Несмотря на беспечность Александра 1, начальник Генштаба Дибич принимает меры и отменяет смотр полка императором, во время которого Муравьев и Пестель планировали свергнуть царя.
Пестель подозревает, что выдал их Баранов. Поняв, что их полк раскрыт, Пестель срочно едет в Петербург и старается убедить Северное общество выступить, пока не раскрыли и их тоже.
Но Рылеев и Трубецкой не соглашаются выступить в Петербурге, когда Пестель говорит, что его полк раскрыли. То есть единство и взаимная поддержка у декабристов отсутствует.
Рылеев считает, что он победит и без Пестеля, ведь у него теперь связи со Сперанским и Мордвиновым, главными в Сенате.
Можно понять, почему вдруг Мордвинов, член Госсовета, так благоволит Рылееву. Это не случайно, ведь сенатор Мордвинов был той государственной фигурой, которой реальный Рылеев восхищался в своих одах, противопоставляя его "надменному временщику" Аракчееву. Рылеев писал о Мордвинове:
Один из дивных исполинов
Екатерининских времён —
На благо северных племён....
Белая пони - символ передачи власти
Александр 1 дарит сыну своего брата Николая, будущему Александру 2, белую лошадку, пони.
Это многозначная деталь, так как игрушечная белая лошадка неоднократно показывается в сериале в сценах наводнения. Это символ несбывшейся мечты Александра стать великим реформатором, даровать свободу стране. Это символ той самой надежды на перемены, о которой так часто упоминается в сериале в том числе и сторонниками свержения монархии, переворота.
Интересна здесь сцена, где Александр 1 рассказывает, что ему была в детстве подарена лишь игрушечная лошадка, хотя он мечтал о живой. Это символ того, что Александру 1 не было суждено осуществить желанные народу реформы.
Зато Александр 1 сделал важный символический жест - мечтая отойти от власти, которую ощущал как непосильный груз и возможно даже крест, именно он подарил живую белую лошадку своему племяннику юному Александру Николаевичу, который и осуществит мечту дяди, дарует свободу народу.
Символично и то, что мать юного Александра, супруга Николая боится, что мальчик упадет с лошади. Это тоже не случайная фраза. Все это символизирует общее дурное предчувствие, страх всей царской семьи перед властью, которая стала опасным нежеланным грузом. Мальчик не упадет в этот раз с реальной лошадки, но вот монарх в России все более и более обречен с каждым поколением.
Лошадка, царская лошадь - символ того, как властитель распоряжается своей властью и как он относится к своему народу. Лошадь - по сути символ народа и страны. От "Песни о вещем Олеге" до "Медного всадника" у Пушкина, например, также есть такая символика. Смерть от коня - еще в "Песни о вещем Олеге" - символ смерти от власти.
Во время наводнения при Александре 1 мы видим игрушечную белую лошадку, лежащую в грязи, и тут же толпу оборванных несчастных нищих представителей народа. И Александр 1 не знает, что поделать с этим народным страданием. Он ощущает себя виноватым и бессильным, отворачивается и уезжает... А его мечта быть хорошим царем - она как та лошадка, просто лежит в грязи.
За эти глубокие символические сцены я люблю этот сериал.
В акте дарения лошадки ближайшие друзья императора, Милорадович и Аракчеев, заподозрили желание императора передать свои царские полномочия. Их взгляды очень в этом плане выразительны. И они не ошиблись. Внезапно император сообщает, что он уезжает в Таганрог, и для всех присутствующих понятно, что это путешествие какое-то странное, неожиданное и не логичное. Императрица обрадована лишь тем, что их общего друга Петра Волконского по этому случаю прощают, амнистируют, так как он необходим как ближайший друг и поверенный в тонком деле, которое замыслил император.
Понимая, что он уже не вернется, Александр 1 беседует со своим братом о троне.
Бунт - против устава
Начальник Гебель умоляет Муравьева-Апостола прекратить всякое действие, не предписанное уставом, но он не понимает, что Муравьев вообще никогда в жизни не желал действовать по уставу. Его ценности прямо противоположны, это индивидуализм и следование исключительно своей воле. Муравьев по философии жизни ближе к Наполеону с его лозунгами свободы и героизма, а это как раз то, что так обличал Лев Николаевич Толстой в "Войне и мире" (писатель был против веры в силу отдельной личности и отрицал ее способность противостоять чему-то более общему и сильному). Да и Достоевский не против того же самого разве в любом своем романе. Вообще в сериале очень сильно вот это дыхание классиков, и поэтому мне кажется, что любому филологу именно за это сериал особенно, скорее всего, интересен.
Все подозревают Баранова в предательстве, но Муравьев-Апостол не верит этому и спасает товарища от несправедливой мести.
Аракчеев: потеря смысла жизни
Любимую женщину Аракчеева Настасью Минкину зарезали дворовые люди, завидуя тому, что эта бывшая крепостная живет как барыня.
Аракчеев с горя как умом тронулся, хотя не совсем ясно, от чего он переживает больше - от смерти любимой или же оттого, что понимает, что император Александр 1 никогда не вернется из Таганрога.
Аракчеев признается обомлевшему Сперанскому, что "сейчас то самое время - шалить!" То есть даже он понимает,что император покидает правление в самый опасный момент, когда революционные планы реальны и всем известны.
Ему настолько плохо, что он даже обнялся со Сперанским.
Батеньков сообщает князю Трубецкому, что хотел бы должность председателя правительства в новом правлении если у декабристов все получится.
"Гамлет" на сцене в доме Щербатова
Нам не случайно показывают постановку "Гамлета" в домашнем театре князя Щербатова, который сочувствовал декабристам.
Князь Щербатов, в глубине души единомышленник Муравьева-Апостола, играет короля Клавдия и говорит о своем персонаже: "Редкостный подлец", имея виду убийство своего предшественника, родного брата.
Строки из Шекспировской пьесы звучат как крамола, как намек на русского монарха, которым все разочарованы:
Александр погребен. Александр превратился в ничто.
При этом Александр 1 еще не умер, но в сознании людей он как бы уже погребен, так что сцена с постановкой пьесы опять же глубоко символична.
Пьеса Шекспира заканчивается убийством короля, так же как и его убийцы Гамлета. Все это тоже предрекает судьбу персонажей. Основные заговорщики решатся, как и Гамлет свергнуть монарха, и в определенном смысле им это удастся, ведь в конечном итоге все придет к гибели монархии в России именно благодаря зачину декабристов. Но основные деятели восстания будут убиты и сами. Так что сюжет "Гамлета" явно перекликается с отношениями революционеров и власти.
Комментируя постановку Щербатова, его гость князь Трубецкой комментирует: "Все поменялось в царстве датском. Правда, цена!"
Гамлета играет, естественно, играет Муравьев-Апостол, герой, жаждущий справедливости, пусть даже ценой крови. Гамлет, как и Муравьев - борец, философ, гуманист и идеалист. Его мучает несовершенство реальности. Он не видит другого выхода, как поднять меч и убить беспощадно, но и сам погибнет в борьбе со злом.
Гамлет мстил за гибель отца, а Муравьев-Апостол за вои попранные идеалы, за неосуществленные надежды от тех, кого можно считать его символическим отцом - это Наполеон, провозгласивший республику, и Александр 1, вначале слывший свободолюбивым либералом.
Не случайно и то, что противника Гамлета, Лаэрта, играет барон Анфельт, который приехал следить за Южным обществом.
Офелия - это сама страна. У Шекспира она олицетворяет Данию, а в постановке Щербатова - конечно, Россию. Лаэрт-монархист и революционер Гамлет яростно дерутся между собой не просто за любовь к девушке, а за право считаться лучшим патриотом. Кто из них правее, кто сильнее и беззаветнее любит Родину, и кто ей нужнее? Вот в чем вопрос.
Мы знаем, что и в пьесе Шекспира, и в сериале, Офелия безумно влюблена именно в Гамлета... Это тоже о роли декабристов для России, о том, что революция в России все-таки рано или поздно свершится.
Также в "Гамлете" у Шекспира, как и сериале, красной нитью звучит тема безумия.
Разумные - и безумные
В сериале действует противопоставление лагеря "безумных" (все сочувствующие идее свободы, свержения монархии) и разумные (люди времен Екатерины 2, Аракчеев и т.п., призванные поддерживать монархию и порядок).
"Искренность и есть безумие", утверждает Муравьев-Апостол. Потом он передает записку в дом Щербатова: "Безумцы меняют мир".
Аракчеев в истерике после отъезда императора в Таганрог, но Милорадович один знает, как его укротить. "Слишком разумен ты для безумного." Это означает, призвание Аракчеева - укрощать как себя , так и остальных. укрощать безумие и беспорядок. Кому-то ведь надо это делать.
Князь Волконский, ближайший друг императора, назначает князя Трубецкого начальником Военштаба, а это значит, что у заговорщиков теперь будет не меньше штыков, чем у гвардии Милорадовича.
Чрезвычайный посол Петр Волконский не мог не знать о роли Трубецкого в тайном Северном обществе. К тому же он был шурином декабриста Сергея Волконского.
Зачем он добровольно усилил заговорщиков? да и сам Александр 1 зачем уехал в столь опасный момент, как бы открыв дорогу и зеленый свет мятежникам? Неужели втайне и сам желал переворота?