Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

«Проверяла, дышат ли они»: северянка с двумя детьми сбилась с пути и провела 18 часов в морозной тундре

31 декабря в ямальской тундре застыл последний вечер уходящего года. На фоне бескрайнего снега чум смотрелся как остров в белеющем океане, точка в огромной пустоши. Когда небо начало темнеть, женщина с двумя детьми вышла из чума и направилась к родственникам. Как полагается, собрались большой семьёй встретить Новый год. Супруг должен был приехать с дежурства ближе к полуночи. Впереди – гладкая равнина, знакомая тропа, короткий путь до своих. Идти километров семь, но разве для кочевников это много? За разговорами и не заметишь, как дойдёшь до конечной точки. Она шла уверенно. Рядом – старший сын, семнадцатилетний, тихий, крепкий юноша, привыкший к холоду и труду. Младший, четырёхлетний, одетый в тёплую малицу, держал маму за руку и старался не отставать. Всё выглядело привычно: ветер, снег, звёзды. Только где-то на границе неба и земли уже сгущалась пурга. Они сбились с пути незаметно. Сначала усилился снегопад, потом исчезли привычные ориентиры – следы от снегохода, редкие кусты. Ветер

31 декабря в ямальской тундре застыл последний вечер уходящего года. На фоне бескрайнего снега чум смотрелся как остров в белеющем океане, точка в огромной пустоши.

Когда небо начало темнеть, женщина с двумя детьми вышла из чума и направилась к родственникам. Как полагается, собрались большой семьёй встретить Новый год. Супруг должен был приехать с дежурства ближе к полуночи.

Впереди – гладкая равнина, знакомая тропа, короткий путь до своих. Идти километров семь, но разве для кочевников это много? За разговорами и не заметишь, как дойдёшь до конечной точки.

Иллюстрация к истории создана при помощи ИИ
Иллюстрация к истории создана при помощи ИИ

Она шла уверенно. Рядом – старший сын, семнадцатилетний, тихий, крепкий юноша, привыкший к холоду и труду. Младший, четырёхлетний, одетый в тёплую малицу, держал маму за руку и старался не отставать. Всё выглядело привычно: ветер, снег, звёзды. Только где-то на границе неба и земли уже сгущалась пурга.

Они сбились с пути незаметно. Сначала усилился снегопад, потом исчезли привычные ориентиры – следы от снегохода, редкие кусты. Ветер налетел внезапно, сбивая с ног. Женщина остановилась, вслушалась – но до ушей доносился лишь гул, бесконечный и равнодушный.

– Стой, – сказала Галина старшему. – Подожди. Не видно чума…

Парень шагнул вперёд, приоткрыл глаза, прищуренные из-за плотного снега. Всё вокруг стало однотонным.

Ночь опустилась быстро. Они попытались вернуться – теперь уже наугад, по памяти, по застругам, но каждый шаг только отдалял от дома. В какой-то момент женщина поняла: они заблудились.

Женщина наклонилась, поправила капюшон младшему сыну, обернулась к старшему:

– Держись рядом. Слышишь? Ни на шаг не отходи.

Снег стлался по земле, ветер гнал его волнами. Малыш давно не шёл сам – его по очереди несли мама с братом. Она говорила тихо, чтобы успокоить его, а возможно, и саму себя.

– Вот сейчас пойдём прямо, – шептала она. – Видишь, там, кажется, темнеет что-то? Может, куст.

Юноша шёл впереди, будто живой щит от порывов ветра. Несколько раз он оглядывался: мать шла за ним, чуть медленнее. Так прошёл час. Потом – ещё два.

Когда они поняли, что силы на исходе, остановились в ложбинке. Женщина прижала младшего сына к груди, а старшему сказала:

– Главное – не спи. Говори со мной.

Он кивнул. Они сидели втроём, тесно прижавшись друг к другу, и слушали, как стонет ветер.

Родственники хватились их ближе к 11 вечера. Сначала подумали, что просто позже вышли, а может, супруг всё же решил сначала приехать в свой чум, и оттуда забрать на снегоходе. Но когда Сергей вошёл один, все резко напряглись.

Трое мужчин тут же рванули в тундру. Связь почти не ловила, но до МЧС дозвониться всё-таки удалось. Спасатели выехали вслед за ними. Снежная мгла скрывала всё, кроме света фар. Ветер уничтожал следы, пелена снега ограничивала обзор, но сдаваться никто не собирался.

На одном из участков снегоход заглох. Кое-как удалось «вернуть его к жизни». Сергей чертыхался: ценные минуты упущены. А ведь прямо сейчас где-то замерзают его дети и жена.

На всякий случай проверили чум, но внутри было пусто. Огонь в печи давно потушен – значит, пропавшие ходят по тундре не один час. Лишь бы не заснули…

Галина сидела на снегу, обняв детей. Лицо – красное, ресницы в инее. Но глаза были открыты. Она всё ещё смотрела вдаль – туда, где, как ей казалось, должен появиться хоть кто-то.

Вдруг из снежной завесы показался мужской силуэт. Женщина не могла понять – привиделось это или взаправду.

Первым подбежал брат мужа. Он упал рядом, взял её за плечи:

– Мы здесь! Мы нашли вас!

Она молча кивнула. Малыш по-прежнему спал. Старший сын попытался подняться, но с первого раза не получилось – замёрзли ноги.

Всех троих сразу посадили на снегоходы и повезли в чум. До ближайшей больницы десятки километров, к тому же 1 января.

Вернулись уже под вечер. По дороге пересеклись со спасательным отрядом. Оценив внешний вид семьи и проверив, всё ли в порядке, один из волонтёров спросил у Галины:

– Как вы выдержали столько часов?

Она ответила просто:

– А как иначе? Дети рядом. Я только и проверяла, дышат ли они. Если дышат, значит, мы живы.

Новый год семья отметила уже в ночь на второе января. А заодно и второй день рождения.

Друзья, если вам понравилась статья, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем интересные статьи и видео о жизни на Крайнем Севере и не только, а также увлекательные факты и истории, происходящие на планете Земля.

Читайте также: