Найти в Дзене
Т⁠-Бизнес секреты

Как подготовиться к запуску бизнеса: инструкция для новичков

От выбора ниши зависит все — насколько бизнес станет успешным, удастся ли привлечь клиентов и обойти конкурентов. В этом материале собрали полезную инструкцию: вы узнаете, как оценить спрос на рынке и проверить идею, чтобы не тратить время и ресурсы зря. Для начала попробуйте провести упражнение «Понимание цели»: Оцените ресурсы на реализацию. Сколько потребуется времени, бюджета и кто из знакомых сможет помочь? Переходите к следующему шагу, когда вы поняли, в какой нише хотите работать и какие ресурсы для этого понадобятся. Важно отталкиваться от спроса покупателей. Если спрос растет, ниша перспективна. Если спрос низкий, придется много продвигаться и создать уникальное торговое предложение. Изучите аналитику и опыт других бизнесов. На этом этапе обратите внимание на следующие «красные флаги»: Далее нужно понять, кто и зачем будет интересоваться вашим товаром. Советуем использовать метод Jobs To Be Done (JTBD) — он объясняет, какую задачу клиент решает с помощью продукта. Создайте пор
Оглавление

От выбора ниши зависит все — насколько бизнес станет успешным, удастся ли привлечь клиентов и обойти конкурентов.

В этом материале собрали полезную инструкцию: вы узнаете, как оценить спрос на рынке и проверить идею, чтобы не тратить время и ресурсы зря.

1. Поймите, чем хотите заниматься

Для начала попробуйте провести упражнение «Понимание цели»:

  1. Запишите идеи для бизнеса, которые пришли вам в голову.
  2. Через неделю оцените каждую идею по 10-балльной шкале.
  3. Сократите список до трех идей, которые набрали больше всего баллов.
  4. Подумайте, что нужно сделать для реализации этих идей.
  5. Прислушайтесь к эмоциям: какую идею хочется воплотить больше всего.

Оцените ресурсы на реализацию. Сколько потребуется времени, бюджета и кто из знакомых сможет помочь? Переходите к следующему шагу, когда вы поняли, в какой нише хотите работать и какие ресурсы для этого понадобятся.

2. Оцените спрос

Важно отталкиваться от спроса покупателей. Если спрос растет, ниша перспективна. Если спрос низкий, придется много продвигаться и создать уникальное торговое предложение.

Изучите аналитику и опыт других бизнесов. На этом этапе обратите внимание на следующие «красные флаги»:

  1. низкие цены на похожие товары;
  2. в нише полностью отсутствует конкуренция;
  3. есть крупный игрок, который отвечает за 30% рынка или больше.

3. Изучите клиентов

Далее нужно понять, кто и зачем будет интересоваться вашим товаром. Советуем использовать метод Jobs To Be Done (JTBD) — он объясняет, какую задачу клиент решает с помощью продукта.

В основе JTBD лежит: описание ситуации, мотивация и результат.
В основе JTBD лежит: описание ситуации, мотивация и результат.

Создайте портреты клиентов. Это «аватары» с подробным описанием их мотивации, привычек и целей. Когда вы можете четко сформулировать, кто ваш клиент и зачем ему нужен ваш продукт, можете переходить к следующему шагу.

4. Изучите конкурентов

Анализ конкурентов поможет определить цену, позиционирование и стратегию для продвижения. Изучите прямых и косвенных конкурентов — всех, кто борется за внимание и выбор вашего клиента.

Соберите информацию о продукте, ценах, продвижении конкурентов. Данные можно получить через открытые источники или личный опыт. Удобно сравнивать результаты с помощью таблицы или «колеса баланса».

С помощью таблицы можно сравнить все — от упаковки до сервиса.
С помощью таблицы можно сравнить все — от упаковки до сервиса.
После анализа конкурентов вы сможете определить стратегию продаж, продвижения и начать планировать расходы для запуска.

5. Оцените риски

Риски бывают глобальные и частные, которые можно предотвратить. К последним можно отнести: ожидания клиентов, штрафы, долгая окупаемость, сложности с привлечением покупателей.

Чтобы снизить такие риски, изучите стандарты качества, запускайте проекты с коротким циклом сделки и заранее подготовьте план выхода из ниши.

6. Протестируйте идею

Гипотеза — это предположение, как должен работать бизнес: каким будет продукт, упаковка, доставка и каналы продаж. Проверка поможет понять, что действительно важно клиенту.

Для этого можно использовать HADI-цикл: формулируете идею → тестируете ее → собираете данные → делаете выводы.

Тестирование гипотез также помогает своевременно менять продукт.
Тестирование гипотез также помогает своевременно менять продукт.

Проверять гипотезу лучше всего в два этапа:

  1. качественное исследование — интервью, чтобы понять потребности клиентов;
  2. количественное исследование — опрос аудитории для подтверждения выводов.
Заранее определите, как будете измерять успех. Даже если гипотеза не подтвердилась, это все равно поможет сэкономить ресурсы и скорректировать стратегию.

💬 Вы когда-нибудь мечтали открыть свой бизнес?