пространственное мышление, которое формируют все эти игры, необходимо, для ориентирования на листе.

2. Проблемы с когнитивными (мыслительными) процессами.

· Неразвитое логическое мышление.

Собрать матрёшку — это выполнить алгоритм: найти самую маленькую, потом побольше и т. д. Сложить картинку из кубиков — выстроить логическую цепочку: «Это уголок, значит, здесь должен быть красный элемент».

· Слабое внимание и усидчивость.

Эти игры требуют концентрации на одной задаче продолжительное время. Ребёнок, не привыкший к такому, в школе будет постоянно отвлекаться, не сможет досидеть до конца урока.

· Проблемы с памятью.

Собирая картинку, ребёнок постоянно держит в уме образ конечного результата, тренируя зрительную память. 

Возрастное развитие пропусков, к сожалению, не прощает.

-6

Если дошкольник не доиграл в своё время, рано или поздно придётся к этому возвращаться, компенсируя пробелы ради того, чтобы помочь ребёнку решать задачи текущего возраста, даже если он уже школьник. 

Делаем выводы и ревизию игрушек!