Найти в Дзене
Нижегородская правда

«Я Родиной не торгую»: Всеволод Шиловский рассказал, почему отказался возглавить МХАТ

Оглавление
   После раскола МХАТа Всеволод Шиловский много лет мечтал создать свой театр
После раскола МХАТа Всеволод Шиловский много лет мечтал создать свой театр

Всеволод Шиловский – один из самых талантливых актёров и режиссёров страны. Истинный мхатовец, он никогда не изменял принципам своих легендарных учителей. После раскола МХАТа он много лет мечтал создать свой театр, и сегодня «Московский театр Всеволода Шиловского» – один из самых популярных в столице.На днях его постановку смогли оценить и нижегородцы – театр показал в Нижнем спектакль «Игроки» по комедии Николая Гоголя. О спектакле, сохранении мхатовских традиций и кино мы поговорили с руководителем театра Всеволодом Шиловским.

Вы ещё не с нами в Telegram? Подписывайтесь, всё самое интересное тут!

Сохранить главное

– Всеволод Николаевич, иногда создаётся впечатление, что сегодня вы – один из последних оплотов классического театра. Не зря ваш театр называют «Маленький МХАТ Шиловского». Вернётся ли к людям настоящий классический театр, вытесненный разными экспериментами, от которых нормальному зрителю порой тошно?

– Благодарю вас за этот вопрос, потому что вы очень метко и трогательно произнесли слово МХАТ, который трагически погиб. И мне удалось создать театр памяти Московского художественного академического театра СССР имени Горького. Мы в своём театре не даём в нашем репертуаре перейти красную линию издевательства над русской культурой. Каждый наш спектакль – как посвящение настоящему МХАТу. Надеюсь, эта линия в нашем театре никогда не будет преодолена.

– Вы почти единственный человек на свете, кто знает правду о расколе МХАТа, с которого, по сути, и начались разные искания в театрах всей страны. Можно ли было избежать этого раскола?

– Я так думаю, что эта трагедия произошла при помощи, во‑первых, лидера МХАТа Олега Николаевича Ефремова и поддержки Михаил Сергеевича Горбачёва. В то время, в 1986 году, была такая атмосфера в государстве, что этой трагедии нельзя было избежать.

– Я знаю, что Ефремов предлагал вам возглавить вторую часть труппы. Но вы отказались, и она досталась Дорониной. История не любит сослагательного наклонения, но если бы вернуть тот день, отдали ли бы вы ей театр снова?

– Я при встрече с Олегом Николаевичем Ефремовым, отвечая на его предложение: «Давай половину театра будешь возглавлять ты, а половину – я», ответил: «Я Родиной не торгую». И сейчас бы не продал свою Родину.

Думать, слушать, любить – три главных принципа Всеволода Шиловского, которыми он руководствуется и в жизни, и на сцене.

Социальный детектив

– Недавно ваш театр впервые выступил в Нижнем, на родине Евгения Евстигнеева. Знаю, он был вашим другом. Почему Ефремов выгнал его, своего сподвижника, из театра и, по сути, предал? Да и многих других – тех, кто верно служил и ему, и искусству…

– К сожалению, Олег Николаевич очень часто предавал самых близких людей. В их числе громадный артист России Евгений Александрович Евстигнеев. Затем Олег Иванович Борисов, Андрей Алексеевич Попов и многие другие.

– Вы привезли к нам «Игроков» Гоголя. Это один из ваших любимых писателей. Почему эту пьесу, у которой есть логичный и понятный финал, считают незавершённой, и «Игроки» остались на обочине русской драматургии?

– Ставили этот спектакль со многими звёздами, но те, кто ставил, не понимали, про что написал Гоголь. А Николай Васильевич написал социальный детектив, который современен и в сегодняшнем дне.

– В чём же особенность вашей трактовки этой истории?

– Я не изменил ни одной запятой у Николая Васильевича. Я просто отбросил всю литературную часть, потому что эту часть сыграли мои артисты. И получился мощнейший социальный детектив, который и сегодня очень понятен зрителю.

   Фильм «Миллион в брачной корзине» знает и любит не одно поколений зрителей
Фильм «Миллион в брачной корзине» знает и любит не одно поколений зрителей

Современные классики

– Кто из современных драматургов интересен вам как режиссёру?

– Это прежде всего Юрий Михайлович Поляков, я поставил четыре его пьесы и счастлив, что мне в жизни повезло работать с этим уникальным драматургом и человеком. Пьеса «Особняк на Рублёвке» была написана Юрием Михайловичем в 2016 году, и когда мы играем её сегодня, как будто бы всё описанное им происходит в наши дни. Вот что такое провидение этого драматурга!

– Большинство наших читателей знают вас по киноролям и фильмам, в которых вы были режиссёром и сценаристом. Как, наверное, многие зрители, я бесконечно люблю ваш первый фильм «Миллион в брачной корзине», который отметил в этом году 40‑летие. В чём секрет того, что звёзды сошлись во всех смыслах при создании этой картины?

– Это было настоящее хулиганство с моей стороны. И страшно, и смешно. Мы сняли и смонтировали фильм за 20 дней моего отпуска! Тогда директор Одесской киностудии предложил мне что-нибудь снять, сказав: «Слабо у нас с режиссурой, помогите».

И я решил сделать фильм по пьесе, которую до этого ставил в театре Ростова-на-Дону «Моя профессия – синьор из общества». За 13 дней соорудили двухэтажную декорацию, построили в Одессе целую итальянскую улицу. А сниматься я взял только москвичей. Много было трудностей при сдаче отснятого материала. Я доказывал, спорил, ругался. Но в результате фильм получил первую категорию, самую высокую. Сделали 2000 копий!

   кадр из к/ф «Избранник судьбы», 1987г., реж. Всеволод Шиловский
кадр из к/ф «Избранник судьбы», 1987г., реж. Всеволод Шиловский

– В вашей огромной фильмографии много работ с Петром Тодоровским, автором фильмов «Военно-полевой роман», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Интердевочка». В этих фильмах у вас очень яркие роли. Где вы познакомились с Тодоровским?

– В Одессе – я там был на гастролях. Тогда я не снимался вообще: МХАТ – какое может быть кино?! Сидим мы вечером в хорошей компании. Вошёл человек – курчавый, тёмный, красивый. Я спрашиваю: «Кто это?». – «Петя Тодоровский, оператор». Как только он взял гитару, всё сразу отодвинулось: он в центре, всё остальное по краям. Биотоки пошли. Когда вечеринка закончилась, мы с ним пошли гулять и всю ночь пробродили. Я ему про МХАТ, а он мне про фронт. Подружились, перезванивались, в Москве встречались в Доме кино. Вдруг звонок: «Севуль, я тебе пришлю сценарий…». Я прочитал, сценарий прекрасный. Петя говорит: «Я тебе вот эту роль хочу предложить». Ту, что Проскурин сыграл. А я говорю: «А я другую хочу». – «Ну ты охамел!».

– Почему же выбрали другую?

– Я хотел именно такого человека сыграть. Одного из тех, кто, вернувшись с фронта, понял, что никому не нужен, все места заняты. Кто спился, кто в бандиты пошёл. «Кто тебе это рассказывал?» – спрашивает Петя. – «Да вот лейтенант один, Тодоровский».

Каждую свою роль я придумал сам. Вошёл тогда в павильон в шляпе, в длинном потрёпанном пальто, под ним тельняшка. Широкий клёш, старые ботинки. И футляр от скрипки. Открываю – там чекушка, портрет Жукова. Так всё и случилось. Когда закончилась съёмка, он подошёл ко мне, обнял и сказал: «Севуль, спасибо». Я почувствовал его биографию, потому и придумал эту роль. После того как фильм вышел на экраны, мне пришло письмо – писем были тысячи, но одно из них мне запомнилось: «Сынок, откуда ты нас так хорошо знаешь?».

– Среди ваших киногероев – маркизы и адмиралы, чиновники и императоры, преступники и следователи. Кто из них до сих пор в вашем сердце?

– Отрицательная роль всегда лучше написана, чем положительная. Безумно трудно играть положительные роли. Отрицательные роли дают такой простор на два фронта. Взять ту же «Интердевочку». Сколько писем я получил! Но я никогда не относился к роду киношников.

Ещё новости по теме

Маршрут выходного дня: от Отелло до Полины Гагариной

Советскую сказку «Варвара-краса, длинная коса» сделают масштабным семейным фэнтези

Жизнь, похожая на шоу: почему Армен Джигарханян поменял жён местами